Принято считать, что глобальная сеть Интернет здорово помогает специалистам по ремонту во всех сферах находить себе клиентов. Во многих случаях так оно и есть, поскольку деловые предложения, выставленные в Сети, привлекают определённые группы потребителей. Однако эту позитивную тенденцию во многом купирует противоположно направленный тренд, связанный с практическими советами и видеоматериалами, выставленные на Ютубе и других платформах в громадном количестве. Особенно негативно развиваются события для ремонтников в сфере легко устранимых недостатков, малых переделок и экспресс-диагностики.
Если раньше, например, нужно было просто почистить от внутренних пылевых наслоений ноутбук, но совершенно непонятно, как его вскрывать, то теперь добровольные умельцы охотно делятся искусством, как это сделать для той или иной модели. Таким образом, частные ремонтники, бравшие за эту несложную операцию 2-2,5 тысячи рублей, постепенно лишаются части клиентов. Причём эта часть со временем расширяется.
Или другая иллюстрация. Клиенту требуется переставить двери в холодильнике и морозильной камере на другую сторону. Данная процедура не является сложной и трудоёмкой, здесь лишь нужно знание, как это делается. Но при вызове мастера данная операция обойдётся клиенту в те же 2 тысячи рублей, которые легко сэкономить с помощью Интернета.
Примеры из различных сфер ремонта начиная от бытовых приборов, компьютеров, автомобилей, диагностики неисправностей, квартирного ремонта, установки сантехнического оборудования и много другого свидетельствуют о приобретении новых навыков воронежцами, которые активно извлекают знания, навыки и практические рекомендации из Ютуба и советов бывалых.
Все, можно сказать, довольны. За исключением тех людей, которые жили за счёт мелкого ремонта и строили своё благополучие на собственном ремесле. Конкретных данных по социологическим и маркетинговым опросам воронежцев у нас нет, но, по мнению экспертов, величину снижения спроса (заказов) на ремонт из-за Интернета можно оценить в 25-30% за последние пять лет.