Накоплен ощутимый опыт оказания психологической помощи студентам учебных заведений в плане психологического содействия и в направлении психологизации учебно-воспитательного процесса.

Как показывает научный анализ, психологическая служба представляет собой серьезный, трудоемкий процесс, обусловленный взаимоотношениями «субъект-субъект» (преподаватель-преподаватель, преподаватель-студент, студент-студент, студент родитель, преподаватель-родитель) и «субъект-группа» (студент-группа, преподаватель-группа). Что касается вуза, то ясно, что личностное и профессиональное становление, профессиональная пригодность, задача обеспечения необходимыми качествами, безусловно, должны быть включены в сферу педагогической службы. Мы считаем, что психологическая служба в образовательной системе глобально должна сосредоточиться на формировании личностных и профессиональных качеств будущего специалиста с креном в сторону практической деятельности, чтобы стали минимальными те трудности, которые имеют место в будущей профессиональной практической деятельности специалиста.

Психологическая служба в вузе должна иметь стратегические и тактические задачи, которые в сжатой форме должны быть направлены на становление личностных и профессиональных качеств. Понятие «становление личности» можно интерпретировать по-разному, но независимо от обстоятельств во всех случаях оно должно восприниматься как формирование нравственности, патриотизма, моральных ценностей, таких личностных качеств, как гуманизм, толерантность, коммуникативность и т.д. Каким бы ни был выбор становления личности специалиста, он должен рассматриваться в контексте профессионального становления. По нашему глубокому убеждению, если попытаться сравнить личностное и профессиональное становление будущего специалиста, учитывая их взаимосвязь, более сложным и трудным процессом будет формирование личности профессионала (специалиста).

Отметим, что прием абитуриентов осуществляется в форме так называемых централизованных вступительных экзаменов, и поэтому профессиональное предпочтение и профессиональная ориентация абитуриентов часто не соответствует требованиям и ориентациям вуза, где их принимают в качестве студентов. Предполагается, что в процессе учебно-воспитательной работы в вузе со студентами корректируются предпочтения, желания, установки и проводятся в соответствии с теми психологическими качествами, которые необходимы данному специалисту. Отсюда вытекает, что психологическая служба в вузе имеет первоочередную задачу, которая заключается в формировании соответствующих качеств, свойств и предрасположенности будущих специалистов. Следовательно, психологическая служба в вузе вначале должна иметь, по крайней мере, два направления: формирование положительного отношения к избранной специальности и формирование личностных качеств, свойственных этой специальности. То предположение, что педагоги, методисты и психологи могут в учебном процессе своими силами достичь решения этих задач, вряд ли может быть оправдано, поскольку они имеют свои собственные программные цели и задачи преподаваемого ими предмета.

Модель подготовки специалиста бессмысленна без эффективной организации психологической службы. Нам кажется целесообразным специально организовать групповые взаимодействия и взаимоотношения не только в рамках одного академического курса, но и в вузе в целом, поскольку профессиональная деятельность специалистов основывается на «субъект-группа» взаимоотношениях.

Таким образом, подготовка модели такого специалиста, которая включала бы в себя как высокий профессионализм, так и становление личности, является одной из важнейших проблем психологической службы, играющей огромную роль в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Автор: Колесникова Т.Г. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *