Греческая и римская культуры составляют две фазы развития единой по своей социальной основе культуры античного мира. Этой основой была античная гражданская община — полис. Полис представлял собой коллектив взрослых мужчин, глав своих домохозяйств – ойкосов, которым принадлежало право владения земельным наделом, участия в органах власти и в обороне общины от врагов. По своей политической организации полис являлся городом-государством; каждый такой город-государство обладал полным суверенитетом и независимостью.

В античной истории, будь то Греция или Рим, полису предшествовали иные формы социального объединения. Это была родоплеменная организация, деградировавшая по мере социально-политической эволюции, при этом старые родоплеменные институты становились средством для утверждения господства аристократии. Родоплеменная верхушка превращается в земельную знать, захватывающую принадлежавшую прежде всему роду (племени) землю и превращающую своих сородичей и соплеменников в кабальных должников, вынужденных работать на аристократов. Это вызывает социальное напряжение и провоцирует политическую нестабильность, в результате чего в большинстве общин происходят социально-политические революции: отмена долгов и передел земель подрывают могущество аристократии, и на смену всевластия знати и безвластия остальных приходят закрепленное в законе равноправие всех граждан новой общины – полиса.

Равноправие, или “исономия” граждан полиса имеет свою обратную сторону – бесправие всех тех, кто не является гражданином. Чужеземцы, переселенцы, даже жены и дети граждан не имели гражданских прав – они были лишь горожанами, но не гражданами. Что же касается рабов, то они вообще не считались людьми: свобода и достоинство гражданина основывались на абсолютном отрицании раба как личности.

Эпоха существования полиса как доминирующей формы социально-политического объединения была сравнительно недолгой: начинается новая стадия общественного развития, в ходе которого кризис полиса становится неизбежным. С одной стороны, внутри полиса появляются новые формы социальных связей – различные кружки, товарищества, религиозные объединения. С другой стороны, возникают межполисные и надполисные политические институты: в новой обстановке полис оказывается лишь одной из составных частей новых территориальных государств, и в этом качестве теряет свой суверенитет и независимость. Полис не является больше государством, но остается городом; новая имперская культура в значительной степени выстраивается на базе полиса, и поэтому его “жизнь после смерти” продолжается еще очень долго.

Каждому из этих этапов социально-политической эволюции (до-полисному, полисному и пост-полисному) соответствует своя стадия развития культуры. Культура полиса для античности считается классической; соответственно, до-полисная культура будет доклассической, после-полисная культура – постклассической.

История собственно греческой культуры восходит к рубежу III – II тыс. до н.э., когда на Балканский полуостров и острова Эгейского моря пришли первые греческие племена. В первой половине II тыс. до н.э. наивысшего развития достигла культура минойской цивилизации, центром которой был остров Крит. Памятниками минойской, или эгейской, культуры стали дворцы-лабиринты в Кноссе, Фесте, Маллии и др.; они представляли собой огромные комплексы зданий общественного, хозяйственного, ритуально-культового назначения – так, дворец в Кноссе включал в себя около 300 помещений общей площадью свыше 16 000 м3.

В середине II тыс. до н.э. культура Крита приходит в упадок, причиной которого были тяжелые последствия землетрясений и вторжений с материка племен греков-ахейцев. Ахейцы создали свою культуру, получившую название микенской по городу Микены – одному из крупнейших центров материковой Греции. Памятниками этой культуры являются шахтные гробницы, содержавшие захоронения микенских царей, где было найдено огромное количество вещей из золота, серебра и слоновой кости, а также монументальные крепостные сооружения. Дворцы микенского времени были настоящими цитаделями: например, толщина стен дворца в Тиринфе достигает 4,5 м (а в казематах – 17 м), высота в сохранившейся части – 7,5 м; стены сложены из глыб весом до 12 т. Высочайшую строительную технику демонстрируют и купольные гробницы (более поздние, чем шахтные): свод гробницы Атрея в Микенах имеет высоту 13,5 м, а вход в курган перекрыт каменными блоками весом до 120 т.

Начавшийся в XV в. до н.э. расцвет микенской культуры продолжался до конца XIII в. На рубеже XIII – XII вв. до н.э. на юг Балканского полуострова вторглись греки-дорийцы, разрушившие большинство микенских цитаделей. Часть ахейцев эмигрировала в Малую Азию и на острова Эгеиды, остальные были превращены завоевателями в своих крепостных. Письменность и многие высокие технологии были забыты, произошел общий упадок культуры. XI – IX вв. стали “темными веками” греческой истории; некоторую информацию об этом периоде можно почерпнуть только в поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея” – созданные в VIII в. до н.э., они содержат реалии более ранней эпохи, которую по имени автора этих поэм называют “гомеровской”. Благодаря этим источникам можно проследить произошедший разрыв в социально-политической и культурной традиции: на место дворцовых государств пришли родовые, а затем территориальные общины, бюрократизированная монархия сменилась военной демократией с выборными вождями-басилеями, устное слово стало основой литературы, в живописи и прикладном искусстве восторжествовали схематизм и условность.

