В последние годы в Воронеже и области понемногу сокращается количество хозяйственных преступлений, связанных с уличными и квартирными кражами. Означает ли это, что карманников и форточников стало меньше или они решили вести более праведный образ жизни? К сожалению, нет. Просто экономическая преступность стала перемещаться в другие сегменты, более безопасные и, можно сказать, хитроумные.

Поскольку состоятельные воронежцы всё больше пользуются личным, а не общественным транспортом, воришкам в маршрутках приходится довольствоваться лишь мелкими суммами от краж не слишком преуспевающих граждан. Да и переход на платёжные карты и безналичный оборот подрывают их криминальный бизнес — ведь украденная банковская карта без пин-кода вещь бесполезная. А похищение мобильников и ювелирки — работа более рискованная.

Что же касается квартирных краж, то и здесь ситуация для криминала ухудшается, поскольку камеры наблюдения теперь ставят повсюду — на улицах, в подъездах, в частных домовладениях и квартирах. Правда, в ковидный год преступникам нередко помогают медицинские маски и перчатки, но от современных средств распознавания личности по походке и лицу (пусть даже частично скрытому) уйти всё сложнее.

На фоне этих проблем для части криминальных бизнесменов открываются иные возможности, связанные, во-первых, с менее рисковыми действиями, и, во-вторых, с дистанционными онлайн-операциями. Коротко поговорим о тех и других.

Фэйк-бизнес с малыми рисками

Предприимчивые воронежцы с криминальными наклонностями ныне предпочитают такой вид деятельности, который бы не приводил к прямому столкновению с правоохранительными органами. Иными словами, пострадавшим гражданам было бы стыдно обращаться в полицию из-за своей чрезмерной доверчивости и глупости. Но даже если они и обратятся, то состава преступления правоохранители вряд ли найдут (зная об этом, курские полицейские стали бороться с фэйковыми бизнесменами методами лифлетинга).

Какие же виды фзйковых действий имеются в виду? Во-первых, все виды уличного попрошайничества и апеллированию к жалости. Если вы дали какому-то нищему или инвалиду деньги, а потом увидели, что эти люди совсем не то, за кого себя выдают (или действуют в составе организованной группы), то восстановить справедливость и вернуть себе утраченное вряд ли удастся. То же самое можно сказать о гадалках, доморощенных магах и экстрасенсах.

Интересно отметить воронежских «инноваторов» фэйкового бизнеса. Например, в последнее время на центральных улицах Воронежа можно встретить женщину вполне благообразного вида, в очках, лет 45-50-ти. Эта чисто одетая женщина подходит к какому-либо прохожему и со всей непосредственностью спрашивает: «Простите, вы не могли бы купить мне что-либо покушать?». Заметьте, нет привычного обращения «помочь», исходящего от сомнительного вида мужчины с явственным запахом перегара. Психологический расчёт здесь более тонок — вызвать сочувствие и некоторое смятение от неожиданной просьбы. Как правило, просительнице дают деньги, а не покупают продукты питания. Инновация действует настолько хорошо, что мошенница сделала её постоянным источником заработка, изредка меняя локацию.

Надо ли говорить, что такой неэтичный вид бизнеса неподвластен правоохранителям. Просьба купить еды не является административным, а тем более уголовным правонарушением, так что говорить не о чем. Для реализации такого «предпринимательского замысла» нужно лишь немного артистизма, беспринципность и большая доля цинизма.

Теперь обратимся к мнимым газовикам, сантехникам, медикам. О их сомнительном бизнесе и обмане потребителей (чаще всего, людей преклонного возраста) уже писала пресса.

Суть операций мнимых представителей газовой службы или управляющей компании состоит в том, что одетые в рабочую форму люди заявляют, что использовать далее определённый вид оборудования (газовые плиты, колонки, газоанализаторы, водяные или электрические счётчики, дополнительные водяные фильтры) далее невозможно, поскольку срок их эксплуатации истёк и требуется замена. Естественно, замена осуществляется по завышенным ценам и часть с использованием некондиционного (т.е. дешёвого оборудования). После установки оборудования мнимые монтажники (ремонтники) растворяются без каких либо достоверных координат.

Как мы уже упомянули, в числе пострадавших чаще всего оказываются пенсионеры, привыкшие доверять государственным службам. На злоупотреблении доверием и построен данный фэйк-бизнес.

Стоит упомянуть также и другие эмоции, которые служат главным мотивом теневых предпринимателей. Это могут быть такие сильные чувства как жадность и страх.

Возьмём жадность и желание сэкономить. Когда к таким людям поступают звонки, например, от оконной компании, и предлагается бесплатно провести профилактику, они сразу соглашаются — ещё бы, это так здорово подремонтировать стеклопакеты задаром! Но желание сэкономить обращается против самого потребителя. Пришедший мастер за незначительную регулировку выписывает совсем нешуточные счета, говоря о том, что это лишь вызов или визуальный осмотр бесплатны. Всё остальное требует оплаты — и, как правило, довольно солидной. Таким образом, скупой платит дважды.

Что же касается страха, то на этом чувстве играют мнимые медики. Их фэйковый бизнес основан на том замысле, что клиента надо запугать, вызвать страх за своё здоровье. А страх преждевременной кончины — очень сильное чувство. На указанном замысле в Воронеже действовало несколько мошеннических «предприятий», которые обустраивали офисы в престижных районах города. Сотрудники этих медицинских фирм обзванивали потенциальных клиентов и предлагали бесплатное обследование. В ходе «диагностики» (с использованием мудрёной техники, часто служившей для отвода глаз) у пациента обнаруживали опасную болезнь, на лечение которой требовались немалые суммы. Испуганному «больному» тут же оформляли кредит и брались гарантированно излечить его от внезапной напасти. В итоге все оставались довольны — и мнимые медики, и «исцелённые» благодаря им клиенты.

Мы не будем и далее продолжать список «предпринимательских идей» фэйковых бизнесменов офлайнового толка и перейдём к «дистанционщикам».

Онлайновый и дистанционный фэйк-бизнес

С увеличением числа пользователей интернета и банковских карт стал стремительно развиваться мошеннический бизнес на злоупотреблении доверием не очень бдительных граждан. Основной задачей телефонных и интернет-мошенников является облегчение карманов своих сограждан, особенно если те имеют средства на банковских счетах и пользуются электронным банкингом.

Наиболее распространёнными схемами дистанционного (обезличенного) мошенничества являются телефонные звонки от абонентов, работающих под именем сотрудников банков, и обман удалённых собеседников на почве прочих мотивов (например, на том, что близкий родственник попал в автомобильную аварию).

Поскольку практически все схемы современного онлайнового фэйкового бизнеса замешаны на злоупотреблении  доверием, они акцентированы на формирование соответствующей атмосферы, где не должно возникать подозрений и сомнений у потенциальной жертвы. Телефонные мошенники, как правило, знают о наличии и величине вкладов потерпевших, говорят уверенными голосами с поставленными интонациями, неплохо психологически оценивают ситуацию.

Более того, наиболее продвинутые теневые бизнесмены прибегают к помощи искусственного интеллекта, способного генерировать заданный оператором голос. Ну как тут не поверить, если родственники слышат голос своего ребёнка или внука?

Разумеется, телефонным и интернет-мошенникам гораздо легче обмануть обычных граждан, нежели системы безопасности коммерческих банков. Отсюда и проистекает выгодность такого рода фэйк-бизнеса, где против дилетантов играют хорошо подготовленные профессионалы.

1 Comment

  • Елизавета:

    Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например « обналичке », тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *