Конец первого десятилетия XXI в. ознаменован мировым экономическим кризисом. В результате социальные проблемы вновь приобретают чрезвычайную остроту даже в странах, уже несколько десятилетий стабильно занимающих первые позиции мирового рейтинга качества жизни населения. Перед «государствами всеобщего благосостояния», «социальными государствами» в сложных экономических условиях встала задача сохранения основных приоритетов своей внутренней политики.

В ещё более трудном положении находятся страны, которые переживают процесс становления модели социального государства. В Российской Федерации в течение последних 20-ти лет произошли коренные перемены парадигмы социальной политики. В конце 1980-х — 1990-е гг. — отказ от государственного патернализма в социальной сфере и переход к монетаристскому курсу, означавшему в наших условиях фактически полный отказ государства от ответственности за негативные последствия стремительных рыночных реформ и шоковой терапии. Одновременно Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., провозгласила Россию социальным государством. Однако практически никаких реальных шагов, не говоря уже о стратегии построения этой модели, в 1990-е гг. не осуществлялось. В эти же годы в отечественной науке проявилась тенденция упрощённого понимания социальной политики, вплоть до отождествления её исключительно с государственной помощью отдельным, наименее защищённым слоям населения.

Опыт государств «всеобщего благосостояния» исследовался рядом отечественных учёных, но вопрос о его практическом применении не нашёл решения на уровне формирования государственной социальной политики. В начале нового тысячелетия очевиден поворот, связанный с осознанием глубины социальной пропасти, в которой оказалась страна. Социальные аспекты в политике государства выходят на первый план. Ставятся задачи борьбы с бедностью, улучшения демографической ситуации; стартуют приоритетные национальные проекты, направленные на решение самых насущных проблем, касающихся каждого россиянина — продовольственной безопасности, охраны здоровья, возможности приобрести жилье и качественное образование. Таким образом, сделаны первые шаги в реализации конституционной нормы «Россия — социальное государство», хотя целостная концепция такого государства применительно к нашей стране пока еще до конца не сформирована.

Научное осмысление социальной политики в новых рыночных условиях приводит исследователей к расширенному её пониманию, в частности, как системы целенаправленных государственных мероприятий по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны [1].

По нашему мнению, социальную политику в условиях постиндустриального общества следует понимать как комплексную, многогранную деятельность государства, осуществляемую им в процессе управления социальным развитием общества [2, с. 5].

В последние годы отечественная политическая наука исходит из того, что анализ социального государства возможен на трёх базовых уровнях:

• концептуальном (идея и её развитие в целом ряде научных направлений);

• нормативном (принципы, закреплённые в Основных законах многих государств);

• эмпирическом (практика деятельности государственных институтов по осуществлению эффективной социальной политики) [3, с. 6; 4, с. 10].

Исследование феномена социального государства на концептуальном уровне предполагает: научное осмысление его понятия и основных признаков, выделение этапов его становления, анализ различных его моделей; прогноз перспектив его идейного развития.

Введение в научный оборот термина «социальное государство» осуществил немецкий экономист и государствовед Лоренц фон Штейн в 50-е гг. XIX в. В его понимании социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» [5]. Таким образом, в качестве отличительного принципа социального государства выделялась его направленность на создание достойного уровня жизни всем гражданам и социальным группам.

В XX в. особенностью генезиса научных представлений о социальном государстве явилась тесная связь теоретических исследований и практических шагов, предпринимаемых рядом стран в их внутренней политике. Экономической основой социального государства многие ученые и практики признали особый строй — социально ориентированную рыночную экономику, которая предполагает синтез экономической свободы и государственного регулирования. Данный термин был введен в научный оборот в 1947 г. сподвижником Людвига Эрхарда, немецким экономистом А. Мюллером-Армаком. Сам Людвиг Эрхард в своих реформах по возрождению послевоенной Германии придерживался базового принципа социального государства — «благосостояние для всех». В качестве неотъемлемых элементов нового социально-экономического порядка он выделял:

— создание социальной структуры с массовой покупательной способностью всех слоев населения;

— обязанность государства через управление процессами конкуренции и использования личного стремления каждого к трудовым достижениям обеспечить всем трудящимся соответственно росту производительности постоянное повышение заработной платы;

— преодоление неприязни между богатыми и бедными путем обеспечения благосостояния для всех.

По мнению Л. Эрхарда, политика государственного невмешательства в социально-экономические процессы неприемлема для демократического общества: «Самоустранение от дел свободного государства, такого, как наше, подрывает его строй и только открывает дорогу для элементов, которые позволяют себе забыть об общих интересах, воплощенных в государстве, и думать о себе и о собственных своекорыстных интересах» [6, с. 569].

Исследование феномена социального государства в России началось сравнительно недавно — в 90-е гг. XX в. Западная традиция пристального внимания к экономическим основам «социальности» государства поддерживается многими авторами. К примеру, по мнению П.К. Гончарова, «успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества» [7, с. 51].

Ряд российских учёных подчеркивают ярко выраженный политический характер социального государства, что означает сознательное взятие властью на себя социальных обязательств по созданию достойных условий жизни и развития граждан в целях сохранения социальной и политической стабильности [8, с. 41].

По нашему мнению, обеспечить социальный характер государства в современных условиях возможно исключительно на базе комплекса высокоразвитой рыночной экономики и политической демократии. В политике социального государства можно выделить следующие приоритеты, делающие его таковым.

1. Поощрение плюрализма и состязательности различных форм собственности (частной, государственной, коллективной) ради предотвращения монополизации с ее негативными социально-экономическими последствиями.

2. Государственное участие в нормализации отношений работодателей и наёмных работников, трипартизм — трёхсторонняя система социального партнерства (работодатель — наёмный работник — государство).

3. Курс государства на обеспечение всеобщей занятости.

4. Налоговая политика, которая предусматривает частичное перераспределение доходов с целью поддержки малоимущих слоев населения и предотвращения социально опасного уровня имущественного расслоения.

5. Государственные программы социального страхования, охватывающие подавляющее большинство населения.

6. Эффективная система социальной защиты и обеспечения неконкурентоспособных в условиях рынка слоев населения.

7. Демократические принципы в основе функционирования политической системы, защита прав человека, прежде всего его права на труд и достойный образ жизни.

В настоящее время негативное влияние экономического кризиса и посткризисной депрессии на социальную ситуацию в России очевидно. В результате кризиса обострились многие социальные проблемы населения. По данным Росстата, в 2009 г. реальные цены возросли в среднем на 25%, тарифы на услуги ЖКХ — на 19,4%, а доходы населения увеличились всего на 1,1%. К началу 2010 г. 15% россиян жили за чертой бедности [9, с. 16]. Правительством Российской Федерации избрана стратегия выхода из кризиса, ориентированная на первостепенность социальной составляющей осуществляемых трансформаций. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. в числе семи основных приоритетов предусматривала исполнение публичных обязательств государства перед населением в полном объеме:

• оказание поддержки гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса;

• усиление социальной защиты населения;

• повышение объёмов и качества оказания социальных и медицинских услуг;

• улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами;

• сохранение трудового потенциала, расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения [10].

Одним из базовых положений государственной антикризисной концепции стало осуществление комплексных мероприятий по оздоровлению социальной ситуации, осуществляемых совместно федеральными структурами, органами субъектов федерации, местным самоуправлением. Таким образом, кризисная ситуация в экономике не привела к отказу от соблюдения основных принципов социальной политики, проводимой в Российской Федерации с начала нового тысячелетия.

В то же время анализ антикризисных мероприятий федерального и регионального уровней свидетельствует о том, что целый ряд аспектов политики, свойственной социальному государству, требуют в нашей стране дальнейшего совершенствования. В том числе — ключевая проблема степени и характера государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Какое сочетание рыночной свободы и государственного регулирования оптимально в посткризисных условиях для обеспечения скорейшего восстановления экономики и повышения уровня жизни населения? Представляется, что поиски ответа на этот вопрос дадут дополнительный стимул к исследованию феномена социального государства в концептуальном, юридическом, эмпирическом аспектах с целью создания его модели, наиболее приемлемой для нашей страны.

Автор: Е. Г. Олейникова

Литература

1. Константинова Л. Модель социальной политики // http://www.pmuc. ru/jornal/ number3/konstant_art.htm.

2. Олейникова Е. Г. Социальная политика государства: эволюция моделей и приоритетов в XX — начале XXI вв. Волгоград, 2006. 3. Баглай М. В. Конституционные основы социального государства // Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002.

4. Жирнов Н. Ф. Социальное государство: политико-теоретический анализ // Власть. 2008. № 9.

5. Цит. по: Калашников С. В. Становление социального государства в России. М., 2003 // http://www.economizdat.ru/cgi-bin/maina.cgi?page=catgooda&link=0000H0:0000KV.

6. Эрхард Л. Полвека размышлений: речи и статьи. М., 1993.

7. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российско- го университета дружбы народов. Сер. «Политология». 2000. № 2.

8. Кочеткова Л. Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2008. № 4.

9. Гонтмахер Е. Сползаем в бедность? // Аргументы и факты. 2010. № 4.

10. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. // http://www. minzdravsoc. ru/labour/relationship/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *