"Вон из колхоза!". Изгнание кулака. плакат времён НЭПа

«Вон из колхоза!». Изгнание кулака. плакат времён НЭПа

Во времена новой экономической политики (НЭПа), которая была провозглашена В.И. Лениным на Х съезде партии в 1921 году, в политическую и хозяйственную жизнь Советской России прочно вошло понятие «кулак». Этим термином именовали зажиточных крестьян и сельских предпринимателей, которых сейчас мы называем фермерами. Но тогда, в середине 1920-х годов, понятие «кулак» носило явно враждебную коннотацию, поскольку кулаки считались классовыми врагами пролетариев, а термин «раскулачивание» толковался как изъятие у сельских эксплуататоров неправедно нажитого имущества.

Однако органы НКВД нередко испытывали затруднения в определении понятия «кулак» — кого считать таковым, а кого нет. Ведь произвольное толкование этого термина могло привести к таким негативным последствиям, как сведение личных счётов, конфискацию имущества у небогатых семей, возбуждение недовольства у соседей и родственников раскулаченных, которые опасались за то, что и к ним могут придти завтра карающие органы Советской власти. Эту интересную проблематику анализирует И.В. Гончарова.

Партийное руководство Центрально-Чернозёмных районов давало определение кулаков как «лиц, обогащающихся путём эксплуатации в различных формах». К середнякам относили крестьян, «ведущих трудовое хозяйство, имеющих возможность вести это хозяйство своим инвентарём». Кроме того, власти выделяли ещё одну промежуточную фигуру деревенского общества — зажиточного, или «очень крепкого середняка, не ведущего трудовое хозяйство».

В определении Орготдела видны два очень спорных момента. Во-первых, не определены критерии эксплуатации. По всей видимости, подразумевался наёмный труд. Вместе с тем контролировать условия использования наемной силы фактически не представлялось возможным, так как не получила широкого распространения практика заключения трудовых договоров. Даже при наличии такового его юридическая обоснованность вызывала большие сомнения. Найм рабочей силы практиковался на всех уровнях деревни. Нанимали и отдельные крестьяне, и целые общины. Среди нанимателей были не только зажиточные, но и середняцкие и даже бедняцкие хозяйства. По информации Окружкома (осень 1928 г.), наёмный труд в крестьянском сельском хозяйстве округа имел довольно значительное применение: 1 из 10 крестьянских хозяйств в том или ином виде прибегало к найму рабочей силы. Самым крупным потребителем наёмного труда были общины — 54,9%, единоличные хозяйства использовали 44,2% всего предложения найма, в 2% случаев приходился групповой найм сельхозрабочих. Вторым спорным моментом в определении Оргтдела был прямой канал записи крепкого середняка в кулаки через подвижную категорию «зажиточных», которую можно было подтянуть по политическим соображениям.

В определениях местных функционеров прослеживалась одна особенность: чем пространнее они были, тем больше предвзятости содержали. В основу определения хозяйств Медвежинского Волкома ВКП(б) были положены следующие критерии:

«1) его дореволюционное положение;

2) имущественное положение настоящего периода;

3) каким образом, за счет чего растет хозяйство;

4) обеспеченность хозяйства живым и мертвым инвентарем и способ использования таковых;

5) его тенденции и какое участие принимают в работе его члены семьи»6.

Тенденциозность и произвольность подобного определения отмечали даже партработники: «определять так, значит создавать некоторую политическую враждебность к нам со стороны трудового середнячества». Такой подход заставлял крестьян лавировать, проводить фиктивные разделы хозяйства.

Гораздо хуже дело обстояло при попытке определить категорию хозяйства по натуральным признакам. Согласно определению ливенского потребительского общества, к зажиточным относился тот, кто имеет «две хаты, двор, два амбара, две лошади, две коровы, десять овец и кушает по-настоящему». Свое видение проблемы изложил и секретарь местной партячейки: «Зажиточный имеет скот, лошадь, корову и другое молочное хозяйство».

К перечисленным критериям иногда добавлялись политические и социальные требования — такие, как желание или нежелание сотрудничать с новыми властями, поддерживать местных активистов, делать добровольные взносы на какие-либо нужды и т. д.

Больше см. на КиберЛенинка

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *