Воронежская розничная торговля показала несколько более скромные результаты по итогам января-июня 2022 года, по сравнению с тем же периодом 2021 года. И это в целом понятно, поскольку после начала специальной военной операции на Украине, начатой 24 февраля, против России были введены самые жёсткие санкции со стороны стран Запада.
Как сообщает Воронежстат, оборот розничной торговли в январе-июне 2022 года составил 352,8 млрд. руб. и уменьшился по сравнению соответствующим периодом 2021 г. на 5,2%. Поскольку торговлю осуществляют не только торговые организации и частные предприниматели, но и другие категории лиц — в том числе самозанятые, люди, реализующие услуги, кондитерские изделия, сувениры, украшения и проч. через Интернет, часть торговли остаётся вне поля зрения Воронежстата. Его специалисты считают, что оборот розничной торговли в Воронежской области на 93,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка (в январе-июне 2021 года – 94,6%), доля розничных рынков и ярмарок составила 6,1% (в январе-июне 2021 года – 5.4 процента).
Теперь скажем несколько слов о структуре торговли — какова доля в воронежской торговле непродовольственных товаров и продуктов питания. В макроструктуре оборота розничной торговли, как указывает Воронежстат, преобладали непродовольственные товары, удельный вес которых составил 54,8%. В их общем объёме наибольший удельный вес приходился на продажу легковых автомобилей, автомобильного бензина, одежды, дизельного топлива, косметических и парфюмерных товаров, строительных материалов, лекарственных средств, мебели, бытовых электротоваров, обуви.
Доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в общем объёме оборота розничной торговли Воронежской области составила 45,2%. Здесь преобладали мясо и мясные продукты, молочные продукты, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочная продукция, рыба, пищевые масла и жиры, свежие фрукты и овощи, сыры.
Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий за январь-июнь 2022 года продано населению на 159,6 млрд. руб., непродовольственных – на 193,2 млрд. руб., что в товарной массе больше уровня соответствующего периода 2021 года по пищевым продуктам, включая напитки, и табачным изделиям на 1%, а по непродовольственным товарам меньше на 9,7%. Эти цифры объясняются тем обстоятельством, что воронежцы в первом полугодии этого года стали больше экономить, поскольку цены на целый ряд товаров и продуктов существенно выросли. Определённая доля покупок была отложена на более благоприятный период.
Что же касается предприятий общественного питания, то здесь статистика такая: в январе-июне 2022 года реализовано продукции на сумму 10,6 млрд рублей, что составило 97,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Недостающие 2,2% мы можем, по-видимому, отнести на счёт Макдоналдса, ушедшего с воронежского (и российского) рынка — его рестораны быстрого питания простаивали в течение нескольких месяцев. Теперь, после восстановления деятельности закусочных под новым брэндом «Вкусно — и точка», статистика по общественному питанию во втором полугодии, скорее всего, восстановится.