Воронежская экономика и бизнес меняются в последние годы очень динамично. Большие изменения претерпевает не только структура и состав предпринимательских контингентов, применяемые технологии, выбираемые направления деятельности, офлайновые и цифровые бизнесы, но и сама модель управления региональными хозяйственными процессами. И если раньше городские и областные чиновники находились, в основном, «над схваткой», наблюдая за экономической конкуренцией с высоты своего положения, то теперь ситуация изменилась и работать областным и муниципальным функционерам приходится на иной основе, включая элементы планирования, инициативного партнёрства с бизнесом, стратегического развития.
Переходить на новые способы работы приходится по объективным причинам, а вовсе не от тяги областных и муниципальных столоначальников к организационным, управленческим и цифровым инновациям. Ситуация, говоря словами стоиков такова, что желающего судьба ведёт, а нежелающего тащит. Поэтому администрациям всех уровней приходится в ускоренном режиме адаптироваться к новым реалиям, преодолевая последствия ковида, политических и экономических санкций, ведения СВО. Приходится оперативно принимать решения по импортозамещению, развитию новых производств и восстановлению воронежского ВПК.
Перечисленные выше факторы играют свою значимую роль. Но они далеко не единственные в насущной необходимости смены модели управления региональной экономикой и бизнесом. Некоторые тенденции имеют долгосрочный характер и стали проявлять себя с начала 2000-х годов. Обозначим их кратко, в общих чертах.
Джентрификация Воронежа
После распада СССР, в начале 1990-хгодов, в Воронеже и области остро проявили себя тенденции сокращения заказов со стороны государства, потеря рынков сбыта, дезорганизация финансовых, социальных и политических процессов. Областной центр и малые города Воронежской области накрыла волна сокращений персонала (или отправки его в частично оплачиваемый отпуск), закрытия или консервации многих заводов (в том числе оборонно-промышленного комплекса), приватизации, акционирования и последующей перепродажи крупных производственных компаний. Не будем сейчас останавливаться на причинах банкротств, слияний и поглощений воронежских бизнесов, частичного или полного останова производственной деятельности, деиндустриализации Воронежа.
Сразу констатируем факт: те предприятия, которые находились в центральной части города, стали постепенно выкупаться застройщиками под новое жилищное строительство. Спрос на жильё был даже в самые трудные годы достаточно устойчивым, а с появлением ипотеки и банковского кредита вырос ещё сильнее. Тем заводам, которые располагались на окраинах, повезло меньше — ими в 2000-х и 2010-х годах застройщики интересовались мало или не интересовались вообще.
Но территории в центре Воронежа были в последние десятилетия нарасхват — их разными способами отчуждали у предприятий, начиная от НПО «Энергия» в начале 2000-х и заканчивая Воронежским мясокомбинатом (2021) и заводом «Электроприбор» (2022).
Конечно, в рамках джентрификации под слом шли не только воронежские предприятия, но и иные объекты — Дворцы культуры, кинотеатры (например, «Дружба» вместе с одноимённым рестораном), иные привлекательные с коммерческой точки зрения площадки (как, скажем, трамвайные и троллейбусные депо).
Под реновацию стали отдавать целые улицы и кварталы с ветхим и предаварийным жильём. Таким образом, тренд на ликвидацию предприятий или вынос их за черту города стал новой реальностью. Продали городские площадки и ушли за город Воронежсельмаш, жиркомбинат (мыловаренный завод «Финист»), некоторые другие производства. Избавились от больших производственных территорий заводы им. Коминтерна, станкостроительный завод. Даже Министерство обороны реализовало большую часть своих складских площадок в городской черте Воронежа, которые также превратились со временем в жилые районы.
Малый бизнес Воронежа
Развитие малого бизнеса в Воронеже проходило и проходит сейчас в рамках существующих торговых и офисных площадей, небольших мастерских и производственных помещений, которые ротируются в системе экономической конкуренции. Иными словами, малому бизнесу в основном хватает существующего фонда недвижимости, инфраструктуры и производственных площадок. Не выдержавшие конкуренции игроки освобождают место для новых предпринимателей, а также более удачливых и продвинутых коллег. Иногда мы можем видеть, как в одном помещении за пару лет меняется по два, а то и по три владельца. Нечто подобное происходит с арендаторами в торговых центрах или рынках Воронежа, где ротация идёт непрерывно внушительным потоком. На этом поле чиновникам из областной и городской администрации остаётся лишь регулировать общие правила ведения бизнеса и пресекать правонарушения.
Большой и средний бизнес Воронежа
Однако всё то, что приемлемо для малого бизнеса и самозанятых воронежцев, совершенно не подходит крупным компаниям. Проблема здесь более сложная и системная. Начнём немного издалека. Самыми «выгодными» для Воронежской области компаниями с точки зрения уплаты налогов являются такие крупные предприятия, как Нововоронежская АЭС и Россошанский завод минеральных удобрений. Но создание таких мощных и стабильных бизнесов требует огромных инвестиций — неважно каких, отечественных или иностранных, государственных или частных.
В центральной части города такие крупные предприятия сейчас возвести практически нереально, поскольку это потребует огромных капиталовложений, которые впоследствии могут и не оправдаться. Помимо этого, крупным современным предприятиям требуется немалое количество персонала. Прошлая, советская модель предполагала строительство рядом с крупным предприятием (например, авиазаводом (ВАСО), заводом СК, механическим заводом и т.д. целых микрорайонов для сотрудников, вместе с поликлиниками, школами, клубами, магазинами и прочей инфраструктурой, себя исчерпала. В настоящее время эта модель формирования производственно-жилищного кластера в черте города осуществляться не может (во всяком случае, без космических затрат).
Отсюда следуют два очень важных вывода касательно поиска и привлечения крупных инвесторов, а также выноса вновь создаваемых крупных бизнесов за черту города. А вот здесь уже губернатору и чиновникам Воронежского областного правительства надо в значительной степени активизироваться, поскольку за мощные капиталовложения и большие инновационные предприятия приходится бороться с другими регионами и республиками России. В этом случае позиция равнодушного наблюдателя администрации не подходит, как не приходится надеяться, что рынок всё сам расставит по своим местам. Не расставит. Нужно активно привлекать либо чисто государственные проекты (например, в области оборонно-промышленного комплекса), либо формировать государственно-частные партнёрства, или предлагать бизнесу льготы и иные привлекательные условия.
Создание технопарков и особых экономических зон
Осознают ли в администрации Воронежа, в областном правительстве, в областной и городской Думе, что модель взаимодействия с большим и средним бизнесом изменилась и требует от государства новых подходов? Да, осознают и предпринимают в этом направлении более или менее активные действия. На территории Воронежа и области создан ряд технопарков и особых экономических зон (см. Губернатор А. Гусев подписал постановление о создании технопарка «Воронеж»). Для среднего и крупного бизнеса на таких территориях действует особый режим поддержки компаний (в том числе по налоговым послаблениям), предоставляются хорошие условия для подключения к источникам воды, электроэнергии, газоснабжения, подводятся транспортные артерии.
Воронежские власти прекрасно понимают, что Воронежской области следует вспомнить о своих былых достижениях в микроэлектронике, о которой сейчас так много информации в СМИ. Ведь остров Тайвань, главный мировой производитель чипов, по размеру меньше Воронежской области, но занимает 16 место по ВВП в мире. В конце 1980-х годов такие инновационные предприятия Воронежа как заводы «Процессор», «Видеофон», «Электросигнал», НПО «Электроника» были гордостью региона, одними из крупнейших работодателей. Именно на электронику тогда делалась ставка партийными и советскими структурами. Все мы хорошо помним, что в 1969 году воронежские депутаты даже утвердили новый герб Воронежской области, на котором было схематичное изображение транзистора (см. изображение ниже).
Теперь, когда Запад отказывается торговать с Россией, поставлять ей микроэлектронику, станки, оборудование, смартфоны, компьютеры, компонентную базу, Воронежу следует воспользоваться открывшимся окном возможностей для привлечения крупных производительных сил в регион.
См. также: 50 лет гербу Воронежа