Воронежская экономика и бизнес меняются в последние годы очень динамично. Большие изменения претерпевает не только структура и состав предпринимательских контингентов, применяемые технологии, выбираемые направления деятельности, офлайновые и цифровые бизнесы, но и сама модель управления региональными хозяйственными процессами. И если раньше городские и областные чиновники находились, в основном, «над схваткой», наблюдая за экономической конкуренцией с высоты своего положения, то теперь ситуация изменилась и работать областным и муниципальным функционерам приходится на иной основе, включая элементы планирования, инициативного партнёрства с бизнесом, стратегического развития.

Областное правительство Воронежской области

Областное правительство Воронежской области

Переходить на новые способы работы приходится по объективным причинам, а вовсе не от тяги областных и муниципальных столоначальников к организационным, управленческим и цифровым инновациям. Ситуация, говоря словами стоиков такова, что желающего судьба ведёт, а нежелающего тащит. Поэтому администрациям всех уровней приходится в ускоренном режиме адаптироваться к новым реалиям, преодолевая последствия ковида, политических и экономических санкций, ведения СВО. Приходится оперативно принимать решения по импортозамещению, развитию новых производств и восстановлению воронежского ВПК.

Перечисленные выше факторы играют свою значимую роль. Но они далеко не единственные в насущной необходимости смены модели управления региональной экономикой и бизнесом. Некоторые тенденции имеют долгосрочный характер и стали проявлять себя с начала 2000-х годов. Обозначим их кратко, в общих чертах.

 

Джентрификация Воронежа

После распада СССР, в начале 1990-хгодов, в Воронеже и области остро проявили себя тенденции сокращения заказов со стороны государства, потеря рынков сбыта, дезорганизация финансовых, социальных и политических  процессов. Областной центр и малые города Воронежской области накрыла волна сокращений персонала (или отправки его в частично оплачиваемый отпуск), закрытия или консервации многих заводов (в том числе оборонно-промышленного комплекса), приватизации, акционирования и последующей перепродажи крупных производственных компаний. Не будем сейчас останавливаться на причинах банкротств, слияний и поглощений воронежских бизнесов, частичного или полного останова производственной деятельности, деиндустриализации Воронежа.

Сразу констатируем факт: те предприятия, которые находились в центральной части города, стали постепенно выкупаться застройщиками под новое жилищное строительство. Спрос на жильё был даже в самые трудные годы достаточно устойчивым, а с появлением ипотеки и банковского кредита вырос ещё сильнее. Тем заводам, которые располагались на окраинах, повезло меньше — ими в 2000-х и 2010-х годах застройщики интересовались мало или не интересовались вообще.

Завод «Процессор», расположенный на окраине Воронежа. Май 2013

Но территории в центре Воронежа были в последние десятилетия нарасхват — их разными способами отчуждали у предприятий, начиная от НПО «Энергия» в начале 2000-х и заканчивая Воронежским мясокомбинатом (2021) и заводом «Электроприбор» (2022).

Мясокомбинат Воронежский пошёл под снос

Конечно, в рамках джентрификации под слом шли не только воронежские предприятия, но и иные объекты — Дворцы культуры, кинотеатры (например, «Дружба» вместе с одноимённым рестораном), иные привлекательные с коммерческой точки зрения площадки (как, скажем, трамвайные и троллейбусные депо).

ДК им.50-летия Октября. Был снесён под будущую жилую застройку

Под реновацию стали отдавать целые улицы и кварталы с ветхим и предаварийным жильём. Таким образом, тренд на ликвидацию предприятий или вынос их за черту города стал новой реальностью. Продали городские площадки и ушли за город Воронежсельмаш, жиркомбинат (мыловаренный завод «Финист»), некоторые другие производства. Избавились от больших производственных территорий заводы им. Коминтерна, станкостроительный завод. Даже Министерство обороны реализовало большую часть своих складских площадок в городской черте Воронежа, которые также превратились со временем в жилые районы.

 

Малый бизнес Воронежа

Развитие малого бизнеса в Воронеже проходило и проходит сейчас в рамках существующих торговых и офисных площадей, небольших мастерских и производственных помещений, которые ротируются в системе экономической конкуренции. Иными словами, малому бизнесу в основном хватает существующего фонда недвижимости, инфраструктуры и производственных площадок. Не выдержавшие конкуренции игроки освобождают место для новых предпринимателей, а также более удачливых и продвинутых коллег. Иногда мы можем видеть, как в одном помещении за пару лет меняется по два, а то и по три владельца. Нечто подобное происходит с арендаторами в торговых центрах или рынках Воронежа, где ротация идёт непрерывно внушительным потоком. На этом поле чиновникам из областной и городской администрации остаётся лишь регулировать общие правила ведения бизнеса и пресекать правонарушения.

 

Большой и средний бизнес Воронежа

Однако всё то, что приемлемо для малого бизнеса и самозанятых воронежцев, совершенно не подходит крупным компаниям. Проблема здесь более сложная и системная. Начнём немного издалека. Самыми «выгодными» для Воронежской области компаниями с точки зрения уплаты налогов являются такие крупные предприятия, как Нововоронежская АЭС и Россошанский завод минеральных удобрений. Но создание таких мощных и стабильных бизнесов требует огромных инвестиций — неважно каких, отечественных или иностранных, государственных или частных.

В центральной части города такие крупные предприятия сейчас возвести практически нереально, поскольку это потребует огромных капиталовложений, которые впоследствии могут и не оправдаться. Помимо этого, крупным современным предприятиям требуется немалое количество персонала. Прошлая, советская модель предполагала строительство рядом с крупным предприятием (например, авиазаводом (ВАСО), заводом СК, механическим заводом и т.д. целых микрорайонов для сотрудников, вместе с поликлиниками, школами, клубами, магазинами и прочей инфраструктурой, себя исчерпала. В настоящее время эта модель формирования производственно-жилищного кластера в черте города осуществляться не может (во всяком случае, без космических затрат).

Отсюда следуют два очень важных вывода касательно поиска и привлечения крупных инвесторов, а также выноса вновь создаваемых крупных бизнесов за черту города. А вот здесь уже губернатору и чиновникам Воронежского областного правительства надо в значительной степени активизироваться, поскольку за мощные капиталовложения и большие инновационные предприятия приходится бороться с другими регионами и республиками России. В этом случае позиция равнодушного наблюдателя администрации не подходит, как не приходится надеяться, что рынок всё сам расставит по своим местам. Не расставит. Нужно активно привлекать либо чисто государственные проекты (например, в области оборонно-промышленного комплекса), либо формировать государственно-частные партнёрства, или предлагать бизнесу льготы и иные привлекательные условия.

 

Создание технопарков и особых экономических зон

Осознают ли в администрации Воронежа, в областном правительстве, в областной и городской Думе, что модель взаимодействия с большим и средним бизнесом изменилась и требует от государства новых подходов? Да, осознают и предпринимают в этом направлении более или менее активные действия. На территории Воронежа и области создан ряд технопарков и особых экономических зон (см. Губернатор А. Гусев подписал постановление о создании технопарка «Воронеж»). Для среднего и крупного бизнеса на таких территориях действует особый режим поддержки компаний (в том числе по налоговым послаблениям), предоставляются хорошие условия для подключения к источникам воды, электроэнергии, газоснабжения, подводятся транспортные артерии.

Технопарк "Содружество". Воронеж. 2013

Технопарк «Содружество», зарегистрированный в 2007 году. Базовое предприятие — НИИ полупроводникового машиностроения. Воронеж. 2013

Воронежские власти прекрасно понимают, что Воронежской области следует вспомнить о своих былых достижениях в микроэлектронике, о которой сейчас так много информации в СМИ. Ведь остров Тайвань, главный мировой производитель чипов, по размеру меньше Воронежской области, но занимает 16 место по ВВП в мире. В конце 1980-х годов такие инновационные предприятия Воронежа как заводы «Процессор», «Видеофон», «Электросигнал», НПО «Электроника» были гордостью региона, одними из крупнейших работодателей. Именно на электронику тогда делалась ставка партийными и советскими структурами. Все мы хорошо помним, что в 1969 году воронежские депутаты даже утвердили новый герб Воронежской области, на котором было схематичное изображение транзистора (см. изображение ниже).

Герб Воронежа 1969 года

Герб Воронежа 1969 года

Теперь, когда Запад отказывается торговать с Россией, поставлять ей микроэлектронику, станки, оборудование, смартфоны, компьютеры, компонентную базу, Воронежу следует воспользоваться открывшимся окном возможностей для привлечения крупных производительных сил в регион.

См. также: 50 лет гербу Воронежа

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *