Начало ХIХ века проходило в России под правлением страной Павлом. Екатерина II оставила своему сыну Павлу I Российскую империю в более благополучном состоянии, чем получила. Так, если в середине XVIII в. численность населения страны составляла 19 млн. человек, то к концу столетия численность увеличилась до 36 млн. Такой рост населения был не только за счет присоединения новых территорий, но и за счет естественного прироста населения. Общее число фабрик и мануфактур выросло с 500 до 1500. При этом увеличилось число собственников, в том числе из крестьян. Сумма государственных доходов увеличилась с 16 млн. рублей до 69 млн. рублей, т.е. выросла более чем вчетверо. Была также создана банковская система.
Однако, начиная с конца XVIII и по первую треть XIX в., в социально-экономическом положенииРоссии появились предкризисные процессы, вызванные тем, что в экономике основанной на феодальных формах хозяйствования, стали быстро набирать силу новые рыночные отношения. В целом в стране, несмотря на различия в экономической политике Павла I, Александра I и Николая I сохранялась имперская модель модернизации, заложенная еще Петром I и которая основывалась на ведущем значении государства во всех преобразованиях в стране. При этом доминировали политические и, прежде всего, военные факторы. Укрепление государственной власти на огромной территории сопровождалось бюрократизацией общественной жизни.Так, если в 1804 – 1805 гг. на 40 млн. населения приходилось 13 тыс. чиновников, то в 1847 г. на 74 млн. населения было уже 61 тыс. чиновников. При такой системе возникал дефицит финансовых ресурсов, для сокращения которого в стране была создана система компенсаций, основанная на использовании даровых источников: крепостном труде, природных ресурсах и военных приобретениях.
При Павле I (1796 – 1801), который был известен своей любовью к прусским порядкам, была проведена реорганизация русской армии по немецкому образцу. Одновременно были уничтожены дворянские привилегии, а в стране вместо «просвещенного абсолютизма» проводилась политика «железной лозы». Кроме того, началась постепенная замена коллегий на министерства, была проведена губернская реформа, предпринимались некоторые меры для смягчения положения крепостных. Например, в апреле 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине.
Экономическая политика Павла I не была однозначной. В ней, с одной стороны, много прогрессивных преобразований, благотворно влиявшие на развитие и укрепление экономики. К таким преобразованиям следует отнести меры по созданию новых заводов и фабрик, новых производств на основе передовой зарубежной техники. С другой стороны, определенным ее минусом явились практические шаги в области финансов и внешней торговли, вызвавшие крайнее недовольство купечества и дворянства, что стало, в числе прочих, одной из причин заговора против Павла I.
Павловское царствование, как никакое другое в истории российского самодержавия, долгое время было окутано завесой молчания, изъято из гласного исторического освещения. В исторической литературе принято считать, что хозяйственная деятельность Павла I, привела к тому, что с этой поры Россия начала экономически отставать от государств Европы. Однако не верно приписывать весь негатив одному царствованию, при этом очень короткому. Причинами экономического отставания России следует считать то, что преемники Петра I не смогли довести его преобразования до логического завершения.
Вступление на престол в марте 1801 г. Александра I (1777 – 1825) было встречено российским обществом с большими надеждами. Правительство и ближайшее окружение императора деятельно взялись за преобразовательную работу в либеральном духе. В этом направлении императором были проведены правительственные реформы и в первую очередь – в учреждении министерств.
Следует особенно подчеркнуть, что свои политические и экономические шаги Александр I, как и Петр I и Екатерина II делал, опираясь не на правительственные структуры, а на друзей-единомышленников. Уже в 1801 году для социально-экономического реформирования страны был образован так называемый Негласный комитет, который объединил прогрессивно настроенных деятелей, личных друзей Александра I –В. П. Кочубея, Н. И. Новосильцева, П.А. Строганова и А.Чарторыйского. Ведущим его консультантом стал статс-секретарь М. М. Сперанский.
Члены комитета подготовили программу в области экономической политики, составленную в либеральном духе. Аргументы для ее обоснования они черпали из сочинений Адама Смита, в частности потому, что Новосильцев, Кочубей и Чарторыйский получили образование в Англии. Поклонником идей английского экономиста был и Александр I. В разрабатываемой ими программе главными являлись положения о свободе внешней торговли, направленные против торгового меркантилизма. При его участии были проведены некоторые либеральные преобразования, прежде всего в аграрном секторе:
– в 1803 г был издан указ о вольных хлебопашцах, дававший право помещику освобождать крестьян с землей за выкуп;
–прекращалась раздача казенных крестьян в частные руки;
–осуществлялась аграрная реформа в Латвии и Эстонии, предусматривающая отмену крепостного права для крестьян, но без наделения их землей;
– разрешалась покупка земли купцам, мещанам и казенным крестьянам (помещичьи крестьяне получили это право только в 1848 г.).
В 1802 – 1812 гг. была проведена реформа высших органов управления. Первоначально были созданы 8 министерств, взамен петровских коллегий, затем их число увеличилось до 12. Административные методы управления использовались и в регламентации предпринимательской деятельности. В соответствии с манифестом от 1 января 1807 г. «О даровании купечеству новых выгод, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» в стране установилось два рода купеческих товариществ (торговых домов): полное товарищество и товарищество на вере.
Полное товарищество:
- солидарная ответственность по делам предприятия всем своим имуществом;
- привлечение только родственников и близких знакомых;
- возможность участия только в деятельности одного предприятия.
- Товарищество на вере:
- ответственность только в сумме взносов;
- возможность привлечения вкладчиков со стороны;
- возможность вкладчиков участвовать в деятельности нескольких подобных обществ.
В это же время начинают создаваться товарищества по участкам – это первые акционерные общества, однако большого развития до 1830 г. они не получили. Это определялось многими факторами, в том числе и сложившейся в условиях абсолютизма разрешительной системой предпринимательства. Так, например, для образования новых акционерных обществ было необходимо, чтобы их уставы утверждались министерством по ходатайству учредителей. При этом решение о создании должно было получить одобрение Комитета министров. Разрешение на учреждение компании давалось правительством, утверждалось императором и затем объявлялось Указом Сената.
В данный период времени начинает складываться особое акционерное законодательство, имевшее сепаратный (ограничительный) характер и содержавшее в самом общем виде принцип ограниченной ответственности акционеров. Регламентация коснулась не только производственной, но и торговой деятельности, и была направлена на ограничение процесса перехода крестьян в купеческое сословие.
Наиболее полно условия, при которых крестьянин-предприниматель мог записаться в купеческую гильдию, были сформулированы в указах от 20 и 24 октября 1804 г. К этим условиям относилось:
– необходимость доказательства того, что крестьянин фактически издавна ведет купеческий промысел;
– наличие письменного удостоверения общины, из которой вышел крестьянин, об отсутствии у данного человека недоимок и долгов и подтверждения того, что его земля не будет пустовать;
–обязательство городского общества, принимающего крестьянина, заплатить за него до новой ревизии все по крестьянской подати;
– требование уплаты причитающихся налогов и сборов за три года по обоим сословиям;
–доказательство того, что крестьянин –«отпущенный помещиком на волю человек».
Вместе с тем заметно расширялись сферы крестьянской торговли. Указом 9 апреля 1804 г. крестьяне получили право на собственную мелочную торговлю, хотя и в ограниченной номенклатуре товаров, а указ от 23 февраля 1806 г. разрешил крестьянам ранее запрещенную оптовую торговлю, а также широкую торговлю импортными товарами. Согласно же «Дополнительным правилам», опубликованным 29 декабря 1812 г., разрешалась самостоятельная, без доверенности от купца, предпринимательская деятельность крестьянина, при условии осуществления платежей по четырем видам торговых свидетельств от 40 до 2500 руб. Но, несмотря на значительно расширившийся допуск к деловым операциям, крестьяне были лишены равных прав с гильдейским купечеством.
В 1809 г. под руководством М. Сперанского был разработан новый проект российских законов, известный под названием «Введение к уложению государственных законов». Его основной целью было не только упорядочить устаревшее законодательство Российской империи, но и приблизить правовые нормы к требованиям развивающихся рыночных отношений как внутри страны, так и с учетом европейских законов. Наиболее существенным достоинством этого проекта было то, что в нем был заложен принцип разделения всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной на основе формирования системы центральных и местных учреждений.
В 1810 – 1812 гг. Сперанским было подготовлено несколько финансовых мероприятий. Среди них наиболее значимым стало введение в стране новых размеров прямых налогов: подушная подать с крестьян и мещан увеличивалась с рубля до двух рублей, был также введен налог на дворянские имения, на земли помещиков. Недовольство привилегированных слоев российского общества привело к отставке реформатора.
В первые годы царствования Александра I Новый курс правительства был фактически направлен на приспособление российского абсолютизма к развивающимся
капиталистическим отношениям в стране. Так, указом от 14 марта 1801 г. Александр I отменил запрет Павла I на вывоз сельскохозяйственного сырья и снял эмбарго на ввоз из Англии товаров промышленного и культурного назначения. Манифест Александра I от 2 апреля 1801 г. провозгласил свободную торговлю и открыл для русских купцов широкую возможность вывоза товаров за границу. Правительство заключило новый торговый договор с Англией. Участие в торговой войне против Англии было прекращено.
Однако проводимая политика свободной торговли вызывала сильное недовольство нарождавшейся буржуазии. Ее идеологами были граф Н. С. Мордвинов (1754 – 1845) крупнейший русский экономист первой половины XIX в., сторонник индустриального развития страны, председатель департамента государственной экономии, граф Н. П. Румянцев (1754 – 1826) министр коммерции, затем министр иностранных дел и статс-секретарь граф М. М. Сперанский (1772 – 1839). Они считали, что российская промышленность не достаточно развита по сравнению с уровнем ведущих стран Европы, а поэтому Россия не может использовать фритредерство во внешнеэкономических связях, что такая мера подорвет зарождающееся в стране капиталистическое хозяйство, так как ещё Россия не готова конкурировать с иностранной промышленностью. Они разработали планы вывода России в число передовых торговых держав мира, путем проведения гибкой таможенной политики на основе умеренно протекционистской тарифной системы.
Министр коммерции Н. П. Румянцев предложил Александру I программу развития внешней торговли России, независимой от иностранцев, захвативших, по его словам, «активный торг» в свои руки. В интересах подъема отечественной торговли он выдвинул проект объединения управления внешней и внутренней торговлей в едином Министерстве коммерции, считал необходимым создание палаты коммерческого суда для решения дел по торговле, разработки коммерческого кодекса, учреждения коммерческих банков и страховых компаний. Его программа предусматривала активное участие России в международных торговых отношениях. Она сводилась к трем основным положениям:
1. Импорт следует ограничить в интересах внутреннего производства.
2. Экспорт должен проходить под покровительством государства, которое должно устранять всякие препятствия и изыскивать новые рынки сбыта.
3. Правительство должно взять также под свой контроль транзитную торговлю.
Под руководством Румянцева в 1803 г. был разработан пониженный тариф для импорта, что было выгодно для купцов, торговавших с зарубежьем; началась разработка нового таможенного тарифа, предусматривающего свободу вывоза и ограничение ввоза хлеба. Румянцев выступал защитником «системы национальной торговли» и отрицательно относился к льготам для иностранных купцов. Со странами Западной Европы предлагал торговать без посредников, и был противником торговых договоров с ними, так как, по его мнению, такие договоры в тот период были невыгодны для России. С 1802 г. по инициативе Н. П. Румянцева началась публикация годичных отчетов о внешней торговле Российской империи. Н. П. Румянцев организовал выпуск Российской Академией наук журналов «Коммерческие вести» и «Виды государственной внешней торговли». В целом планы Румянцева можно оценить как умеренно-либеральные.
Однако реализация программы Румянцева была прекращена из-за участия России в непрерывных войнах, которые приводили к росту военных расходов и в связи с этим к общему ухудшению экономического положения страны. В первой четверти XIX в. на экономику страны большое влияние оказывали непрерывные военные действия, которые проводила Россия. Так, в 1804 – 1813 гг. –это была война с Персией, в 1805 – 1807 гг. –в союзе с Англией, Австрией, Пруссией и Швецией против наполеоновской Франции, в 1806 – 1812 гг. – война с Турцией, в 1808 – 1809 гг. – со Швецией и, наконец, – Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813 – 1814 гг.
Внешнеэкономические связи России в начале XIX в. определялись, в большей степени, торговыми отношениями с Англией и Францией. Так, взаимная заинтересованность торгово-промышленных кругов Франции и России привела к восстановлению экономических связей и возобновлению в 1802 г. коммерческого договора 1787 г. Торговля Франции и России (особенно на Черном море) приобрела регулярный характер.
Англичане прочно утвердились на русском рынке. Они сбивали цены или перекупали иногда совсем ненужные им товары (табак), чтобы не допустить усиления конкурентов-французов. Даже товары традиционного французского экспорта (предметы роскоши, вина) доставлялись в Россию не французами, а англичанами и голландцами. Англичане держали в своих руках половину русского внешнеторгового оборота. Французы не могли конкурировать с англичанами и голландцами и по количеству судов, отправляемых к берегам России: Англия ежегодно посылала до 500 судов, Голландия –200 – 300, а Франция в 1802 г. –всего 10. Молодая французская буржуазия, уступая в конкурентной борьбе более опытной и экономически сильной английской, нуждалась в разносторонней государственной поддержке. Наполеон Бонапарт предпочитал защищать интересы французской буржуазии не франком, а штыком. Однако ни в период франко-русского примирения 1801 – 1803 гг., ни позднее в период франко-русского союза 1807 – 1812 гг. Наполеон не смог обеспечить торговой буржуазии своей страны необходимую финансовую поддержку, а поэтому даже в условиях изгнания англичан с русского рынка она не смогла на нем главенствовать.
Еще более слабым в экономическом отношении было русское купечество. Оно также нуждалось в покровительстве и защите самодержавного государства. По тем же причинам, что и Наполеон, правительство России не смогло выделить торговому сословию необходимых кредитов и форсировать строительство торгового флота – армия и войны требовали слишком много денежных средств. Поэтому франко-русская торговля начала XIX в. развивалась недостаточно эффективно. Поражение русских войск в Аустерлицком сражении 20 ноября 1805 г. и последующие неудачи 1806 – 1807 гг. в войне с Францией заставили Александра I в 1807 г. подписать унизительный Тильзитский мир с Наполеоном и присоединиться к континентальной системе (блокаде) Англии, объявленной в 1806 г. Францией. Смысл континентальной системы заключался в прекращении торговых и иных сношений с Англией с тем, чтобы измором принудить ее к капитуляции перед Бонапартом.
Англия была сильна своей торговлей и своими колониями, она была страной преимущественно промышленной, а поэтому нуждалась в привозных продуктах потребления, без которых экономическая жизнь страны могла быть полностью парализованной. Следует отметить, что участие России в континентальной системе имело определенную поддержку в кругах общества, считалось, что благодаря союзу с Францией можно ликвидировать монополию Великобритании на торговлю с Востоком и торговые связи России с Азией могут опять возобновиться.
Однако, участие в континентальной блокаде, с одной стороны, лишило помещиков возможности сбыта сельскохозяйственных продуктов в Англию, цены на них упали. С другой стороны возникли затруднения ввоз в Россию промышленной продукции, машин и оборудования, что ослабляло отечественную промышленность, особенно металлургическую, столь важную для ведения войны. Цены на импортное сырье значительно повысились. Результатом стало сокращение внешней торговли, утечка золота и падение курса рубля. Наполовину разоренные помещики и купцы лишились возможности исправно вносить налоги. Все это приводило к оскудению казны и ослаблению военной мощи России.
В этих условиях полностью прекратить торговлю России с Англией оказалось невозможным. Несмотря на строгие меры, установленные по условиям блокады, английские товары проникали в Россию на нейтральных судах. Н. С. Мордвинов и М. М. Сперанский даже разработали «Положение о нейтральной торговле на 1811 год», которое было опубликовано 19 декабря 1810 г. Наполеон Бонапарт увидел в этих мерах нарушение Тильзитского договора. Фактический отказ России от континентальной блокады обострили отношения с Францией. Началась торгово-таможенная война между двумя странами, которая, стала одной из главных причин нападения Наполеона на Россию 12 июня 1812 г.
Отечественная война 1812 г. тяжело отозвалась на состоянии экономики России. Москва – центр фабричной промышленности и торговли – была сожжена, финансы пришли в полное расстройство – курс ассигнаций упал до 20 копеек серебром. Только, специальные военные расходы составили 157 млн. рублей, а затраты по бюджету на армию и флот были равны за три года (1812 – 1814) 769 млн. рублей, то есть общие расходы на войну, не считая причиненного неприятелем огромного ущерба, достигли свыше 900 млн. рублей. Чрезмерно выросшие военные расходы привели финансы страны в критическое состояние. Дефицит бюджета с 1803 по 1809 г. увеличился на 135 млн. рублей. В такой ситуации нельзя было рассчитывать на получение иностранных займов и поэтому приходилось изыскивать источники средств внутри страны.
Одним из таких источников были доходы от внешней торговли. Однако после окончания наполеоновских войн океанские коммуникации из Европы на Восток были восстановлены, и посредническая роль России стала неуклонно падать. Доля иностранных товаров, провозившихся через Россию транзитом, сократилась в русском экспорте в Китай с 54,5% в 1801 г. до 37,7% в1826 г. В 1840 г. транзитная транспортировка товаров полностью прекратилась.
В начале 1820 г. Александр I переходит к ужесточению внутренней политики, получившей название аракчеевщины (по имени военного министра). Для этого были две причины. Во-первых,финансовые проблемы государства. Для снижения расходов на армию начали создаваться военные поселения, представлявшие собой особые формы соединения ратного и сельского труда и просуществовавшие до 1830 г. Во-вторых, борьба с распространением в обществе радикальных политических идей после победы России над бонапартистской Францией. Кульминацией такого развития событий стала расправа над декабристами.
В первой половине Х1Х Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 90 % её населения. Около половины аграрного сектора составляли помещичьи хозяйства, другая половина занимала система государственного феодализма. Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В этих целях применялся наемного труда крестьян-отходников, расширялись посевы пшеницы, улучшалось техническое оснащение производства (использовали сеялки, веялки, молотилки). Картофель, ставший основным продуктом питания населения, превратился в полевую культуру. Однако в основном помещичьи имения продолжали применять принудительный труд крепостных крестьян.
Вступление на престол Николая I (1825 – 1855 гг.) сопровождалось укреплением личной власти царя и усилением централизации в государстве. Для этого была создана полицейско-бюрократическая система. Бюрократическая система охватила всю страну, армия чиновников выросла до 70 тыс. человек, причем половина из них были военные. Общество было недовольно деспотическим и бюрократическим правлением Николая I.
Александр II (1955 – 1881) осуществил отмену крепостного права, провел реорганизацию местного управления (в губерниях и уездах создавались земства, выборные
органы из представителей всех сословий, занимавшиеся вопросами развития просвещения и здравоохранения), были также проведены городская, судебная, военная реформы и проведены реформы в сфере образования и печати. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Помимо этого в экономике были проведены реформы более частного характера: отмена винных откупов и замена их единой системой акцизов и патентных сборов (1863).
Принципиальным отличием реформ 60 – 70 гг. от всех предшествующих стало создание юридических гарантий предпринимателям со стороны государства. Они были закреплены в «Положении о пошлинах за право торговли и других промыслах» от 8 января 1863 г., это положило конец неравенству сословий в правах на занятия частнопредпринимательской деятельностью. Ограничения, просуществовавшие до 1917 г., устанавливались для евреев, государственных служащих, священников православной церкви, протестантских пастырей, их жен и несовершеннолетних детей. Военные, как солдаты, так и офицеры, могли заниматься коммерческой деятельностью только через уполномоченных.
Положение оставило две купеческие гильдии, отменив разряд «торгующих крестьян». Гильдейские свидетельства первого разряда приобретали оптовые торговцы, работающие на всей территории России. Гильдейские свидетельства второго разряда брались владельцами промышленных заведений, в которых имелись машины с паровым или водяным двигателем или же насчитывалось более 16 рабочих. Прогрессивным в этом положении было введение экономического признака для разделения промышленных заведений по техническому оборудованию и числу рабочих. Помимо этих гильдий имелся разряд «мелочный торг», а также «развозной», «разносный».
Все указанные преобразования оказались весьма значительными для экономики, т.к. ознаменовали начало стадии подъема рынка и нарушения прерывности в модели экономического развития страны, хотя и не отличались последовательностью. Таким образом, при царствовании Александра II Россия приблизилась к передовой европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг к превращению России в буржуазную монархию, однако убийство народовольцами императора Александра II первого марта 1881г. изменило общее направление правительственного курса.
Правительство Александра III (1881 – 1894) проводило глубоко консервативную политику на принципах неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Территория Российской империи продолжала увеличиваться за счет, в основном, Средней Азии. Численность населения составляла в 1897 г. 128 млн. человек из них 13 % было городское население. К концу Х1Х века сложились резкие диспропорции в экономике: при бурном росте промышленности наблюдался вялотекущий застой в сельском хозяйстве, который практически нельзя было преодолеть в сложившихся условиях.
Источник: Краткая история российской экономики. Учебное пособие.2-е доп. изд. под ред. проф. Ю.П. Филякина — М.: Меридиан, 2007. — 320 с.