Для последовательного формирования государственной системы профилактики правонарушений важное значение имеют усилия всех субъектов профилактики по разработке, принятию и последующей реализации региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью. В настоящее время подобные программы приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. Например, «Многоуровневая программа профилактики правонарушений в Приморском крае на 2007-2009 г.г.»; «Областная комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью на 2006-2008 г.г. в Тюменской области»; «Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью в Брянской области (2007-2009)»; Областная программа «Усиление борьбы с преступностью в Саратовской области на 2004-2007 гг.» и др.

Следует отметить, что успешная реализация данных программ возможна лишь при условии достаточного финансирования. За весь период формирования государственной системы профилактики правонарушений вопрос финансирования региональных программ профилактики остается довольно сложным. Поэтапная работа по формированию основных компонентов государственной системы профилактики правонарушений способствовала позитивному решению вопросов социального обслуживания граждан, их реабилитации и адаптации, как основного средства предупреждения рецидивной преступности. Одним из перспективных направлений формирования системы профилактики признаны усилия регионов по законодательному оформлению и практическому квотированию рабочих мест на предприятиях и в учреждениях муниципальной собственности, в целях создания условий для получения профессии и разрешения проблем занятости лиц, с деформацией социальных ценностей. В ряде регионов страны (Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской и Ростовской областях) приняты решения о выделении таким лицам 3% рабочих мест в организациях с численностью персонала свыше 30 человек, установлении для таких организаций налоговых и иных льгот.

Обращает на себя внимание установление административной ответственности за нарушение правил о квотировании рабочих мест, в том числе для несовершеннолетних (например, законы Нижегородской, Новосибирской, Орловской областей, Алтайского края). Важная роль в многоуровневой системе профилактики правонарушений отводится социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних. Криминологический анализ показывает, что противоправное поведение подростков определяет криминальную ситуацию в стране на 5-10 лет вперед.

Профилактическое воздействие на преступность несовершеннолетних призвано оказать региональное законодательство об административной ответственности. Значимыми в этой связи являются нормы об административной ответственности за нарушение ограничений пребывания  несовершеннолетних в общественных местах, на улицах в ночное время. Подобные установления имеют некоторую разницу в определении ночного времени суток с 22, 23, 24 часов. Наиболее широкий круг защищаемых интересов несовершеннолетних охраняется Кодексом Республики Татарстан об административных правонарушениях: при необоснованном отказе в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного службой занятости в счет установленных квот (ст. 3.1); за воспрепятствование осуществлению родительских прав (ст. 3.2); за непринятие мер по защите прав и законных интересов ребенка (ст. 3.3); за неисполнение  решений органов опеки и попечительства (ст. 3.4). Основательные меры административно-правовой защиты интересов несовершеннолетних установлены в ст. 9.3, 9.4 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. “Об административных правонарушениях в Новосибирской области”: при организации торговли печатной продукцией для несовершеннолетних и привлечении их к торговле; при демонстрации кино- и видеопродукции.

Наращиваются профилактические меры в отношении лиц, представляющих реальную угрозу национальной и общественной безопасности, экстремистских молодежных организаций. В целях привлечения общественности к проблемам профилактики экстремизма, ксенофобии, формирования толерантного сознания МВД России письменно обратилось к главам традиционных религиозных конфессий, провело встречи с их лидерами об оказании содействия в работе по формированию у граждан законопослушного поведения, духовных нравственных принципов, здорового образа жизни и консолидации усилий в борьбе с преступностью. Следующим этапом планируется принятие на региональном уровне программ по противодействию экстремизму, усилению в этом персональной роли высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

В регионах Российской Федерации предпринимаются меры по устранению причин и условий совершения преступлений. В Смоленской, Ивановской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской областях приняты местные законы по ограничению реализации спиртных напитков в ночное время суток, а также в местах проведения массовых общественных и спортивных мероприятий, вблизи образовательных учреждений, также усилена административная ответственность за сбыт спиртных напитков домашней выработки.

Однако, в большинстве  субъектов России такие законодательные акты отсутствуют.  Сегодня в нашей стране к профилактической рамках региональных программ профилактики правонарушений работе с населением привлечено свыше 25,6 тыс., товариществ собственников жилья и домовых комитетов. Достаточно активно развивается институт добровольных общественных объединений правоохранительной направленности. За последние годы практически во всех субъектах Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, определяющие статус общественных формирований правоохранительной направленности, а также вопросы участия граждан в охране общественного порядка, такие как:

Законы: «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О добровольных народных дружинах», «О муниципальных казачьих дружинах», «О профилактике правонарушений» (в Республике Тыва, Волгоградской области, Агинско-Бурятском автономном округе, Удмуртской Республике, Ростовской области, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Саратовской области, Кабардино-Балкарской Республике, Камчатской области, Чувашской Республике, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Дагестан, Владимирской области, Тюменской области, Республике Карелия, Пензенской области, Пермской области, Алтайском крае, Белгородской области, Республике Марий Эл, Кировской области, Калужской области, Санкт-Петербурге, Орловской области, Костромской области, Республике Мордовия, Республике Башкортостан, Курской области, Ненецком автономном округе, Читинской области и др.). Постановления: «Об активизации деятельности муниципальных казачьих дружин по охране общественного порядка», «Об участии населения в охране общественного порядка», «Об утверждении положения о добровольных народных дружинах», «О мерах по усилению охраны общественного порядка» (в Волгоградской области, Астраханской области, Москве, Красноярском крае, Челябинской области, Омской области, Краснодарском крае, Республике Марий Эл, Санкт-Петербурге, Тамбовской области, Республике Мордовия и др.).

Положения: «О добровольных народных дружинах», «Об окружных штабах добровольных народных дружин», «О муниципальных казачьих дружинах по охране общественного порядка», «О деятельности молодежных студенческих отрядов» (в Астраханской области, Агинско­-Бурятском автономном округе, Москве, Иркутской области, Краснодарском крае, Белгородской области, Ивановской области, Тамбовской области, Республике Мордовия, Псковской области и др.).

Правоохранительными органами, а также общественными объединениями правоохранительной направленности активно используются ресурсы средств массовой информации. Деятельность по формированию государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений и внедрения базовых региональных программ профилактики, свидетельствуют о том, что за короткий период удалось инициировать действия органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов и общественности на предупреждение правонарушений.

Автор: Кобец П.Н. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *