Послевоенный Воронеж был почти полностью разрушен – из имевшихся в городе зданий лишь 8% уцелело. В результате бомбёжек, артобстрелов и уличных боёв было уничтожено большинство строений и предприятий; сохранившиеся общественные здания были подорваны отступавшими немецко-фашистскими войсками. Вместе с недвижимостью государственного и производственного назначения выгорел или был сильно повреждён жилищный фонд, было утрачено личное имущество воронежцев.

Возвращавшимся к мирной жизни городу и области требовались строительные материалы, керамические изделия и облицовочная плитка – тем более, что соответствующее сырьё для производства имелось. Поэтому весьма логичным было решение советского правительства о налаживании керамического производства в столице Черноземья.

Вагонетка с керамической плиткой подготовлена для обжига в туннельной печи. 1960-е.

13 июля 1946 года постановлением Совета Министров СССР «Главстройкерамике» предписывалось начать в Воронеже строительство керамического завода. Строительные работы были начаты на площадке, расположенной в юго-западной части города, расположенной недалеко от территории Воронежского механического завода. Вначале работы проводились достаточно вяло, так как в это время восстанавливались многие другие объекты и промпредприятия Воронежа, на все стройки не хватало людей, материалов, техники.

С 1951 года строительство завода стало осуществляться специальной строительной организацией – УНР-154 стройтреста № 25 Главцентростроя Министерства строительства СССР. К 1953 году строителями были поэтапно сданы в эксплуатацию все объекты завода по производству облицовочных плиток, а также вспомогательные цеха и сопутствующая инфраструктура.

После необходимой доводки и устранения недостатков Воронежский керамический завод (ВКЗ) был введен в строй. Произошло это событие в 1954 году. Проектная мощность предприятия составляла на тот момент 85 тысяч квадратных метров облицовочной плитки и 330 тысяч квадратных метров плитки для пола в год.

Анохина Е.Т. – оператор башенной газовой сушилки, ветеран завода

Во второй половине 1950-х и в 1960-х годах в Воронеже активно восстанавливались фабрики и заводы, объекты государственного и социально-культурного назначения, строились новые микрорайоны, разрастался частный сектор. Ремонтным и строительным организациям требовалась керамическая плитка для отделки санузлов, ванных комнат, столовых, больниц, перерабатывающих производств. Неуклонно увеличивался спрос на керамическую посуду, вазы, сувениры, пепельницы, кувшины и прочие изделия декоративно-прикладного искусства.

Высокая потребность в облицовочной плитке и керамических изделиях обусловила полную загрузку производственных мощностей ВКЗ и хороший сбыт готовой продукции. Уже к 1966-1970 гг. коллектив предприятия перекрыл проектную мощность по выпуску облицовочных плиток на 30%, а по плиткам для пола — на 78%.

После первичного обжига плитка покрывается глазурью. Начало 1970-х.

Следует отметить, что не всё сразу получалось у заводчан, работавших по новым для них технологиям. Не хватало опытных работников, знавших технологии керамообработки и обжига, достаточно высок был уровень брака. Однако и некондиционная продукция не залёживалась на складах предприятия – её с удовольствием закупали физические и юридические лица по сниженным ценам. Что же касается качественной продукции, отвечающей требованиям отраслевых стандартов, то она, как правило, была в дефиците – купить её можно было лишь по особой разнарядке.

ВКЗ в конце 1960-х гг.

В первые десятилетия своей работы коллектив предприятия обретал необходимый опыт, отлаживал производство, постепенно улучшал качество продукции. Достаточно сказать, что на заводе впервые в стране были смонтированы и успешно освоены две технологические линии по производству облицовочных плиток, включающие высокопроизводительные прессы усилием в 500 т, глазуровочные конвейеры и роликовые газовые печи для скоростного обжига плиток. В эти годы было также освоено производство огнеупорных лещадок (подовых плиток) для обжига облицовочных плиток в роликовых печах.

Фасад производственного корпуса, рядом с ним – здание заводского клуба. 1970.

За успешное выполнение плановых заданий пятилетки (1960-1965 гг.) по производству керамических изделий группа рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия были награждены орденами и медалями СССР.

В числе первых 43 промышленных предприятий страны завод с первого квартала 1966 года перешёл на новые условия планирования и экономического стимулирования. В плановую канву административного регулирования были введены элементы рынка – за лучшую работу сотрудники ВКЗ премировались, представлялись к государственным наградам, поощрялись морально и материально. В практику повседневной работы внедрялись формы бригадного подряда и коэффициентов трудового участия. Прогульщики и лодыри зарабатывали меньше, чем передовики производства и рационализаторы. Таким образом повышалась личная и коллективная заинтересованность работников ВКЗ в выполнении и перевыполнении плановых заданий.

Новые принципы организации труда дали свои результаты – с 1969 года завод получил звание «Предприятие коммунистического труда». В 1970 году 185 рабочих, служащих и ИТР предприятия были награждены юбилейными медалями к 100-летию со дня рождения Ленина.

Укладка глазурованной плитки. 1971.

К 1971 году на Воронежском керамическом заводе вновь стала осуществляться реконструкция производства и модернизация технологических процессов. В этих целях было осуществлено строительство новых цехов по выпуску 5000 т глазурей и 250 т красителей, 1650 тыс. квадратных метров плиток для полов и 200 тыс. квадратных метров фасадных плиток в год. Производственная мощность предприятия по облицовочным плиткам к 1974 году возросла до 2,1 млн. квадратных метров.

Поддерживая инициативу передовых предприятий страны, воронежские керамики внедрили в производство Саратовскую систему бездефектного изготовления продукции и сдачу её отделу технического контроля с первого предъявления. На такой метод с начала 1970-х гг. перешли 300 рабочих основных профессий, а 14 новаторов работали с личным клеймом. С целью анализа деятельности коллектива цехов в их борьбе за выпуск высококачественной продукции на предприятии в эти годы был установлен «День качества». Тогда же на ВКЗ было организовано соревнование среди работниц, получившее название «Красная косынка».

Склад продукции бытового назначения

Воронежский керамический завод достаточно устойчиво функционировал до конца 1980-х годов, — то есть до того периода, когда повсеместно стали внедряться элементы хозрасчёта, выборности руководителей, организации Советов трудовых коллективов и госприёмки. Тогда же стали появляться первые частные предприятия в виде кооперативов, которые стали перепродавать продукцию ВКЗ по рыночным ценам.

В 1970-е и 1980-е годы фасады зданий часто украшали плиточными панно в «суровом стиле»

Акционирование предприятия не принесло положительных изменений в работу керамического завода. Даже, скорее, напротив. В начале 1992 года правительством Б.Ельцина были либерализованы цены. Внешняя торговля также активизировалась. На внутренний рынок России хлынули строительные материалы и керамическая плитка от различных зарубежных производителей, которая составила серьёзную конкуренцию изделиям ВКЗ. Тогда же, в начале 1990-х, СССР стал распадаться на ряд независимых государств, рвались кооперационные связи, в стране нарастала инфляция и взаимные неплатежи. Вслед за этим на ВКЗ последовали задержки зарплат и увольнения сотрудников.

К началу 2000-х годов завод находился в серьёзном кризисе, так как цехам требовалась реконструкция и новые передовые технологии. Устаревшее оборудование подлежало замене. Но для этого остро не хватало инвестиционных ресурсов.

В 2005 году ВКЗ был полностью реконструирован и модернизирован в части производственных технологий. Новыми владельцами предприятия было закуплено оборудование у итальянских производителей. После его установки и отладки производительность ВКЗ возросла до 10 млн. кв. метров плитки в год. В 2007 году ВКЗ вошёл в состав холдинга «Стройфарфор», специализировавшегося на выпуске облицовочной плитки и керамогранита. Именно эта рыночная ниша была наиболее интересной с маркетинговой точки зрения.

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. внёс свои коррективы в оптимистические программы ВКЗ. Кредиты, взятые в Сбербанке и ВТБ на техническое обновление предприятия, легли тяжёлым грузом на его баланс. В кризисный период спрос упал, снизились доходы и рентабельность бизнеса. Керамический завод, который на тот момент входил в состав холдинга UNITILE, вошёл в 2011 году процедуру банкротства. В 2012 году собственникам предприятия удалось достигнуть с кредиторами соглашений о реструктуризации долга и восстановления нормальной работы завода.

В настоящее время Воронежский керамический завод работает в структуре UNITILE, его производственная и торговая деятельность нормализовались.

Источник:

Воронежский завод керамических изделий. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1971.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *