В повседневной работе мы нередко сталкиваемся с критикой и криком начальства, нелестными эпитетами и сомнительными сравнениями в адрес подчинённых. Как реагировать на повышение голоса со стороны непосредственного руководителя, допускающего чрезмерную критику и публичные разносы сотрудников? Резать правду-матку в глаза, писать заявление об увольнении, покорно молчать, теряя самоуважение или поступать каким-то иным образом?

Дадим на этот счёт несколько полезных советов от специалистов по консалтингу и психологии управления.

 

1 Дайте шефу выговориться и «выпустить пар»

Если вы видите, что ваш руководитель чрезмерно возбуждён, раздосадован или взвинчен нагоняем старшего начальника, не старайтесь опровергнуть критику в свой адрес сразу, показав всю абсурдность выдвигаемых обвинений. Чтобы обратиться к разуму шефа, надо сделать небольшую паузу, чтобы руководитель выплеснул эмоции и был способен слышать логические доводы.

 

2 С самого начала придерживайтесь спокойного тона

Специалисты по конфликтологии утверждают, что лучше всего не отвечать криком на нелепую критику и необоснованные обвинения, а стараться придерживаться дружелюбия и спокойного тона. Это, как правило, действует отрезвляюще на вспылившего шефа. Конечно, это проще сказать, чем сделать, поскольку в пылу полемики легко потерять самоконтроль. Самообладание вырабатывается постепенно, для этого освойте пару простых психологических приёмов (связанных, например, с дыхательными практиками или волевыми усилиями).

 

3 Часть руководителей считает, что на подчинённых следует оказывать давление

В зависимости от уровня культуры, воспитания и опыта вашего шефа формируется стиль управления подчинёнными. Например ваш руководитель считает, что все сотрудники ленивы, безынициативны и хотят лишь повышения зарплаты. Без крика и понуканий здесь не обойтись, поскольку на этом построена система мотивации. В менеджменте такой вариант известен как теория Икс Дугласа Макгрегора. Понимание этого факта и знакомство с теорией Х психологически облегчит выше взаимодействие с шефом.

 

4 Недовольство руководителя зачастую имеет ненапраленный характер

Помните, что частенько руководитель имеет претензии не к вам лично, а зол вообще на плохую организацию дела, недисциплинированность исполнителей, низкую квалификацию или халатность персонала. В таком случае под огонь критики и брани попадает первый попавшийся сотрудник. Он и выступает в роли козла отпущения. Понимание данного обстоятельства поможет вам легче перенести инцидент.

 

5 Выдержка помогает в реабилитации

Если вам удалось сохранить выдержку и самообладание при разносе начальника, это, несомненно, сыграет свою позитивную роль в дальнейших отношениях. Если ваш руководитель понял, что перегнул палку под воздействием эмоций, то попытается в дальнейшем произвести какую-либо компенсацию за свои действия — начиная от принесения извинений и заканчивая повышением по службе. Так что выдержка всегда оправдывается.

 

6 Не уносите обиду домой

Как советует известный специалист по психологии взаимоотношений Дэйл Карнеги, «живите в отсеке сегодняшнего дня», ограничивайте ваши страхи, обиды и чувства прошедшим рабочим днём. Прощайте врагов своих, иначе сделаете хуже только себе, беспрестанно беспокоясь, просыпаясь ночью и думая о случившемся. Или наживёте себе какие-либо серьёзные заболевания — ведь все болезни от нервов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *