Проблема незаконного оборота наркотиков не знает расовых, половых, религиозных, национальных границ. Все чаще из-за применения наркотиков подвергается опасности одна из самых главных ценностей нашей цивилизации – человеческая жизнь. Существуют подсчеты, согласно которым в наши дни жители планеты тратят на незаконно приобретенные наркотики денег больше, чем на пищу, жилье, одежду, образование или медицинское обслуживание. Вряд ли можно усомниться в актуальности проблемы незаконного оборота наркотиков.

Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, превратились для многих стран в серьезный дестабилизирующий фактор, создающий угрозу не только здоровью и безопасности миллионов людей, но и гражданскому миру, национальной безопасности. Мировое сообщество решительно выступает за борьбу с этим злом. Прошло время, когда данная проблема существовала только в границах отдельно взятой страны. Широкое распространение наркомании в различных странах мира вызывает озабоченность не только правительства этих стран, но и международных организаций. Изучением проблемы незаконного оборота наркотиков занимается Организация Объединенных Наций, в частности, функционирующие в ее системе Управление по борьбе с наркотиками и профилактике преступности (базирующееся в Вене), Международное криминологическое общество, Международная ассоциация уголовного права, Интерпол, Европол и др.

Первым международным соглашением, прямо говорившим о проблеме незаконного культивирования наркотиков, стала Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 г.). Организация Объединенных Наций при принятии этого соглашения преследовала три цели:

во-первых, как предполагалось, Конвенция должна была объединить в себе все условия существующих многосторонних международных соглашений;

во-вторых, новая конвенция упростила механизм контроля;

в-третьих, она установила специальный порядок культивирования наркосодержащих растений, ограничивая производство наркотиков исключительно количеством, необходимым для медицинских и научных целей.

Кроме того, было запрещено использование конопли для любых немедицинских целей.

Протокол 1972 г., который внес изменения в Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г., вступил в силу 8 августа 1975 г. Это еще раз подчеркнуло необходимость увеличения усилий по предотвращению незаконного производства, перемещения и употребления наркотиков. Протокол также расширил полномочия Международного комитета по контролю над наркотиками, предоставив комитету контролировать обеспечение баланса между спросом и предложением наркотиков для медицинских и научных целей.

В 1971 г. была принята Конвенция по психотропным веществам. До этого международный контроль на синтетические вещества не распространялся. Принятие этой Конвенции стало своего рода ответом на стремление наркоторговцев разнообразить рынок все новыми и новыми наркотиками. Соглашение вступило в силу в августе 1976 г. и, таким образом, укрепило международную систему контроля над наркотиками, поскольку теперь контроль распространялся и на галлюциногены типа ЛСД, на стимуляторы и снотворные средства.

Важной вехой в истории борьбы с употреблением наркотических средств и производством наркотиков стала Международная конференция по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их оборотом, проходившая с 17 по 26 июня 1987 г. в Вене. Представителями 138 государств мира был принят Всеобъемлющий междисциплинарный план будущей деятельности по борьбе против злоупотребления наркотическими средствами (далее – План). Каждая глава Плана представляет подробный комплекс мер межведомственного и междисциплинарного характера на глобальном, региональном, национальном уровнях. В частности, глава 2 Плана говорит о «перестройке регионов, занимающихся культивированием наркотиков». В этом отношении План рекомендует национальным властям:

— проводить обзоры рынка, направленные на идентификацию внутренних и внешнеэкономических тенденций с целью выяснения экономической возможности «замещения» культивирования сырья для наркотиков выращиванием других сельскохозяйственных культур;

— проводить сельскохозяйственные исследования в областях незаконного культивирования наркотиков с целью выяснения возможности проведения краткосрочных и долгосрочных программ «замены урожая»;

— развивать инфраструктуру, создавать более приемлемые условия жизни крестьян в областях незаконного культивирования.

Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., введенная в действие в конце 1990 г., касается контроля международной проблемы торговли наркотиками. Данная конвенция охватывает проблемы отмывания денег и незаконной торговли побочными химическими веществами, необходимыми для производства наркотиков.

В 1991 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/179 от 21 декабря 1990 г. была учреждена Международная программа ООН по контролю над наркотическими веществами. Она полностью объединила структуру и функции трех бывших подразделений ООН, занимавшихся вопросами борьбы с наркобизнесом (Отдел по наркотическим веществам, Фонд ООН по контролю над незаконным оборотом наркотиков и Секретариат Международного совета по контролю над наркотиками). Программа обладает исключительным правом координации деятельности ООН по борьбе с наркобизнесом и призвана обеспечить эффективное руководство этой деятельностью.

По данным на октябрь 2000 г. в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. участвовало 171 государство, в Конвенции по психотропным веществам 1971 г. – 164, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. – 156.

С течением времени влияние международных соглашений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков только выросло. Большой шаг вперед был сделан в июне 1998 г., когда Генеральным Секретариатом ООН была созвана двадцатая специальная сессия по международной проблеме наркотиков. Хотя УБНПП совместно с региональными и местными организациями в течение многих лет претворяло в жизнь программы альтернативного развития, только на специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1998 г. этот подход к сокращению незаконного культивирования получил формальное признание.

Это выразилось, во-первых, в том, что правительства продемонстрировали подлинную готовность принятия на себя обязательств и проектирования стратегий для уничтожения или существенного сокращения незаконного культивирования.

Во-вторых, на первый план была выдвинута важность создания механизмов контроля и оценки степени и тенденций в незаконном культивировании.

И, наконец, план действий, одобренный специальной сессией, призывает к созданию условий для экономического и социального развития в целях устранения незаконного выращивания наркотиков и закрепления успешных результатов.

Важнейшей предпосылкой способности контролировать сокращение незаконного урожая и уровень уничтожений является существование механизмов и инструментов измерения. До настоящего времени в мире не было эффективного механизма сбора и анализа данных относительно незаконных посевов. В идеале контроль должен осуществляться посредством сочетания четырех методов: обзора, метода быстрой оценки, аэрофотосъемки и спутникового контроля.

Поэтому УБНПП была разработана Международная программа контроля незаконного урожая, которая предусматривает запустить в 2001 г. все элементы системы контроля, чтобы к 2008 г. создать эффективно функционирующий механизм. После Сессии Колумбия, Боливия и Перу сформулировали собственные планы альтернативного развития, предусматривающие комбинацию мер по уничтожению незаконной культивации с широким диапазоном иных мер экономического и социального развития. Эти три плана включают в себя пятнадцать проектов по развитию агропромышленного сектора, инфраструктуры, образования.

Автор: Людкевич Ю.Н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *