Предприниматели и работодатели из некоммерческого сектора часто сетуют, что найти толкового работника сейчас — это целая проблема. Одни сотрудники прилежны и трудолюбивы, но не имеют достаточных знаний и безынициативны, другие — вполне квалифицированны, но не хотят «работать на дядю», третьи злоупотребляют горячительными напитками и т.д. В общем, приходится работать с теми людьми, которые есть в наличии.
При всех этих сложностях руководители больших и малых предприятий редко задумываются над вопросом, почему сотрудники работают без энтузиазма, с ленцой, что называется «из-под палки». В чём дело? Либо сами человеческий материал плохой, люди недисциплинированы, вороваты и грубы, либо что-то делается неправильно в плане менеджмента, мотивации, системы организации труда. Выделим 7 причин, которые помогут руководителям ответить на поставленные вопросы.
1. У вас отсутствует или не работает система мотивации
Сотрудники вашего предприятия не заинтересованы в том, чтобы трудиться с полной отдачей. Зачастую они просто получают зарплату за отработанное время, находясь в офисе, стоя у прилавка или работая с клиентами. Попробуйте понять, чего недостаёт вашим работникам — морального стимулирования, денежного поощрения, доброжелательности, чёткого разделения обязанностей, правильной организации рабочего места или чего-то ещё.
2. Не бойтесь экспериментировать
Помните, что ваше предприятие по-своему уникально, оно не похоже на любое другое. Люди, которые работают у вас, тоже уникальны, со своими характерами, привычками, знаниями, умениями. Готовых рецептов для построения работающей управленческой модели найти поэтому невозможно, её можно только нащупать путём опыта, повседневного экспериментирования.
3. Возможно, допущены ошибки с наймом сотрудников
Вы приняли на работу ненадлежащих людей, которые по своим деловым и человеческим качествам не подходят на данные должности и рабочие места. В этом смысле можно констатировать, что просчёты допущены на стадии приёма на работу, тестирования и контроля во время испытательного срока. Со временем выясняется, что:
- Ваши сотрудники инертны, неамбициозны, у них иные ценности, противоречащие корпоративной культуре.
- У них нет опыта в нужной сфере.
- Они не умеют организовывать своё рабочее время и сосредоточенно трудиться.⠀ ⠀
Все это нужно оценить если не на этапе прохождения тестового задания, то в течение испытательного срока.
4. У вас нет системы адаптации⠀ ⠀
Если за первые 2-3 недели работы ваш новенький так и не познакомился с компанией, ее функциями, рабочими задачами и даже со своими коллегами, не удивляйтесь, что вместо продуктивного работника у вас в команде «потеряшка» с бездонным морем вопросов в глазах: «Где я? Зачем я здесь? Как я сюда попал?»
5. У сотрудника нет плана действий и чётких инструкций⠀
Если ваш сотрудник не в курсе, как организована работа в компании и как к нему прилетают задачи, то он либо работает в режиме «все горит», либо не понимает, чем заняться и «щелкает семечки». А если вы не дали человеку четких инструкций, то не удивляйтесь тому, что он совершает кучу ошибок и постоянно дергает вас даже по мелким вопросам.⠀
6. Нет системы контроля и/или коррекции⠀
Вы предоставили сотруднику полный карт-бланш: делай как знаешь, а потом разберемся. В итоге у вас копится раздражение из-за несовпадения ожидания и реальности, вы взрываетесь и заставляете все переделывать.⠀
7. Нет разделения функций⠀
Вы не разделили обязанности и функции между сотрудниками, а значит, и не разделили ответственность, не прописали права и обязанности работников в должностных инструкциях. И получается, что у вас вместо структурированной команды, где каждый на своём месте, какая-то мешанина из людей, которые ни за что не отвечают.