Однако именно на этой основе началось складывание новой культурной традиции, сохранявшей свое единство и преемственность вплоть до самого конца античной эпохи; гомеровский период открывает собой античность, по отношению к которой вся крито-микенская эпоха является своего рода предысторией. Именно в гомеровское время (и даже непосредственно в поэмах Гомера) окончательно оформляется особый код греческой культуры – богатейшая мифология, образный состав которой служил неисчерпаемым источником вдохновения для творцов не только античной, но и позднейшей европейской культуры.

В после-гомеровском греческом обществе развиваются тенденции, ведущие к становлению полиса; этот процесс составляет собой социально-политическое содержание архаической эпохи (VIII – VI вв. до н.э.). Развернувшаяся в это время греческая колонизация побережий Средиземного и Черного морей дала возможность грекам познакомиться с высокоразвитыми культурами других стран и народов. Культура архаической Греции многое позаимствовала с Востока – алфавит, астрономические и математические знания, достижения в архитектуре, скульптуре, живописи. Но и вне зависимости от этих влияний и заимствований греческая культура архаики достигает значительных высот в литературе, философии, искусстве.

Эпическая поэзия VII – VI вв. до н.э. представлена поэмами Гесиода “Труды и дни” и “Теогония”; в жанре лирики работали Каллин, Солон, Феогнид, Тиртей (элегия), Архилох и Семонид (ямб), Алкей, Сапфо, Анакреонт (мелика). В конце VII – VI вв. до н.э. в Греции возникает философия: за “семью мудрецами” (Фалес, Солон, Питтак, Биант, Клеобул, Периандр, Хилон), запечатлевшими в своих афоризмах-гномах установки обыденного морального сознания, приходят создатели собственно философских учений о природе вещей, т.е. об устройстве природного мира – Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид. Греческими архитекторами VII – VI вв. до н.э. вырабатывается специфическая система сочетания декоративных и конструктивных элементов здания – ордер, складываются основные архитектурные стили – дорический и ионический; памятниками этого времени являются храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе и др. Определенных достижений добились греческие мастера в области монументальной пластики: от VII – VI вв. до н.э. до нас дошло несколько десятков так называемых “куросов” – скульптурных изображений юношей, и “кор” — статуй девушек (изображались в это время, конечно, еще не люди, а боги – Аполлон, Гера и др., — но в человеческом образе). Архаическая живопись представлена прекрасной расписной керамикой – сначала полихромной, а затем выполненной в чернофигурном и (позднее) краснофигурном стиле.

V – IV вв. до н.э. стали временем расцвета греческого полиса и его культуры; в этот период практически во всех сферах жизни, от политики до искусства, были созданы такие формы культуры, которые считались классическими в течении многих последующих веков и даже тысячелетий. Развитие культуры в эту эпоху шло ускоренными темпами: на что в другое время и в другом месте требовались века, здесь происходило за десятилетия. Несколько десятков греческих общин, количество жителей которых в большинстве случаев не превышало нескольких тысяч, дали миру огромное количество великих людей и гениальных творений; концентрация творческой энергии была просто исключительной. Что же обеспечивало такой культурный взрыв, что стало его причиной?

Ответ прост – это был полис. В классическом греческом полисе коллективизм и индивидуализм дополняли друг друга; политическая свобода, экономическая самостоятельность, универсальное образование – все это было принадлежностью одного и того же человека – гражданина полиса. Земледелец был и землевладельцем, тот, кто принимал законы, сам их и исполнял; гражданин делал то, что требовал от него полис, и сам требовал от общины то, что ему было нужно. Гражданин обладал властью, собственностью и знанием: все это предполагало друг друга и не существовало оторвано одно от другого – тогда просто невозможно было быть богатым, но необразованным, или образованным, но безвластным. Это была такая стадия развития, когда еще не существовало ни элитарной, ни массовой культуры: здесь каждый владел копьем и знал Гомера, и потому философ беседовал с ремесленником, а крестьянин ходил в театр. Поэт здесь был в то же время финансистом, философ – жрецом, оратор – военным, художник – присяжным заседателем; один и тот же человек писал стихи и водил корабли, выступал с речами и занимался бизнесом: он был гражданином, и в этом качестве мог являться тем, кем угодно. Это было удивительная и неповторимая эпоха, которая недаром считается идеальным образцом жизни человека в обществе – это была эпоха классики.

В греческой литературе V – IV вв. до н.э. ведущее место принадлежало драматургии в двух ее жанрах – трагедии и комедии. Возникнув из представлений в честь Диониса, аттическая трагедия V в. до н.э. получила свое развитие в драмах Эсхила, Софокла и Еврипида; создателем классической комедии стал Аристофан. Драмы ставились на сцене лишь один раз, зато целыми тетралогиями – от каждого автора требовались три трагедии и одна сатирова драма. Соответственно, авторы писали помногу, хотя до нас дошло далеко не все: из более, чем 90 трагедий Эсхила сохранились 7, столько же осталось от 123 драм Софокла; больше повезло Еврипиду и Аристофану – из 22 тетралогий первого уцелело 17 трагедий и 1 сатирова драма, а из 44 комедий Аристофана до нас дошло 11.

Философия классического периода необычайно богата: в это время выступают такие философы-фисиологи, как Парменид и Зенон, Филолай и Эмпедокл, Анаксагор и Мелисс, Левкипп и Демокрит. Об этике стали впервые учить софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, а также полемизировавший с ними Сократ. Крупнейшими метафизиками стали Платон и Аристотель: оба создали как цельные философские системы, так и собственные философские школы, и идеи обоих оказали огромное влияние на всю позднейшую европейскую мысль.

Демократический полис произвел на свет новый вид словесного творчества – ораторское искусство. Крупнейшими греческими ораторами были ораторы Афин – центра греческой демократии: Исократ, Демосфен, Эсхин, Гиперид, Ликург оставили замечательные образцы риторики, более тысячи лет служившие примером для подражания. Появляются первые ученые: начало исторической науке положили Геродот, Фукидид и Ксенофонт, “отцом медицины” называли Гиппократа, в математике, астрономии и географии оставили свой след Архит, Гиппас, Евдокс и, конечно, Евклид.

Высочайшими достижениями классического периода стали многие памятники архитектуры, скульптуры, живописи. Уникальным архитектурным комплексом явился афинский Акрополь: построенный Иктином и Калликратом Парфенон, выстроенный тем же Калликратом храм Нике, Пропилеи Мнесиклета, Эрехтейон Архилоха и Филокла – все эти замечательные по своей красоте и величию сооружения были воздвигнуты менее, чем за полвека. Из других прекрасных работ зодчих классической эпохи можно назвать храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон), причисленный к чудесам света храм Артемиды в Эфесе, другое чудо света – гробницу Мавсола в Галикарнасе, театры в Эпидавре (вмещал 25 тыс. чел.) и в Афинах (театр Диониса – был рассчитан на 17 тыс. чел.).

Крупнейшим скульпторами V в. до н.э. были Фидий (создал статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского), Мирон (сохранился его “Дискобол”), Поликлет (“Дорифор”, “Диадумен” и др.). В IV в. до н.э. творили такие мастера, как Пракситель (“Гермес с младенцем Дионисом”), Скопас (фризы храма Афины в Тегее и Мавзолея в Галикарнасе), Лисипп (“Апоксиомен”, бюст Александра Македонского и др.).

Наконец, из художников классической Греции следует назвать мастера рисунка Полигнота, изобретателя линейной перспективы Агафарха, первым начавшего применять полутона и светотень Аполлодора, блестящего живописца Зевксиса, Паррасия, который стал передавать сложную мимику лица, Никия, Апеллеса, Филоксена и др.

Со второй половины IV в. до н.э. в Греции все более заметными становятся симптомы кризиса полиса. Гражданская община перестает быть единственно возможным для грека типом социального объединения; правда, и попав под власть Македонии, и расселяясь по завоеванным Александром Великим и его преемниками территориям Ближнего и Среднего Востока, греки везде и всегда предпочитали жить полисом – хотя не всегда и не везде им это удавалось. Но это был уже не тот полис, что во времена классики: процесс интеграции полиса в качестве одного из структурных компонентов территориальных монархий имел своей обратной стороной внутреннюю дезинтеграцию, распад единой “общины равных” на различные классовые, религиозные, профессиональные и пр. группы и группки. Классический коллективизм и партикуляризм общественной жизни сменились постклассическим индивидуализмом и универсализмом; соответственно, греческая культура перестает быть культурой одного этноса и превращается в некую культуру второго порядка, цивилизационное поле для взаимодействия других культур. Греки усваивают элементы культуры “варваров”, варвары – элементы культуры греков; это приводит к еще одному двуединому процессу – по мере того, как греческая культура перестает быть формой выражения своеобразия греческого этноса и превращается в универсальную культуру всей грекоговорящей ойкумены, сам этнос начинает диссимилироваться, распыляться. По мере того, как греческий (древнегреческий) этнос приближается к смерти, греческая культура приближается к бессмертию; этот процесс закончился в первых веках нашей эры. Греция прошла свой цикл историческо-культурного развития до конца: время греческой истории истекло, уступив свое место вечности греческой культуры.

Культуру постклассического периода называют эллинистической: эпоха эллинизма, начало которой было положено завоеванием Александром Македонским Персии, а конец – завоеванием римлянами птолемеевского Египта, своим содержанием имела превращение, в терминах Шпенглера, греческой культуры в греческую цивилизацию. Если классическая культура была культурой гражданской общины, то эллинистическая культура становится, с одной стороны, культурой монархического государства, с другой стороны – культурой частного лица. Общинное единство сменяется двойственностью официального и приватного; эллинистическая культура – это культура не гражданина полиса, а жителя империи: чем шире раздвигались границы государства, тем глубже становился мир личности. Крупнейшими из эллинистических государств были Македония, где утвердилась династия Антигонидов, Египет, где правила династия Птолемеев, и держава Селевкидов; соответственно, здесь и возникают новые центры уже не эллинской, а эллинистической культуры.

Одним из наиболее значительных и заметных явлений эллинистической культуры становится распространение восточных культов – малоазийского бога Сараписа, египетских Исиды и Осириса, фригийской Кибелы и др. Происходит синкретизация религии: греки присваивают восточным богам имена божеств олимпийского пантеона, выходцы с Востока практикуют культ греческих богов. Новая религия становится универсальной и индивидуалистической одновременно: люди разных стран и народов поклоняются одним и тем же богам, а само поклонение приобретает мистический характер, обеспечивая непосредственный контакт личности с высшими силами.

Эллинистическая литература по своему характеру закономерно двойственна: с одной стороны, создаются произведения, рассчитанные на элитарного читателя, с другой стороны, развивается демократическая литература для простонародья. Первое направление представляли Каллимах, написавший 800 книг, тексты которых изобилуют мифологической ученостью, его ученик Аполлоний Родосский, автор эпической поэмы “Аргонавтика” (также чрезвычайно ученого характера), создатель буколических идиллий Феокрит и др. С другой стороны, в мимах Герода разрабатывается натуралистически-бытовой жанр; кроме того, можно назвать Асклепиада Самосского и Леонида Тарентского – авторов любовных, посвятительных и надгробных эпиграмм, в которых немалое место уделено изображению жизни простого народа.

В философии эллинистического периода наибольшее значение имели учения и школы стоиков – Зенона, Клеарха, Хрисиппа, Панэция, Посидония, скептиков – Пиррона, Тимона, Карнеада, эпикурейцев – Эпикура. Большое распространение получило и учение киников; из основателей кинизма следует назвать Антисфена, Диогена, Кратета. В этих новых учениях этическая и частично социальная проблематика заметно преобладала над вопросами о сущности мироустройства; в центре эллинистической философии стоит не космос и не полис, а человеческая личность.

Эллинизм стал временем расцвета науки. В точные и естественные науки – биологию, медицину, географию, математику, астрономию, большой вклад внесли Феофраст, Дикеарх, Архимед, Эратосфен, Герофил, Аристарх Самосский и др. В эту эпоху наука стала более практичной, прикладной; были изобретены водяная мельница, осадные орудия, различные автоматы и новые средства связи. В области гуманитарного знания огромные успехи сделала филология – наука о языке и литературе: при царской библиотеке в Александрии Египетской, где было собрано около 700 тыс. свитков, работали многие выдающиеся ученые – Зенодот, Аристофан, Аристарх Самофракийский.

Для эллинистической архитектуры характерен интерес к вопросам градостроительства и возведения общественных сооружений; кроме того, развивается строительство дворцов, а, с другой стороны, частных домов, гораздо более благоустроенных и комфортных по сравнению с эпохой классики. Из наиболее значительных памятников эллинистической архитектуры стоит назвать алтарь Зевса в Пергаме и одно из чудес света – Александрийский маяк.

Новыми центрами пластического искусства стали Александрия, Пергам, Родос. Эллинистические скульпторы, с одной стороны, создавали прославляющие царей героические монументы, с другой стороны, уделяли большое внимание бытовому и реалистическому жанру. Наряду с образом идеальной красоты мастера теперь привлекают темы детства, старости, уродства; для скульптуры эпохи эллинизма характерна прекрасная передача глубоких переживаний, действий и состояний человека.

Эллинистическая культура продолжала свое существование в течение еще нескольких веков после падения последних независимых эллинистических государств. Ее влияние распространялось от Испании до Индии и от Германии до Месопотамии; но главное, что она оставила свой след не только в пространстве, но и во времени, внеся весомый вклад в основание существующих и поныне цивилизаций.

Автор: Шипилов А.В. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *