По данным социологических исследований последних лет в России наблюдается резкий рост агрессивных настроений. Но особенно сильно данная тенденция проявляется в молодежной среде [4]. Агрессия ведет к постоянным конфликтам, которые не способствуют успешной социальной адаптации молодых людей и налаживанию коммуникаций. Актуальность выбранной темы как раз и определяется наличием постоянных конфликтов, а также тем, что более половины конфликтов возникает помимо желания их участников, которые неспособны (или не умеют) увидеть истинные причины конфликта.
Не будем отрицать, что конфликты являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, а последствия некоторых конфликтов бывают ощутимы на протяжении многих лет жизни. Для того чтобы научиться контролировать агрессию и не допускать возникновение конфликтов необходимо распознавать в своем поведении и поведении других, так называемые конфликтогены.
Конфликтогены – это слова, действия или вовсе бездействие, приводящие к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. В данной работе мы рассмотрим особенности конфликтогенного поведения, основные способы его преодоления, преимущества синтонного коммуникативного поведения.
Мы согласны с мнением Агеева В.С, что основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются [1]:
-открытое недоверие к собеседнику;
-принижение значимости его роли;
-устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
-заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
-неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно [1, с. 35].
Очевидно, что с таким поведением связаны определенные слова- конфликтогены такие, как:
-слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.;
-слова-оскорбления: негодяй, подонок, дурак, бестолочь и др.;
-слова-угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню» и др.;
-слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик и др.;
-слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и др.
-слова-обвинения: «ты все испортил», «ты обманщик» и др.
-слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все» и др.
Использование таких слов практически всегда вызывает обратную агрессивную реакцию у собеседника, заставляя его вступить в борьбу за самого себя и включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств.
Большинство конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов:
1) стремление к превосходству;
2) проявление агрессивности;
3) проявление эгоизма.
По мнению Белинской Е. П., стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует:
— прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания (или другой негативной оценки), обвинения, насмешки, издевки и т.п.;
— снисходительное отношение, которое демонстрируется с особым оттенком как бы доброжелательности: «Успокойтесь», «Не обижайтесь», «Вы умный человек, а поступаете…» и др.;
— хвастовство в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях.
Проявление агрессивности есть второй тип конфликтогенного действия. Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо, ситуативное, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.
Третий тип конфликтогенного поведения – это проявление эгоизма. Проявление эгоизма обычно выступает сильным конфликтогеном для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.
Непреложность существования конфликтов в жизни человека не означает того, что отсутствуют методик ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма. Эти методики называются синтон-технологиями, основной задачей которых является сглаживание отношений, «уход» из конфликтного поля .
Синтон – термин практической психологии, введенный А.П. Егидесом. «Син» – вместе, «тон» – звук, «синтон» – созвучие, гармония. «Синтонный» – «созвучный», «гармоничный», противоположный «конфликтному» и «раздробленному».
Синтоны – психологические поглаживания, которые создают схожие эмоциональные состояния у партнеров по общению, настраивают на одну волну, помогают установить контакт, помогают взаимопониманию, улучшают взаимоотношения. К синтонам следует относить: знаки приятия, искренняя улыбка, положительная оценка, одобрение, похвала, комплименты, искреннее восхищение, знаки уважения, вежливость, готовность к компромиссу, юмор, направленный на себя.
Использование синтон-технологий позволяет преодолеть конфликтогеные ситуации следующими способами:
1) Преодоление стремления к превосходству.
— предоставлением собеседнику возможности почувствовать свою значимость и компетентность в ваших глазах;
— сознательным принижением собственных достоинств.
2) Сдерживание агрессии.
— пассивный способ заключается в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то;
-активный способ психологической разрядки заключается в двигательной активности;
— логически-психологический способ погашения агрессивности состоит в понимании того, что для улучшения своего настроения и самочувствия крайне важно сменить направленность мышления.
3) Преодоление эгоизма. Как известно, любая крайность в чем- либо -недостаток. Это, конечно же, касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими. Но и другая крайность – ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера.
Для примера мы приведем одну из синтон-техник, которая называется «Синтоны от противного». Суть техники проста: надо стать противным и говорить всегда недовольно, как бы себя преодолевая… – и при этом в подтексте должно светиться ваше внутреннее солнышко и ваши самые теплые чувства к адресату. Если человек знает, что вы его любите, цените и уважаете, то все ваши бурчалки, наезды и обвинения будут только лишним (точнее, совсем не лишним) подтверждением этого.
Также существует методика «Синтонического поведения», являющаяся частью НЛП технологий.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Конфликты являются неотъемлемой составляющей социальной жизни, а причинами их является использование конфликтогенов в поведении человека. Конфликт не может быть остановлен конфликтом, и на каждый конфликтоген надо противопоставить синтон.
Использование синтонов в поведении должно быть дозированным и своевременным, иначе сам синтон может превратиться в конфликтоген, что может еще больше усугубить конфликт. Не допустить этого человеку поможет использование разнообразных синтон-технологий.
Для успешного разрешения конфликта или его недопущения не возбраняется умелое использование манипулирования и программирования человека с помощью тех же синтон-технологий. Синтон-технологии эффективный инструмент успешной социальной жизни.
Автор: Охременко К.
Список использованных источников:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы: учебник / В.С. Агеев. – М.: Высшая школа, 2005. – 280 с.
2. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 497 с.
3. Бородкин Ф.Н. Внимание, конфликт: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 309 с.
4. Куконков П.И. Конфликтологическая компетентность студентов как фактор развития гражданского общества // III международный конгресс конфликтологов. Роль конфликтологии в обеспечении сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества. Казань. КГТУ. Т.2. – 2010. – с. 17–26.
5. Семенов В.Е. Социальная психология: учебник. – М.: Юнити- Дана, 2003. – 169 с.