Культура проведения первомайских праздников в Воронеже развивалась по интересному и зачастую инновационному пути. Особенно рельефно это выделяется в первые годы становления Советской власти. Новому руководству Воронежской области (а с 1928 года руководству Центрально-Чернозёмной области, столицей которой стал Воронеж) остро нужны были культурные, социальные и духовные инновации, подкреплявшие веру людей в благоприятное будущее, где не будет эксплуатации человека человеком, а личность не будет порабощённой капиталистами и угнетателями.

Крестные ходы и церковные праздники в новой действительности отменялись; им на замену приходили демонстрации рабочих и крестьян, учащихся и студентов, мужчин и женщин в рамках культуры равенства полов, торжественной и развлекательными частями без повального пьянства, потасовок и площадной брани. Целью организаторов коммунистических празднований было не только увеселение и отдых людей, но и продвижение идей, личностей, партийных вождей, создание новых символов (визуальных, музыкальных, социальных, педагогических), информационных поводов для СМИ и воронежских писателей, фотодокументов, кинематографа, краеведения, эмоционального восприятия малой родины. Культурная революция, о которой настойчиво говорил В.И. Ленин, вершилась в умах и сердцах воронежцев в 1920-е и 1930-е годы. Именно эти культурные и идеологические установки помогли воронежцам и советским людям выстоять и победить в период страшных потрясений Великой Отечественной войны.

Петровский сквер Воронежа. 1928

Петровский сквер Воронежа. Гуляния воронежцев. 1928

О пиар-мероприятиях вековой давности можно сообщить следующее. 2 мая 1921 года в Воронеже состоялись массовые гуляния с большой культурно-развлекательной программой. На гуляниях, посвящённых первомайским праздникам трудящихся, присутствовало до 15 тысяч человек. Столь масштабные мероприятия получили наименование «массовое действие». Здесь показывались спектакли, демонстрировались спортивные номера, играл духовой оркестр.

А 1 мая 1921 года, на центральной площади Кантемировки состоялся митинг-диспут «Нужно ли верить в Бога?». Партийные работники Есин и Чарский публично полемизировали с дьяконом местной церкви Саломахиным и представителем баптистской общины. На диспуте присутствовало около двух тысяч человек. Это было нечто подобное современным ток-шоу на ТВ-каналах, которые так любят зрители.

Демонстрация на проспекте Революции. Воронеж. 1936 г. Стадион «Динамо» тогда носил имя Лазаря Кагановича. Это же имя носил один из районов города.

Демонстрация на проспекте Революции. Воронеж. 1936 г. Стадион «Динамо» тогда носил имя Лазаря Кагановича. Это же имя носил один из районов города.

Интересен своими инновациями и Первомай 1936 года. Новым в проведении демонстрации воронежских трудящихся было то, что приветствовали с трибуны массы горожан не партийные и советские руководители, а стахановцы предприятий Воронежа и области. Тем самым подчёркивалась общественная значимость передовиков и новаторов производства для построения нового общества, как символа успеха, служения народу, людей, достойных самого глубокого уважения.

Первомайские мероприятия в послевоенном Воронеже. Акробатическая пирамида на площади Ленина. Театр оперы и балета ещё не восстановлен — стоит без крыши. Конец 1940-х гг.

На фотографии, представленной выше, мы видим духоподъёмные мероприятия для воронежцев в разрушенном войной городе (1 мая 1948 или 1949 гг.). Учащиеся Воронежского Суворовского училища демонстрируют свою подготовку жителям города. Крайний справа мальчик — Боря Зыков — станет впоследствии директором Воронежского филиала института физкультуры (см. ВГИФК: страницы истории).

Делегация завода СК им. Кирова на Первомайской демонстрации. Воронеж. 1965

И, конечно, в послевоенное время первомайские демонстрации и празднования были важнейшим элементом воспитания воронежцев, формирования в них чувства гордости за свой город, его людей, промышленность, сельское хозяйство, науку и культуру.

Источники:

  1. Аббасов А., Головина Л. Край Кантемировский. С.29.
  2. Гос. архив Воронежской области, ф.1, оп.1, д.207, л.72.

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *