Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев обратился с Посланием к Воронежской Областной думе и органам государственной исполнительной власти. Тема Послания была выбрана как наиболее злободневная и актуальная для воронежской экономики —  «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Воронежской области».

В утвержденном губернатором 12 апреля документе сформулированы принципы взаимодействия органов государственной власти и субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, определены приоритетные направления для создания благоприятной инвестиционной среды на территории Воронежской области.

Текст Послания приводится ниже.

Уважаемые коллеги!

Правительство Воронежской области предпринимает значительные усилия по формированию конкурентоспособной и эффективной экономики и достижению на данной основе достойного уровня жизни граждан нашего региона. Воронежская область должна стать удобной, достойной и уважаемой, задавать стандарты нового качества жизни.

Основные направления развития региона определены в Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года. Для обеспечения жителей области рабочими местами, предоставления социальных гарантий и создания комфортных условий для проживания на территории области необходимы значительные инвестиции. Развитие промышленности и сельского хозяйства не только обеспечит стабильность областного бюджета в виде налоговой составляющей, но и даст возможность использовать данные средства в большем объёме на вложения в сферы здравоохранения, образования, культуры и спорта.

В последние три года Воронежская область уверенно занимает лидирующие позиции по темпам роста привлекаемых инвестиций не только в ЦФО, но и по стране в целом. Темп роста объёма инвестиций в 2010 г. составил 125,3%, в 2011 г. – 112,3%, в 2012 г. — 111,1%. В сопоставимой оценке, инвестиции в экономику области в 2012 году к уровню 2009 года увеличились в 1,6 раза (по Российской Федерации — в 1,3 раза) (См. диаграмму на рис.1).

Рис.1. Динамика роста объема инвестиций в экономику Воронежской области.

Рис.1. Динамика роста объема инвестиций в экономику Воронежской области.

В 2012 году Воронежская область заняла 3 позицию по объёму инвестиций в основной капитал среди субъектов ЦФО (после Москвы и Московской области), среди субъектов Российской Федерации – 18 место.

Высокие темпы роста отмечены по таким видам экономической деятельности, как сельское хозяйство – рост в 1,9 раз, обрабатывающие производства – на 35 %, оптовая и розничная торговля – на 26,3 %. Важной особенностью является наличие высоких темпов роста частных инвестиций. Темп их роста составлял 126,2% в 2010 г., 126,4% в 2011 г. и 132,3% в 2012 г. (См. табл.1).

В регионе достигнуто кратное увеличение прямых иностранных инвестиций: в 2011 г. — в 5,6 раза и в 2012 г. — в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом. Объем прямых иностранных инвестиций по итогам 2012 года составил 295,28 млн. долл. США. Для сравнения: в 2011 году значение показателя составило 180,56 млн. долл. США.

Высокие темпы роста инвестиций наблюдаются благодаря реализации на территории области большого количества крупных инвестиционных проектов. Большинству из них предоставляются меры государственной (областной) поддержки. Как правило, такие проекты относятся к категории «особо значимые» и включены в программу социально- экономического развития Воронежской области, которая, в свою очередь, является инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития региона.

В рамках программы социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы, утвержденной законом Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ, в 2012 году реализовывались 85 особо значимых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 256 млрд. рублей. В 2012 году инвесторами освоено порядка 60,5 млрд. рублей. Реализация инвестиционных проектов позволила создать в регионе в 2012 году 994 новых рабочих места.

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области за 2012 год превысил значение 2011 года в 1,5 раза. По предварительной оценке, бюджетная эффективность по особо значимым проектам по итогам года составила 3. Таким образом, поступления в консолидированный бюджет области превысили общий объем государственной (областной) поддержки втрое. Кроме того, в 1,7 раза увеличился объем предоставленных мер государственной (областной) поддержки в рамках реализации особо значимых инвестиционных проектов и составил 962,27 млн. рублей.

Что касается экономической эффективности, то в 2012 году на 1 рубль государственной (областной) поддержки объем вложенных инвестиций по предварительной оценке составил 63 рубля.

На сегодняшний день на территории области уже реализовано значительное количество крупных проектов. В 2012 году в рамках наиболее крупных из них созданы:

— животноводческие комплексы компаний «АГРОЭКО», «Агроресурс-Воронеж», «Заречное»;

— производство мяса птицы ООО «ЛИСКо Бройлер»;

— цементный завод ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп»;

— производство термоэластопластов «Синтезкаучук».

В 2013 году на очереди реализация следующих масштабных проектов:

— создание животноводческих комплексов и мясоперерабатывающего завода компании «Тённиес Фляйш». Объем инвестиций по проекту составляет 18,5 млрд. рублей;

— строительство животноводческих комплексов группы компаний «АГРОЭКО» с объемом инвестиций более 18 млрд. рублей;

— завод объемно-блочного домостроения «Выбор-ОБД» с объемом инвестиций 1,8 млрд. рублей;

— производственный комплекс «Ангстрем» с объемом инвестиций 1,6 млрд. рублей;

— производство волоконно-оптической компании «ОФС-Связьстрой-1» с объемом инвестиций 900 млн. рублей.

