Локальные арт-объекты занимают в современной теории бизнеса особое место ввиду своей новизны, инновационности, дизайна, эмоциональных и символических решений. Напрямую локальные арт-объекты нельзя отнести к традиционной рекламе с её призывами приобрести тот или иной продукт или воспользоваться предлагаемыми сервисами. В то же время по силе своего воздействия на горожан локальные арт-объекты могут далеко превосходить традиционные рекламные обращения с их многократным повторением и определённым навязыванием. Арт-объекты воздействуют на наблюдателя незримой «мягкой силой», искусством и фантазией своих создателей, неброским юмором, неординарностью визуальных решений. В неразрывной композиции с торговым или сервисным предприятием локальные арт-объекты формируют механизмы «импринтинга», впечатывание в сознание внешнего наблюдателя координаты компании, её месторасположения, создают узнаваемость образа и его отличное запоминание.
Об этом моменте знали предприниматели Воронежа в позапрошлом веке. Так, ювелир Н.А. Михайлов возвёл рядом со своим магазином привлекательный арт-объект, который знали все в городе (см. Дом Михайлова по Большой Дворянской).
За счёт этого дизайнерского решения Михайлов активно привлекал в свой магазин покупателей, использовал образ башенки с часами в рекламе и газетных публикациях. Инвестиции купца в данный объект многократно окупились. Отметим, что дом Михайлова на проспекте Революции сохранился до наших дней (в несколько перестроенном виде), но башенка с часами была утрачена навсегда.
В советское время традиция была прервана из-за отсутствия самого института предпринимательства и ликвидации частной собственности. Но теперь в современном Воронеже инструментарий привлечения клиентов и покупателей за счёт локальных арт-объектов вновь возобновилась. И вот почему.
В терминологии маркетинга есть такое понятие, как ай-стоппер (то, на чём потребитель останавливает взгляд, удерживает какое-то время внимание). Ай-стопперы необходимы тем субъектам предпринимательства, кто желает сохранять и приумножать свою конкурентоспособность, удивлять и радовать потребителей необычными формами, дизайном и визуальной культурой.
Возьмём, к примеру, бутик «Английский дом», расположенный по улице Пятницкого, д.10. Улица эта, надо сказать, не слишком многолюдная. Но автомобильное движение по ней довольно интенсивное. Данную особенность и использовали владельцы бизнеса, введя в композицию здания и прилегающего ландшафта фигуру 5-метрового жирафа.
Это решение сразу преобразило весь ансамбль здания и бизнес-пространство перед ним. Жираф стал ай-стоппером, который бросается в глаза не только прохожим, но и многочисленным автомобилистам. И если раньше многие не знали, что за здание перед ними, то теперь стали интересоваться как в Интернете, так и расспрашивая знакомых.
Другое интересное решение дополнения композиции входной группы мы видим у винного магазина, украшенного локальным арт-объектом в виде античного бога виноделия (см. фото ниже).
Фигура Бахуса и декоративные винные бочки выполняют функцию ай-стоппера, приковывая взгляды проходящих мимо людей и заставляющие их доставать свои смартфоны для фотографирования этого локального арт-объекта. Конечно, нам неизвестны инвестиции владельца бизнеса в данную резную скульптуру, а также экономическая отдача от этого капиталовложения, но думается, что определённый приток клиентов она обеспечивает.
Заполнение ландшафтного пространства рядом с точками торговли, производства или оказания услуг нередко осуществляется локальными (временными) арт-объектами. В первую очередь то относится к надувным конструкциям — в том числе, с пневмоподкачкой, которая обеспечивает двигательную активность какой-либо части — например, надувная стилизованная фигура, выполненная в корпоративных цветах (или снабжённая торговыми марками), может махать рукой, покачивать головой, совершать колебательные или вращательные движения. Пример такой пневмоконструкции по Ленинскому проспекту Воронежа представлен на изображении ниже.
В заключение отметим тот факт, что локальные арт-объекты бизнеса выполняют глубокую социальную и психологическую функции. В современном городе, как это не парадоксально, имеется множество людей, страдающих от одиночества, стресса, фрустрации. Им необходима эмоциональная отдушина, источник новых впечатлений, поднятия настроения и общего тонуса. Таковыми являются локальные арт-объекты бизнеса, которые несут в себе все эти функции, несущие юмор, позитив, и, конечно же, коммерческую информацию.
Галкин В.В.
См. также: Стрит-арт в среде современного города