Послевоенный Воронеж был почти полностью разрушен – из имевшихся в городе зданий лишь 8% уцелело. В результате бомбёжек, артобстрелов и уличных боёв было уничтожено большинство строений и предприятий; сохранившиеся общественные здания были подорваны отступавшими немецко-фашистскими войсками. Вместе с недвижимостью государственного и производственного назначения выгорел или был сильно повреждён жилищный фонд, было утрачено личное имущество воронежцев.
Возвращавшимся к мирной жизни городу и области требовались строительные материалы, керамические изделия и облицовочная плитка – тем более, что соответствующее сырьё для производства имелось. Поэтому весьма логичным было решение советского правительства о налаживании керамического производства в столице Черноземья.
13 июля 1946 года постановлением Совета Министров СССР «Главстройкерамике» предписывалось начать в Воронеже строительство керамического завода. Строительные работы были начаты на площадке, расположенной в юго-западной части города, расположенной недалеко от территории Воронежского механического завода. Вначале работы проводились достаточно вяло, так как в это время восстанавливались многие другие объекты и промпредприятия Воронежа, на все стройки не хватало людей, материалов, техники.
С 1951 года строительство завода стало осуществляться специальной строительной организацией – УНР-154 стройтреста № 25 Главцентростроя Министерства строительства СССР. К 1953 году строителями были поэтапно сданы в эксплуатацию все объекты завода по производству облицовочных плиток, а также вспомогательные цеха и сопутствующая инфраструктура.
После необходимой доводки и устранения недостатков Воронежский керамический завод (ВКЗ) был введен в строй. Произошло это событие в 1954 году. Проектная мощность предприятия составляла на тот момент 85 тысяч квадратных метров облицовочной плитки и 330 тысяч квадратных метров плитки для пола в год.
Во второй половине 1950-х и в 1960-х годах в Воронеже активно восстанавливались фабрики и заводы, объекты государственного и социально-культурного назначения, строились новые микрорайоны, разрастался частный сектор. Ремонтным и строительным организациям требовалась керамическая плитка для отделки санузлов, ванных комнат, столовых, больниц, перерабатывающих производств. Неуклонно увеличивался спрос на керамическую посуду, вазы, сувениры, пепельницы, кувшины и прочие изделия декоративно-прикладного искусства.
Высокая потребность в облицовочной плитке и керамических изделиях обусловила полную загрузку производственных мощностей ВКЗ и хороший сбыт готовой продукции. Уже к 1966-1970 гг. коллектив предприятия перекрыл проектную мощность по выпуску облицовочных плиток на 30%, а по плиткам для пола — на 78%.
Следует отметить, что не всё сразу получалось у заводчан, работавших по новым для них технологиям. Не хватало опытных работников, знавших технологии керамообработки и обжига, достаточно высок был уровень брака. Однако и некондиционная продукция не залёживалась на складах предприятия – её с удовольствием закупали физические и юридические лица по сниженным ценам. Что же касается качественной продукции, отвечающей требованиям отраслевых стандартов, то она, как правило, была в дефиците – купить её можно было лишь по особой разнарядке.
В первые десятилетия своей работы коллектив предприятия обретал необходимый опыт, отлаживал производство, постепенно улучшал качество продукции. Достаточно сказать, что на заводе впервые в стране были смонтированы и успешно освоены две технологические линии по производству облицовочных плиток, включающие высокопроизводительные прессы усилием в 500 т, глазуровочные конвейеры и роликовые газовые печи для скоростного обжига плиток. В эти годы было также освоено производство огнеупорных лещадок (подовых плиток) для обжига облицовочных плиток в роликовых печах.
За успешное выполнение плановых заданий пятилетки (1960-1965 гг.) по производству керамических изделий группа рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия были награждены орденами и медалями СССР.
В числе первых 43 промышленных предприятий страны завод с первого квартала 1966 года перешёл на новые условия планирования и экономического стимулирования. В плановую канву административного регулирования были введены элементы рынка – за лучшую работу сотрудники ВКЗ премировались, представлялись к государственным наградам, поощрялись морально и материально. В практику повседневной работы внедрялись формы бригадного подряда и коэффициентов трудового участия. Прогульщики и лодыри зарабатывали меньше, чем передовики производства и рационализаторы. Таким образом повышалась личная и коллективная заинтересованность работников ВКЗ в выполнении и перевыполнении плановых заданий.
Новые принципы организации труда дали свои результаты – с 1969 года завод получил звание «Предприятие коммунистического труда». В 1970 году 185 рабочих, служащих и ИТР предприятия были награждены юбилейными медалями к 100-летию со дня рождения Ленина.
К 1971 году на Воронежском керамическом заводе вновь стала осуществляться реконструкция производства и модернизация технологических процессов. В этих целях было осуществлено строительство новых цехов по выпуску 5000 т глазурей и 250 т красителей, 1650 тыс. квадратных метров плиток для полов и 200 тыс. квадратных метров фасадных плиток в год. Производственная мощность предприятия по облицовочным плиткам к 1974 году возросла до 2,1 млн. квадратных метров.
Поддерживая инициативу передовых предприятий страны, воронежские керамики внедрили в производство Саратовскую систему бездефектного изготовления продукции и сдачу её отделу технического контроля с первого предъявления. На такой метод с начала 1970-х гг. перешли 300 рабочих основных профессий, а 14 новаторов работали с личным клеймом. С целью анализа деятельности коллектива цехов в их борьбе за выпуск высококачественной продукции на предприятии в эти годы был установлен «День качества». Тогда же на ВКЗ было организовано соревнование среди работниц, получившее название «Красная косынка».
Воронежский керамический завод достаточно устойчиво функционировал до конца 1980-х годов, — то есть до того периода, когда повсеместно стали внедряться элементы хозрасчёта, выборности руководителей, организации Советов трудовых коллективов и госприёмки. Тогда же стали появляться первые частные предприятия в виде кооперативов, которые стали перепродавать продукцию ВКЗ по рыночным ценам.
Акционирование предприятия не принесло положительных изменений в работу керамического завода. Даже, скорее, напротив. В начале 1992 года правительством Б.Ельцина были либерализованы цены. Внешняя торговля также активизировалась. На внутренний рынок России хлынули строительные материалы и керамическая плитка от различных зарубежных производителей, которая составила серьёзную конкуренцию изделиям ВКЗ. Тогда же, в начале 1990-х, СССР стал распадаться на ряд независимых государств, рвались кооперационные связи, в стране нарастала инфляция и взаимные неплатежи. Вслед за этим на ВКЗ последовали задержки зарплат и увольнения сотрудников.
К началу 2000-х годов завод находился в серьёзном кризисе, так как цехам требовалась реконструкция и новые передовые технологии. Устаревшее оборудование подлежало замене. Но для этого остро не хватало инвестиционных ресурсов.
В 2005 году ВКЗ был полностью реконструирован и модернизирован в части производственных технологий. Новыми владельцами предприятия было закуплено оборудование у итальянских производителей. После его установки и отладки производительность ВКЗ возросла до 10 млн. кв. метров плитки в год. В 2007 году ВКЗ вошёл в состав холдинга «Стройфарфор», специализировавшегося на выпуске облицовочной плитки и керамогранита. Именно эта рыночная ниша была наиболее интересной с маркетинговой точки зрения.
Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. внёс свои коррективы в оптимистические программы ВКЗ. Кредиты, взятые в Сбербанке и ВТБ на техническое обновление предприятия, легли тяжёлым грузом на его баланс. В кризисный период спрос упал, снизились доходы и рентабельность бизнеса. Керамический завод, который на тот момент входил в состав холдинга UNITILE, вошёл в 2011 году процедуру банкротства. В 2012 году собственникам предприятия удалось достигнуть с кредиторами соглашений о реструктуризации долга и восстановления нормальной работы завода.
В настоящее время Воронежский керамический завод работает в структуре UNITILE, его производственная и торговая деятельность нормализовались.
Источник:
Воронежский завод керамических изделий. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1971.