Современное общество находится в состоянии глубоких изменений во всех областях политической, экономической, социальной и культурной жизни. Эти проблемы, как в зеркале, отражаются в образовательных системах. Гуманизация образования предполагает опору на нравственные, культурные, духовные традиции  в процессе становления ученика как личности. При этом учителю необходимо создать и поддержать атмосферу взаимного уважения, принятия друг друга, атмосферу доверительного общения и открытости. Поэтому сегодня нужно отказаться от традиционной «научающей» модели учителя и перейти к такой концепции образования педагога, в основу которой будет положено «представление о цели профессиональной деятельности учителя, состоящей в обеспечении целостного личностного развития воспитанника» [Сериков 2003].

Такое понимание роли и предназначения учителя не является инновацией, так как по меньшей мере последние десятилетия эта идея не только активно дискутируется, осознается многими, но и внедряется в образовательную практику. Поэтому все чаще можно услышать о необходимости развития коммуникативной культуры, творческой индивидуальности педагога, так как именно такая личность способна самостоятельно определять цели деятельности, искать средства для ее достижения и осуществления, оценивать полученные результаты. Сегодня, в век компьютеризации, учителю все труднее соперничать с довольно быстро распространяющимися источниками информации, которые становятся все более доступными ученикам. «Его (учителя) конкурентоспособность   в этой борьбе в немалой степени зависит от того, сможет ли он увлечь ребенка, приблизить проблемы и задачи своей науки к миру его интересов, верно определить содержание и атмосферу общения и подходы к организации педагогической деятельности» [Булатова 2001: 38].

Современному учителю недостаточно только эрудиции в области преподаваемого предмета и знания необходимых технологий, важно, чтобы ученики его поняли и приняли. Успешность педагогической деятельности, особенно для начинающего педагога, во многом зависит от выбранной им позиции в процессе взаимодействия с учениками, от эмоционального фона этих отношений. Через индивидуальный стиль реализуется уникальность личности педагога, его творческая индивидуальность. Индивидуальный стиль открывает широкие возможности для самосовершенствования и самореализации, свободы выбора педагогических целей и способов их достижения

Современный учитель должен быть способен к сотрудничеству со своими учениками, уметь стать референтной для них личностью, неповторимой, нетипичной. Вызвать у ребенка доверие, тем самым снизить уровень тревожности учащихся, снять барьеры непонимания, вызвать потребность подражать тому лучшему, что есть в учителе, может только тот педагог, который нравится, на которого приятно смотреть и хочется слушать. Поэтому формирование коммуникативной культуры и индивидуального стиля  деятельности педагога остается одной из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Коммуникативную культуру можно рассматривать в разных аспектах: мотивационно-ценностном, информационно-содержательном и технологическом. Это объясняется тем, что, являясь важной составляющей общей и педагогической культуры, коммуникативная культура  —  многогранное явление, включающее в себя творческое мышление, культуру речевого действия, культуру эмоций, культуру жестов и пластики движений и т.п.

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не является данностью, она формируется. Так что же может способствовать становлению и развитию коммуникативной культуры? Нам представляется, что одним из эффективных путей ее развития  (речь в большей степени идет о технологическом аспекте) может быть изучение и использование элементов театральной педагогики, которая  способствует самодеятельному развитию будущего специалиста, его максимальному самовыражению через овладение элементами педагогического и актерского мастерства.

Разработкой проблемы педагогического артистизма и его роли в формировании профессиональной культуры будущего педагога занимались такие педагоги и ученые, как Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, И.Ф. Кривонос, А.С. Макаренко и другие. Однако как показали исследования, проблема педагогического артистизма недостаточно разработана в педагогике, психологии и методике, и, соответственно, определение этого понятия весьма неоднозначно.

Нам представляется весьма интересной в этом отношении теория О.С. Булатовой, согласно которой, педагогический артистизм, во-первых, можно рассматривать как черту личности учителя (богатство и красота внутреннего мира, обаяние, способность перевоплощаться и др.), а поэтому он является личностной характеристикой; во-вторых, это определенная совокупность учебных приемов (использование приемов искусства, выбор, отработка и выстраивание собственного поведения и др.); в-третьих, педагогический артистизм – это своеобразная концепция педагогического творчества, где каждый урок, каждое взаимодействие является результатом сотворчества учителя и ученика. Поэтому педагогический артистизм можно рассматривать и как профессиональную характеристику [Булатова 2001].

Приемы и элементы театральной педагогики (речь идет и о педагогическом артистизме) помогают будущему педагогу преодолевать затруднения в общении, способствуют становлению и развитию коммуникативной компетентности, а опора  на ее принципы позволяет сформировать навыки создания содержательной творческой образовательной среды урока (режиссура урока, способы создания творческой атмосферы и тд.).  Артистичный педагог реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками.

Необходимость обращения к  принципам и средствам театральной педагогики в процессе подготовки педагогических кадров объясняется  еще и тем, что, во-первых, большинство будущих педагогов недооценивает роль эмоционально-образного компонента в своей деятельности, во-вторых, педагогический артистизм, будучи частью коммуникативной культуры, своеобразным «стилем сотворчества педагога и ученика», способствует развитию навыков профессионального самосознания и формированию нового видения сущности педагогического процесса.

Опираясь на принципы театральной педагогики, используя ее приемы и элементы, педагог приобретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса, навыки создания творческой атмосферы урока; развивает умение видеть и оценивать себя. Учитель, владеющий педагогическим артистизмом, может реализовать в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, он владеет техникой самопредъявления, умеет привлечь и удержать внимание учеников, организовать свое коммуникативное поведение.

Автор: Нестерова И.Н. 

Литература:

  1. Булатова О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. – М., 2001.
  2. Сериков В.В. Модернизация образования и подготовка педагогических кадров / В.В. Сериков // Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации: Материалы межрегиональной научно-методической конференции. – Воронеж, 2003. – Часть.1. – С. 6- 17.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *