Как известно, в Воронеже и Воронежской области туризм развит все еще недостаточно. И хотя программа развития туризма взята под патронаж областной администрации, реализация конкретных направлений продвигается с большой натугой.
Трудности, возникающие на пути развития внутреннего и внешнего туризма, можно сгруппировать по нескольким основным критериям – интеллектуально-креативные, финансовые, кадровые и инфраструктурные. Коротко остановимся на каждой из отмеченных проблем.
Ведущей проблемой, тормозящей развитие туризма в Воронежской области, является отсутствие у ответственных лиц идей, которые бы являлись приводными ремнями раскрутки большого механизма въездного и внутреннего туризма (выездной туризм, осуществляемый воронежцами в инициативном порядке, и так развит неплохо, обеспечивая вывоз из области значительных сумм финансовых средств).
Для начала нам следует определиться, что такое туризм, какие мероприятия вбирает в себя это объемное понятие. Традиционно под туризмом понимают временные выезды (путешествия) людей в другую страну или регион, на срок, превышающий 24 часа в развлекательных, оздоровительных, спортивных, познавательных или иных целях.
Такое понимание туризма достаточно адекватно для внешнего и въездного туризма, но узко и неприемлемо для развития внутреннего туризма. Под туризмом следует понимать всякое перемещение людей за пределы обыденной среды обитания с целью получения новых знаний, впечатлений, эмоций, переживаний.
Данная трактовка туризма существенно расширяет принятый ареал туристических мероприятий. Они должны включать в себя не только осмотр достопримечательностей, но и деловой туризм (знакомство с работой воронежского бизнеса, конкретных предприятий, ритейлеров и проч.), медицинский туризм, событийный туризм (включающий фестивали, театральные премьеры, празднования памятных дат), спортивный туризм (перемещения больших масс болельщиков, атлетов, тренеров, обслуживающего персонала). Не следует забывать и о таких специфических направлениях, как образовательный туризм, религиозный туризм, посещение мистических, легендарных и символических мест (под последними следует понимать действительные, не доказанные или вымышленные события – включая посещение Воронежа инопланетянами в 1989 году). Что же касается последнего события, то оно незаслуженно забыто. Американский телеканал «Дискавери» снял недавно по этому случаю фильм, что говорит о событии планетарного масштаба. А в городе нет даже оборудованного памятного места, посвященного тому необыкновенному феномену. При нынешнем раскладе интересов посещение Воронежа инопланетянами (действительное или мнимое) могло бы привлечь в регион достаточный поток туристов.
Однако здесь дело упирается в инфраструктурные проблемы. В Воронеже и области нет достаточного развитой индустрии гостеприимства, оборудованных исторических комплексов, современной сувенирной промышленности и многого другого. Но главные инвестиции должны быть направлены именно в оборудование исторических мест – реставращию петровского флота и мест строительства кораблей, в возведение памятников и памятных мест, создание легенд и туристическую рекламу.
Воронежцам, бывающим за границей, а также в курортных районах нашей страны, бывает удивительно и забавно смотреть, как местные власти и жители из самых незначительных событий формируют места, массово посещаемые туристами. Нечто подобное стоит организовать и в Воронеже, привлекая не только бюджетные средства, но и инвестиции бизнеса, который сможет окупить их в будущем.
Но для этого нужны соответствующие кадры, с идеями, замыслами, связями. Сейчас чиновники, отвечающие за туризм, слишком пассивны. Видимо, губернатору А. Гордееву следует более решительно браться за индустрию местного туризма, усилить спрос с тех лиц, от которых зависит реализация туристических проектов.
См.: Сувениры в региональном туризме