В годы Великой Отечественной войны происходили не только масштабные военные действия между войсками III Рейха и Красной Армией Советского Союза. В 1941-1945 гг. осуществлялась жёсткая конкуренция между экономическими моделями гитлеровской Европы и СССР, в которой убедительную победу одержала советская хозяйственная система. Какую роль в этом сыграла финансовая и налоговая система СССР, на каких принципах осуществлялось взимание налогов в период активных военных действий — об этом рассказывает в своей работе к.э.н., доц. Гритчина М.Н.

Великая Отечественная война коренным образом перестроила народное хозяйство страны и внесла серьезные изменения в финансовую и налоговую политику. Поскольку экономический потенциал государства значительно сократился в связи с оккупацией западных регионов СССР, снизились доходы госбюджета (со 180 млрд руб. в 1940 г. до 165 млрд в 1942 г.). В том числе доходы от производства уменьшились со 158 млрд руб. до 108 млрд руб. В годы войны обострились проблемы денежного обращения, снижения покупательной способности рубля, инфляции, роста цен. На отдельные продукты и товары цены выросли в 10-15 раз.

Тем не менее созданный в предвоенные годы экономический потенциал, широкое привлечение средств населения, несмотря на огромные потери, обеспечили устойчивость финансовой системы СССР. Развернулась огромная работа по эвакуации оборудования, ценностей, людей, началась перестройка народного хозяйства на военный лад. Основными источниками финансирования были доходы от госпредприятий, повышение цен на товары не первой необходимости (водку, табак, парфюмерию и т.п.), повышение налогов, займы и добровольные сборы с населения. Расходы госбюджета выросли со 174,8 млрд руб. в 1940 г. до 183,6 млрд руб. в 1942 г., в том числе военные расходы — с 56,4 млрд до 108,5 млрд руб. Недостающие суммы покрывались за счет денежных эмиссий и использования госрезервов. Проводился режим жесткой экономии расходов внутри страны.

В налоговой системе государства произошли существенные изменения:

— значительно повысились налоги и различные сборы с населения. Так, платежи населения в бюджет выросли с 19,2 млрд руб. в 1940 г. до 44,9 млрд руб. в 1942 г.;

— расширился круг налогоплательщиков в основном за счет привлечения к уплате налогов лиц, «не имеющих собственных доходов», т.е. иждивенцев;

— более полно учитывалась налогооблагаемая база, в частности доходы крестьян от продажи на рынке своей продукции по повышенным ценам;

— изменился принцип взимания некоторых налогов (например, при введении в 1942 г. военного налога был использован давно забытый принцип подушного налога, который значительно упростил его администрирование).

В начале войны в стране существенно уменьшились поступления налога с оборота: в 1940 г. — 105,9 млрд руб. (58% бюджета), в 1942 г. — 66,4 млрд руб. (40,2%). С упорядочением работы промышленности он стал повышаться и в 1945 г. составил уже 123,1 млрд руб. Ведущую роль в увеличении налога с оборота сыграло сокращение издержек производства (на 3050% за годы Великой Отечественной войны).

Основные налоги стали повышаться уже с первых дней войны. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 03.07.1941 «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения». Плательщики надбавки подразделялись на две категории:

1) рабочие и служащие;

2) прочие плательщики.

Внутри каждой категории размер надбавки зависел от отношения плательщика к действительной военной службе или призыву в армию по мобилизации. Надбавка была установлена в размере 100% к сумме сельскохозяйственного налога. Семьям колхозников и единоличников, имевшим военнослужащих, предоставлялись льготы: 1 военный — скидка 50%, 2 и более — полное освобождение. Сроки уплаты сельхозналога были передвинуты на 1 мес. вперед.

Надбавка на подоходный налог рабочих и служащих (не подлежащих призыву) устанавливалась в процентах к величине подоходного налога. С месячным заработком от 300 до 500 руб. надбавка составляла 50%, с заработком от 500 до 600 руб. -75%, с заработком более 600 руб. — 100%. От уплаты надбавки освобождались рабочие и служащие лишь с заработком менее 300 руб.

Лица, подлежащие призыву на действительную военную службу, но не мобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали временную надбавку к подоходному налогу в следующем размере:

— при месячном заработке до 300 руб. — 100%;

— от 300 до 500 руб. — 150%;

— при заработке свыше 500 руб. — 200%;

— остальные (не работающие по найму) — в размере 200% оклада подоходного налога.

Указом Президиума ВС СССР от 30.04.1943 № 32 «О подоходном налоге с населения» объединялись в один платеж подоходный налог и сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, Президиум ВС СССР принял Указ от 21.11.1941 № 47 «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР», по которому налог распространялся на лиц, достигших 20-летнего возраста и не имевших детей. Мужчины от 50 лет и старше, а женщины с 45 лет и старше налог не платили. С 1944 г. бездетные граждане, облагавшиеся подоходным налогом, платили 6% от заработка, имевшие одного ребенка — 1%, двух детей — 0,5%. Этот порядок распространялся на некооперированных кустарей, ремесленников и прочих граждан, имевших источники дохода, облагаемые подоходным налогом. С плательщиков сельхозналога этот налог взимался соответственно в размере 150, 50 и 25 руб. в год. Граждане, не имевшие самостоятельного источника дохода, т.е. иждивенцы, платили 90, 30 и 15 руб. в год.

От налога на холостяков освобождались все военнослужащие. Военные, уволенные из армии вследствие ранения, если им не назначена пенсия, освобождались от уплаты налога в течение года со дня увольнения, а при назначении пенсии они от налога освобождались. Не привлекались к уплате налога жены военнослужащих, погибших или пропавших без вести, родители, дети которых погибли или пропали без вести на войне. Введение данного налога позволило увеличить пособия многодетным семьям и одиноким матерям, оставшимся с детьми.

Указом Президиума ВС СССР от 29.12.41 № 68 «О военном налоге» с 01.01.1942 вводился военный налог «для покрытия военных расходов» с одновременной отменой надбавок к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Его уплачивали все граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, «независимо от наличия источника дохода». Исключение составляли военнослужащие, находящиеся на фронте, члены их семей и инвалиды войны и труда 1-й и 2-й групп. Инвалиды войны остальных групп освобождались от 50%-ной надбавки к налогу, установленной гражданам призывного возраста, но не призванным в армию. Военнослужащие тыловых частей налог платили. Мужчины 60 лет и старше, а также женщины 55 лет и старше, пенсионеры платили налог лишь в том случае, если они имели самостоятельные источники дохода. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердой ставке (от 150 до 600 руб. с человека в год), дифференцированной по районам. С рабочих и служащих налог взимался в зависимости от зарплаты (по основной работе и по совместительству): от 10 руб. в месяц — при годовом заработке в пределах до 1 800 руб. и до 225 руб. в месяц — при годовом заработке свыше 24 тыс. руб. Необлагаемый минимум не устанавливался.

С кустарей, ремесленников, владельцев строений и других граждан, имевших доходы, налог взимался по «утроенным ставкам», установленным для рабочих и служащих. Ставка 100 руб. устанавливалась для иждивенцев. В результате количество плательщиков военного налога намного превысило число плательщиков сельскохозяйственного и подоходного налогов. Следует отметить, что в его построении был использован принцип подушного налога. Военный налог был самым крупным налогом. В 1944 г. он дал бюджету 28,7 млрд руб. из общих налоговых поступлений 37,8 млрд руб., а всего за 1942-1945 гг. по военному налогу поступило в бюджет 72,4 млрд руб.

Об удельном весе налогов с населения в госбюджете во время войны свидетельствует табл. 2 (в рублях военного времени).

Следует иметь в виду, что рост цен на сельхозпродукцию позволил пересмотреть нормы доходности при уплате сельскохозяйственного  налога в сторону его повышения. По данным О.М. Вербицкой, в 1942 г. фактический доход крестьян превышал нормативно установленный в 7-10 раз. В июне 1943 г. нормы доходности были повышены в 3-4 раза. Поступления от сельхозналога с 2,1 млрд руб. в 1942 г. выросли до 5,6 млрд руб. в 1945 г. Одновременно в 2 раза был повышен налог на крестьян-единоличников в сельской местности.

Заготовительные цены во время войны оставались на довоенном уровне, т.е. были символическими. Государство платило колхозам за килограмм зерна 7-8 коп., за кг картофеля — 3 коп., за голову крупного рогатого скота — 41-53 руб., за свинью — 32-48 руб. А цены на рынке в это время были выше в 100-200 раз. Например, в Саратове в 1944 г. 1 кг картофеля стоил 57 руб., овощей — 48 руб., мяса — 284 руб., 1 л молока — 76 руб.1 Резко сократилась выдача зерна на трудодни. В 1942 г. из предполагавшихся к выдаче на трудодни 45 тыс. ц зерна было выдано фактически 23 тыс., в 1943 г. — 28,3 вместо 34 тыс. ц.

Постановлением СНК СССР от 24.11.1942 № 1882 «Об ответственности за выполнение обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству колхозными дворами и единоличными хозяйствами» устанавливалась более строгая ответственность за несвоевременную уплату налогов. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.04.1942 № 508 «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» обязательный минимум трудодней в расчете на год был повышен: в нечерноземной полосе, северных и восточных областях — с 60 до 100, в остальных — с 80 до 120, а в хлопководческих районах — со 100 до 150.

Система местных налогов и сборов также подверглась реформам. Указ Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах» установил следующие местные налоги:

1) налог со строений;

2) земельную ренту;

3) сбор с владельцев транспортных средств;

4) сбор с владельцев скота;

5) разовый сбор на колхозных рынках.

Местным властям было предоставлено право понижать ставки местных налогов или вводить дополнительные налоги и льготы. Так, 10.09.1942 был введен налог со зрелищ. В мае 1943 г. введен сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак в размере 4 руб. В результате поступления по местным налогам в 1944 г. выросли в 3 раза по сравнению с 1940 г.

В апреле 1942 г. был увеличен перечень документов и действий, оплачиваемых госпошлиной, повышены ее ставки. В результате в 1945 г. поступления по местным налогам и сборам выросли в 1,7 раза и составили 20% всех доходов местных бюджетов.

Всего за период Великой Отечественной войны (до 1.01.46) население выплатило налогов и сборов на сумму 133 млрд руб. (24,1% всех военных расходов). Вскоре после начала войны был создан Фонд обороны, денежные взносы и ценности в который принимались в любом отделении Госбанка. Люди сдавали свои сбережения и ценности, чтобы приблизить день Победы. Рабочие многих предприятий, служащие, интеллигенция отчисляли в фонд ежемесячно дневной или двухдневный заработок, сдавали свои сбережения крестьяне, поступали средства от субботников и воскресников.

В годы Великой Отечественной войны в бюджет стали привлекаться средства населения. Если в довоенное время для этого требовались агитационные кампании, то во время войны трудящиеся сами проявляли инициативу сбора средств на нужды обороны под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Только подписка на займы за четыре года войны дала бюджету 89,7 млрд руб. По данным М. Катарузы и С. Дурова, на долю займов приходилось 10,8% бюджетных доходов военного времени. Из общей суммы средств госбюджета (1 117,1 млрд руб.) за 1941-1945 гг. в виде займов поступило 113,9 млрд руб.

Первый военный заем был выпущен 13.04.1942 на сумму 10 млрд руб. За 10 дней граждане СССР подписались на 13,2 млрд руб. Второй заем был запланирован на 12 млрд руб., однако фактически собрал 20,8 млрд руб. Третий и четвертый займы дали соответственно 29 и 26,7 млрд руб. (больше плана соответственно на 16,2 и 6,9%). Тиражи выигрышей проводились в течение войны. Большинство рабочих и служащих отдавали 1-2-месячную зарплату в оплату облигаций.

Помимо фискальной задачи пополнения бюджета госзаймы выполняли важную задачу финансовой стабилизации, так как ликвидировали немалую часть средств населения из оборота, не допуская чрезмерной инфляции. За годы войны поступления по займам составили 10,2% общей суммы доходов, увеличившись более чем в 2,3 раза по сравнению с довоенным периодом.

Важную роль в пополнении бюджета страны во время Великой Отечественной войны играли добровольные пожертвования граждан.

Всей стране был известен поступок саратовского колхозника Ферапонта Головатого, который осенью 1942 г. привез в обком партии мешок с деньгами — 100 тыс. руб. на постройку боевого самолета. Через год он сдал еще 100 тыс. руб. на очередной самолет. Этот патриотический почин был подхвачен в других областях. Тамбовские колхозники собрали  деньги на строительство танковой колонны. За две недели на нужды обороны и вооружение армии они внесли 40 млн руб. Ивановские крестьяне пожертвовали 136 млн руб., московские — 209 млн руб., ярославские — 131 млн руб., горьковские — 204 млн руб., калининские — 160 млн руб.

За годы войны в Фонд обороны поступило 17,6 млрд руб. наличными, 13,2 кг платины, 131,4 кг золота, 9 519 кг серебра, драгоценностей на 1,7 млрд руб. На эти средства были созданы 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров и другие виды оружия и военного снаряжения. По данным Н.А. Вознесенского, добровольные взносы населения за годы войны дали государству 94,5 млрд руб.; по данным Е.И. Солдатенко, — 111,7 млрд руб. Важной формой участия населения в военных расходах были также денежно-вещевые лотереи. За 1941-1944 гг. были проведены 4 лотереи, которые дали бюджету страны около 1,3 млрд руб.

Еще одним источником пополнения бюджета и средством изъятия сверхприбыли во время войны были коммерческие магазины, которые с апреля 1944 г. стали открываться в Москве, а затем в других крупных городах. В этих магазинах население могло покупать продукты и товары без карточек, но по гораздо более высоким ценам. В начале 1945 г. такие магазины действовали в 25 городах страны, в том числе в Саратове на проспекте Кирова. В эти годы на долю коммерческой торговли приходилось 10-15% всего розничного товарооборота страны, что давало ощутимую добавку в бюджет государства и региональные бюджеты.

Дополнительного исследования требует вопрос налогообложения на занятых врагом территориях. С одной стороны, оккупационными войсками на этих территориях проводилась политика беспощадного ограбления населения и изъятия культурных и материальных ценностей. С другой стороны, некоторые налоговые ставки были ниже, чем на советской территории (например, налог на рабочий скот и тягловых животных). Большое значение имели местные налоги и сборы, состав которых расширялся.

Таким образом, основу налоговой политики страны в период Великой Отечественной войны составляло налогообложение населения и функционирующих предприятий, при этом широко практиковалось изъятие налогов как в денежной, так и в натуральной форме, а также в виде трудовой повинности для отдельных групп сельского и городского населения. Для военного периода было характерным введение практики так называемого самообложения, когда граждане под страхом репрессий и уголовного преследования вынуждены были не просто по собственной инициативе сдавать излишки продуктов и материалов, но и доносить на других граждан в компетентные органы о случаях утаивания материальных ценностей от уполномоченных налоговых органов.

В налоговом администрировании применялась дифференцированная прогрессивная шкала налогообложения практически во всех сферах деятельности, а также практика изъятия сверхприбылей (например, в форме дополнительных сборов за рыночную торговлю, налога на сверхприбыль в коммерческих магазинах и в отношении комиссионеров).

Следует отметить, что такие меры налоговой политики во время военного кризисного функционирования экономики были достаточно эффективными. Они требуют дополнительного изучения и серьезного осмысления, а в отдельных случаях и применения в современной практике таких элементов, как прогрессивное налогообложение или изъятие сверхдоходов в отношении предприятий и граждан.

Таким образом, опыт налоговой политики СССР во время Великой Отечественной войны во многом остается актуальным и интересным для настоящего времени. В последнее время проблема создания эффективной системы налогообложения на различных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность. В 2014 г. в связи с кризисом и санкциями существенно снизились показатели инвестиционной активности. В ближайшие годы не ожидается большого притока прямых инвестиций. Поэтому в условиях финансового кризиса необходимы мобилизация внутренних резервов и использование наиболее эффективных элементов налоговой политики времен Великой Отечественной войны.

 

Полную версию статьи Гритчиной М.Н. см. на КиберЛенинка

См. также статью Зотовой А.В. Налоги и сборы в блокадном Ленинграде

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *