Малое предприятие может быть образовано его владельцем (или совладельцами) в связи с различными планами и соображениями.  Кто-то создает малое предприятие для того, чтобы просто войти в бизнес, попытаться заработать свои первые деньги, получить первоначальный опыт. Каковы же будут дальнейшие перспективы – покажет будущее. Обычно такие нечетко сформулированные цели стоят перед старт-аперами, которые впервые выступают учредителями своей компании и еще не могут твердо определить спектр ее дальнейшей деятельности, философию и направленность бизнеса.

Другие предприниматели уже имеют опыт создания малых предприятий и образуют новые юридические лица для формирования сетевых компаний, которые будут тиражировать и  развивать удачно начатый бизнес, повторять его структуру, технологии производства и работы с клиентами.

Нельзя не отметить и тех учредителей малых предприятий, которые хотели бы создать прибыльный бизнес, запустить его и отойти от дел, передав бразды правления компанией  наемному менеджеру. При этом сам собственник бизнеса становится рантье с пассивным управлением, который лишь время от времени встречается с управляющим для заслушивания отчета и обсуждения текущих вопросов.

Определенная часть бизнесменов изначально планирует создание малых предприятий под будущую продажу; их интересует быстрое наращивание рыночной капитализации созданных компаний и оперативная отладка всех бизнес-процессов. Построив эффективное малое предприятие, такие собственники продают его и подыскивают новый объект для приложения сил.

Однако вне зависимости от поставленных целей по будущему развитию малого предприятия, его собственник должен распорядиться его активами таким образом, чтобы они приносили запланированный доход. Решить эту краеугольную задачу без адекватного управления имуществом, финансами, трудовыми ресурсами и нематериальными активами практически невозможно.

Обычно организаторы малого бизнеса не хотят слушать академические лекции профессоров о видах менеджмента, научных школах управления, о факторах производства и прочих вещах, которые быстро выветриваются из головы при соприкосновении с реальной действительностью. Предприниматели, как практичные и занятые люди, любят «длинные сосиски и короткие проповеди». Прислушаемся к их пожеланиям и перейдем к описанию практических методов управления малым бизнесом.

Первое, что мы сделаем, это подразделим общую задачу эффективного управления на отдельные составляющие, которые, действуя в совокупности, дают нужный результат. Выделим следующие группы активов, требующих надлежащего менеджмента:

— создание фирменного наименования, торговой марки и управление этими активами;

— управление персоналом;

— определение управленческой структуры предприятия, распределение круга обязанностей и полномочий сотрудников;

— управление финансовыми потоками;

— управление клиентскими группами;

— управление рекламой и маркетингом;

— управление корпоративной культурой;

— управление инновациями;

— создание и управление корпоративным интернет-ресурсом.

Коротко охарактеризуем каждое из отмеченных направлений. Очевидно, что всякое предприятие должно иметь свое название, или, как говорят, фирменное наименование. Единственный сектор бизнеса, где названия не приветствуются – это теневой бизнес; там предприятия либо не имеют коммерческих наименований (что необходимо в целях конспирации), либо ведут дела под чужим именем.

Тем, кто собирается вести легальную предпринимательскую деятельность, нужно придумать привлекательное название для своего предприятия, разработать самостоятельно или с помощью привлеченного дизайнера собственную торговую марку. Это необходимо для осуществления нескольких важных процессов – создания своему предприятию узнаваемости, для рекламных кампаний и для отграничения своего бизнеса от конкурентов. Без таких индивидуальных элементов, как фирменное наименование, торговая марка, корпоративные цвета отрекламировать предприятие, сформировать его позитивный имидж будет практически невозможно. Как создаются коммерческие названия и торговые марки, мы поговорим ниже, в отдельном разделе по неймингу и брэнд-менеджменту.

Первостепенную значимость имеет в малом бизнесе управление человеческим капиталом. Здесь имеются самые разные подходы, которые дают неоднозначные результаты. Для простоты анализа мы возьмем лишь две полярные модели малого бизнеса, которые обозначим по Дугласу Макгрегору моделью Х и моделью У. В первой модели владелец бизнеса априори полагает, что на его предприятии трудятся люди, которые, в общем-то, не желают работать, брать на себя инициативу и ответственность. Эффективную работу предприятия можно обеспечить только с помощью постоянного контроля, понуканий и наказаний провинившихся сотрудников.

Вторая модель – модель У – исходит из противоположных предпосылок: люди на предприятии готовы хорошо трудиться, брать на себя ответственность и коммерческую инициативу. Излишний контроль их обижает и препятствует раскрытию творческих способностей. Какая из моделей будет выбрана и в какой комбинации – дело каждого отдельного владельца бизнеса. Здесь лишь остается добавить, что более половины всех малых предприятий прекращают свою работу в первые три года своего существования именно по причине неудовлетворительного внутрифирменного менеджмента.

Известно, что в российской практике сотрудники низовых управленческих звеньев и исполнители уверены, что владельцы бизнеса что-то воруют – у своих работников или у государства, хитрят с бухгалтерией, налогами и т.д. Собственники предприятия, напротив, убеждены, что большинство их сотрудников – лентяи, которые без нагоняя делать ничего не будут, и лишь способны постоянно требовать повышения зарплаты. На этой почве и происходит большинство трудовых споров и конфликтов.

Важной частью управленческой и организационной работы является определение внутренней иерархии малого предприятия, а также подразделение полномочий в рамках тех или иных должностей.

Поскольку большинство малых предприятий функционирует как единоличное владение, где роль главного распорядителя занимает владелец бизнеса или уполномоченное им лицо, то задача внутрифирменного управления чаще всего сводится к выбору заместителя и установлению круга обязанностей для каждого из сотрудников. Все основные функции менеджмента по мотивации, контролю, организации повседневной работы, планированию выполняются собственником предприятия. И это вполне естественно, так как при численности сотрудников в 10-15 человек не представляется возможным выделение в отдельные подразделения каких-либо специалистов – например, в отдел маркетинга, сбыта или бухгалтерию. Все работы, как правило, выполняются на условиях совмещения. Оплата труда производится на условиях повременной, сдельной или сдельно-премиальной системы.

По поводу надлежащего финансового менеджмента нет нужды долго распространяться. Ошибки в определении величин зарплат, ценообразовании, калькуляции себестоимости продукции, командировочных расходов, потребности в заемных ресурсах – все это может привести к негативным последствиям для бизнеса. Практика знает немало примеров, когда малый бизнес банкротился из-за таких, казалось бы, второстепенных вещей, как аренда дорогого офиса, чрезмерные зарплаты и премиальные владельцу бизнеса или его родственникам, работающим на предприятии, отсутствие бюджетирования, переплаты за банковские кредиты и просрочки платежей. Самая разумная стратегия на стадиях старт-апа – жесткая экономия на всех стадиях осуществления предпринимательской деятельности, где это возможно без ущерба для развития предприятия.

С этой важной задачей напрямую связано управление рекламой и маркетингом. Потребитель должен знать о существовании малого предприятия, производящего конкретный вид продукции по определенным ценам. И не просто знать, но и испытывать желание ее приобрести. Для этого необходима реклама. Прояснить момент, какой должна быть реклама и чего в настоящий момент хотят потребители – это задача маркетинга.

Для малых предприятий маркетинг – одновременно простое и сложное дело. Простое – потому, что сотрудники предприятия и его владелец находятся в повседневном контакте с потребителями и партнерами. В связи с этим они точно знают, что нужно покупателям их продукта, как меняются вкусы и запросы потребителей, что предлагают конкуренты.

В то же время без проведения специальных исследований и выявления тенденций маркетинг превращается в весьма сложное дело. Тогда маркетологом должен стать либо глава бизнеса, либо кто-либо из совместителей или приглашенных специалистов.

С течением времени во вкусах потребителей происходят изменения. Меняется продуктовая линейка, запросы, технологии, мода, внешняя среда. В соответствии с изменением потребительских предпочтений приходится меняться и малому предприятию. Эти изменения происходят за счет инноваций. Когда их следует вводить в технологии производства и обслуживания клиентов, в подготовку и переподготовку кадров, в автоматизацию бизнес-процессов, чтобы поддерживать надлежащую конкурентоспособность? На этот вопрос приходится отвечать владельцу бизнеса, возможно, с привлечением внешнего консультанта.

Особая сфера управления – взаимодействие с клиентскими группами, потребителями и партнерами по бизнесу. Выше мы упоминали, что любая предпринимательская деятельность базируется на удовлетворении какой-либо потребности; если потребитель недоволен тем, как обслуживаются его запросы, то рынок для малого предприятия сжимается, подобно шагреневой коже. Поэтому главная задача главы компании – управлять ей таким образом, чтобы удовлетворять потребность наиболее полно, поддерживая баланс интересов потребителей, бизнеса и собственных работников.

С точки зрения создания благоприятной среды предприятия значимым является вопрос о корпоративной культуре. Особая внутренняя система взаимоотношений имеется в любом трудовом коллективе. Подобно тому, как Швейк говорил: «Не может же быть, чтобы никак не было, ведь как-то будет», так и на предприятии не может отсутствовать корпоративная культура – она всегда есть – только вопрос, какая. Клава фирмы может ее целенаправленно формировать, подбирая соответствующих сотрудников, под конкретные функции и задачи, может предписывать правила этичного поведения, но может и не заниматься этими вопросами. В любом случае особая система служебных, дружеских или враждебных взаимосвязей и форм общения сформируется. Насколько она будет способствовать проявлению творчества, инициативы, дисциплины, ответственности, управляемости коллективом? Вопрос этот чрезвычайно важен; его мы обсудим ниже в специальном разделе.

Теперь обратимся к проблеме модернизации бизнеса и управления нововведениями. Инновации и рационализация бизнес-процессов требуют вложений капитала, нередко встречают противодействие со стороны консервативно настроенных работников. Когда следует модернизировать налаженные деловые процедуры или оборудование – когда появились первые признаки отставания или это следует делать превентивно, еще до появления кризисных сигналов? Как следует совершенствовать бизнес-процессы – сразу, радикально или постепенно и каждодневно? На эти вопросы призван дать ответы инновационный менеджмент, избранный главой малого предприятия.

Наконец, современное малое предприятие должно обязательно обозначить свое присутствие во всемирной паутине. Интернет-сайт представит заинтересованным посетителям всю полноту информации об истории предприятия, его продукции, планах и перспективах, условиях сотрудничества, реквизитах, вакансиях. Немалую ценность представляет собой сайт в плане осуществления обратной связи с потребителями, выяснения их предпочтений, работе с рекламациями. С точки зрения управления имиджем предприятия, представления рекламных и PR-материалов, корпоративный интернет-ресурс – практически незаменимый инструмент, свободный для доступа как национальных, так и международных пользователей.

Однако реализовать все выгоды, которые дает представительство малого предприятия в виртуальном пространстве, возможно в случае надлежащего управления корпоративным сайтом, подготовки и размещения интересного для пользователей материала, постоянного обновления контента, представления новостей, обзоров, аналитических статей.

Совокупность управления всеми указанными нами выше направлениями бизнеса – задача необычайно объемная и сложная, требующая знаний, целеустремленности, большой энергии. Фактически эта работа практически полностью поглощает время владельца малого бизнеса, рабочий день которого длится не менее 12 часов. Но даже на отдыхе его мозг продолжает интеллектуальную и управленческую работу, прокручивая возможные сценарии развития и улучшения производства, освоения новых сфер бизнеса.

Рассмотрим обозначенные нами направления организационно-управленческой и маркетинговой деятельности ниже, представленные в виде отдельных блоков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *