Рынок молока в Воронеже не остается статичным, претерпевая постоянные изменения. К традиционным торговым точкам (включая розничные рынки) добавляются места мобильного торга, а также вендинговые пункты, представляющие собой торговые автоматы с определенной специализацией.
До последнего времени казалось, что раздел воронежского молочного рынка состоялся, свои доли на нем заняли крупные производители из Воронежа, Воронежской области и близлежащих регионов. На прилавках магазинов и гипермаркетов можно увидеть большой выбор молока и молочной продукции от Молвеста, россошанских, липецких, белгородских, московских производителей.
Однако далеко не все производители молока могут попасть на полки гипермаркетов из-за требований, выдвигаемых ритейлерами. А для фермерских хозяйств с небольшими объемами производства, это вообще нереальная задача.
Такие независимые производители, которые испытывают трудности с созданием собственной распределительной и сбытовой системой идут по пути самостоятельной продажи молока, продавая молочные продукты прямо во дворах многоквартирных домов. Этот способ хорошо знаком воронежцам еще со времен СССР, когда люди покупали разливное молоко у крестьян, приносивших или привозивших молоко к подъездам покупателей.
Если независимые поставщики и фермеры предлагают розничному потребителю качественный товар, то жители воронежских микрорайонов начинают отдавать им предпочтение, покупая меньше молока, творога и сметаны в гипермаркетах. Причины такого потребительского поведения легко выявляются маркетинговыми исследованиями и фокус-группами.
Во-первых, молоко и молочные продукты доставляются прямо к дому, что особенно важно для людей пенсионного возраста и испытывающих сложности с передвижением. Во-вторых, можно лично пообщаться с продавцом, который знает все о свойствам и происхождении товара, а также несет личную ответственность за его качество. Наконец, частники продают молоко и молочные продукты натурального происхождения, тогда как молочные заводы грешат производством молокопродуктов с использованием заменителей.
Кроме того, воронежским потребителям не по душе «маркетинговые ходы» крупных производителей, которые продают молоко в пакетах по 900 и даже 800 грамм, хотя визуально потребитель рассматривает их как литровые. Нередко население расценивает это как надувательство.
В текущем году жизнь воронежским молзаводам осложнил еще один игрок, который вышел на рынок с вендинговыми продажами, заменяя живых продавцов молокоматами. Инициатором такого подхода стал Г.Чернушкин, владелец группы компаний «Ангстрем», который получил первичный опыт в Европе, наблюдая там работу молочных автоматов.
Перенеся данный опыт на воронежскую почву, Г.Чернушкин вначале был разочарован, так как через молочные автоматы продавалось не более 20-25 литров молока в день. Ситуацию исправили за счет оригинального оформления молокоматов, поместив на их верхнюю часть макет коровы. Реклама сыграла свою роль и люди стали пользоваться услугами новой формы молочной торговли.
Молоко из автоматов потребителям понравилось, к ним стала выстраиваться очередь. И даже несмотря на существенное повышение цены литра молока (с 30 до 40 руб.) в октябре месяце, очереди к молокоматам не исчезли. Натуральное молоко с высокой степенью жирности (в 4%), с отличными вкусовыми качествами составляют ныне все большую конкуренцию местным и иногородним производителям.
Надо полагать, что позитивный опыт молочного вендинга получит дальнейшее распространение в Воронеже. Известно, что автоматы могут работать круглосуточно, не требуют повышения зарплаты, не бастуют и не прогуливают. Все это может стать поворотным моментом не только для потребителей, которые смогут покупать молоко и молопродукты (йогурты, творог, сметану, кефир и т.д.) по приемлемым ценам, но и для производителей, которым придется бороться за снижение себестоимости своих изделий. Не останутся в стороне и гипермаркеты, которые постепенно станут более сговорчивыми и толерантными по отношению к фермерам и их продуктам.