Важную роль в развитии области играют бюджетные инвестиции. С привлечением средств федерального и областного бюджетов в 2012 году значительные инвестиции направлены на строительство социальных объектов. В области построены и введены в эксплуатацию областной перинатальный центр, областной кардиологический центр, инфекционный корпус областной детской клинической больницы, областной центр по борьбе со СПИДом, 12 больниц, 12 школ, 20 крупных объектов физической культуры и спорта (бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, футбольные поля с искусственным покрытием). Проведена реконструкция Воронежского драматического театра им. А.В. Кольцова. Открылись дома-интернаты для престарелых и инвалидов в Бобровском, Новоусманском, Каширском и Подгоренском муниципальных районах.

Правительство Воронежской области в своей деятельности ориентируется на следующие принципы взаимодействия органов государственной власти и субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности:

— равенство — недискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов;

— вовлеченность — участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия решений, влияющих на социально-экономическое развитие региона, и оценки их реализации;

— прозрачность — общедоступность документированной информации органов власти области (за исключением информации, которая является секретной);

— лучшие практики — ориентация административных процедур и регулирования на лучшую, с точки зрения интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, практику взаимодействия субъектов Российской Федерации с субъектами инвестиционной деятельности.

В целях создания благоприятной инвестиционной среды на территории Воронежской области, определены следующие приоритетные инициативы.

Первая инициатива – внедрение Стандарта деятельности исполнительных органов власти Воронежской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Стандарт был разработан предпринимательским сообществом и включает 15 базовых требований бизнес-среды региона. В числе данных требований: обязательная разработка инвестиционной стратегии региона, план создания инфраструктурных объектов, внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия нормативных актов в сфере предпринимательской деятельности и другие.

Обязательным условием реализации Стандарта является экспертная оценка бизнес-сообществом региона результативности данных мероприятий. Для этого сформирована экспертная группа, в которую вошли представители общероссийских общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России», «Российский союз промышленником и предпринимателей», «Торгово-промышленная палата», иных заинтересованных организаций, объединяющих предпринимателей и организаций, а также юридических лиц, осуществляющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность.

Работа экспертной группы нацелена на проведение общественной экспертизы соответствия требованиям Стандарта мер, предпринимаемых правительством области по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, а также результатов их выполнения.

Внедрение Стандарта не отразится мгновенным экономическим эффектом, однако позволит обеспечить неснижаемый объем сервисов доступных инвестору в регионе, совершенствовать механизм взаимодействия бизнеса и власти, поменять критерии оценки работы чиновников. В данном случае, ключевым вопросом улучшения инвестиционного климата является существенное изменение ментальности государственных служащих, для которых решение проблем бизнеса должно стать определяющим стимулом.

Вторая инициатива – продолжение работ по созданию инфраструктурно — обеспеченных инвестиционных площадок.

Важным фактором для привлечения инвестиций в регион является наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов инвесторов. В настоящее время на территории области функционирует двухуровневая система индустриальных парков: создано 3 государственных индустриальных парка («Масловский», «Лискинский» и «Бобровский») и частный индустриальный парк «Перспектива». Наиболее динамично развивается индустриальный парк «Масловский», где на создание инженерной инфраструктуры только в 2013 году предусмотрено направить 615 млн. рублей из областного бюджета на подведение инженерных сетей к девяти новым производствам.

Вместе с тем, функционируют и другие инвестиционные площадки. Так, в индустриальном парке «Лискинский» планируется запуск производства премиксов голландской компании «Нутреко» с объемом инвестиций 1 млрд. рублей.

В частном парке «Перспектива» в 2013 году планируется запустить мебельное производство компании «КДМ-ОПТ».

Третья инициатива – развитие инноваций.

Правительство области уделяет большое внимание инновационной составляющей инвестиционного развития. В настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» с общим объемом финансирования, включая внебюджетные источники, 4,1 млрд. рублей. В 2012 году за счет средств областного и федерального бюджетов на поддержку инноваций направлено 87,4 млн. рублей. В 2013 году на развитие инновационной деятельности будет направлено 210,0 млн. руб. (в 2,4 раза выше уровня 2012 года).

В регионе имеется инфраструктура, способствующая коммерциализации новых разработок — созданы 4 технопарка: «Содружество», «Митэм», «Калининский», «Космос-Нефть-Газ». При финансовой поддержке федерального бюджета функционируют 3 бизнес — инкубатора: «Авиационный», «Восток» и на базе ВУЗа — «ВГАСУ».

Наряду с действующими мерами государственной поддержки в виде грантов на создание малых инновационных компаний и субсидий действующим инновационным компаниям в 2013 году планируется разработать и реализовать дополнительные стимулирующие меры областной поддержки субъектов инновационной деятельности. В частности, планируется предоставление субсидий малым инновационным предприятиям при ВУЗах Воронежской области, поддержка организаций, реализующих на территории области системообразующие инновационные проекты, а также, расширение спектра консультационной помощи инновационно активному населению при оформлении прав интеллектуальной собственности.

В целях реализации инновационного потенциала Воронежской области определены следующие целевые показатели в сфере инновационного развития области до 2020 года:

— рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 26%;

— увеличение уровня инновационной активности организаций до 16,4%;

— рост ежегодного количества выдаваемых патентов на изобретения до 1200 единиц и полезные модели до 400 единиц.

Четвертая инициатива – это сокращение отдельных процедур, а также оптимизация процессов разрешений и согласований при реализации инвестиционных проектов.

Эта работа соответствует целям, определенным в указах Президента Российской Федерации по вхождению России в число стран с наиболее привлекательным инвестклиматом. Поставлена задача сделать 100 шагов вперед, чтобы в рейтинге Всемирного банка по комфортности ведения бизнеса со 120-го места подняться на 20-е.

На основе данных Всемирного банка разработана и реализуется «дорожная карта» инвестиций, предусматривающая оптимизацию сроков по процедурам, необходимым для получения разрешения на строительство и вводу объектов инвестиций в эксплуатацию. Пересмотр сроков по отдельным процедурам и упразднение отдельных элементов в составе процедур, позволит не только сократить административные барьеры, снизить сроки реализации инвестиционных проектов на 110 дней, но повысить рейтинг Воронежской области среди других субъектов Российской Федерации.

Пятая инициатива — создание новых механизмов привлечения частного капитала – государственно-частное партнерство.

К настоящему моменту мы завершили разработку нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства. В 2012 году принят областной закон о государственно-частном партнерстве. Приняты необходимые подзаконные нормативные акты. Разработан порядок заключения соглашений в сфере ГЧП.

На очереди — привлечение частного капитала в исторически бюджетную сферу — инфраструктурные проекты, строительство детских садов, спорткомплексов и медицинских учреждений. В этой связи мы планируем запустить новые проекты. В качестве практической реализации механизмов ГЧП на территории Воронежской области впервые в Российской Федерации заключено концессионное соглашение в сфере водоснабжения населения. Так в 2012 году передан в концессию имущественный комплекс МУП «Водоканал Воронежа».

Все это позволило Воронежской области по итогам 2012 года занять третье место в рейтинге регионов по готовности к государственно-частному партнерству, что является самым высоким показателем среди других регионов Черноземья. Рейтинг регионов разработан по инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и представляет собой динамику развития рынка проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.

Шестая инициатива – это особая работа с муниципальными районами, где определены дополнительные стимулы для осуществления инвестиций.

В своей ежедневной работе по привлечению инвестиций мы не забываем, что картина инвестиционного климата на территории области не однообразна и отличается от района к району. Между муниципальными образованиями есть большая разница по базовым условиям для инвестирования – наличие инженерной и транспортной инфраструктуры, сформированных площадок, залогового фонда. Кроме этого существуют исторически сложившиеся географические, демографические и экономические особенности. Это означает, что существуют резервы по улучшению инвестиционного климата в регионе в целом за счет исправления ситуации в районах с низким уровнем инвестиционной активности.

Всего определено 7 таких районов: Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Кантемировский, Петропавловский, Репьевский, Терновский. На территории данных районов инвесторам предложены беспрецедентные меры поддержки: льготы по налогу на прибыль в части зачисления в областной бюджет, освобождение от налога на имущество и транспортного налога, предоставление имущества областного залогового фонда. Для развития бизнеса в указанных районах для признания проекта особо значимым и предоставления исчерпывающего перечня мер господдержки, установлено минимальное ограничение по объему инвестиций – 10 млн. рублей.

Сейчас на территории указанных районов уже заявлено более 31 проекта на общую сумму около 3 млрд. рублей. Среди них есть достаточно крупные – это строительство сахарного завода и мукомольного комбината, а также животноводческие проекты. Конечно, этого не достаточно. Поэтому мы продолжаем привлекать инвесторов.

Приоритетные направления для привлечения инвестиций в Воронежскую область основаны на существующих конкурентных преимуществах региона, а также целевой установке на модернизацию традиционных и развитие новых видов экономической деятельности.

Уверен, что реализация перечисленных инициатив позволит обеспечить заданные в стратегии социально-экономического развития области целевые ориентиры по вхождению Воронежской области в число регионов-лидеров в общероссийском масштабе по экономическому и социальному развитию.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *