Преступления, совершаемые в жилом секторе, относятся к категории наиболее распространенных. За последние пять лет примерно две трети умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью обусловлены семейно-бытовыми мотивами. Ежегодно около 14 тыс. женщин погибают от рук мужей, причем в 9 из 10 случаях – указанные женщины подвергаются систематическим избиениям и насилию. Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Положение осложняется тем, что 60-70% граждан, страдающих от насилия в семье, не обращаются за помощью в органы внутренних дел. В связи с этим реальные цифры о пострадавших значительно превышают данные официальной статистики.

Большинство преступлений в семье, как свидетельствуют материалы административных и уголовных дел, совершаются в условиях очевидности. Им предшествуют длительные конфликты, часто известные окружающим и проявляющиеся в действиях, которые создают правовую основу для вмешательства органов внутренних дел при обращении к ним. Однако принято считать, что насилие, совершенное в общественном месте, по отношению к незнакомому человеку, представляет большую общественную опасность, чем такие же действия, совершенные в семье, по отношению к родственникам. В связи с этим уголовные дела зачастую возбуждаются только в случае тяжких преступлений – убийств или нанесений тяжкого вреда здоровью.

Вместе с тем, следует отметить, что в 2007 году целенаправленная работа в рамках многоуровневой системы профилактики правонарушений привела к снижению уровня криминогенности в сфере семейно-бытовых отношений. В целом по России на 10,7% сократилось число убийств на бытовой почве, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 11%.

Раннее выявление лиц, склонных к совершению правонарушений в отношении соседей и родственников, принятие к ним мер воздействия административного и уголовного характера, в зависимости от тяжести правонарушения, является наиболее действенным методом снижения более тяжких бытовых преступлений.

Одной из причин преступлений на семейно-бытовой почве является бытовое пьянство, которое широко распространилось среди женщин и подростков. Положение усугубляется демонстрацией, пропагандой жестокости, насилия, эротики с экранов телевизоров и в кинотеатрах, средствами массовой информации. Значительную часть преступлений совершают лица, ранее судимые за насильственные преступления либо совершавшие правонарушения в быту, то есть субъекты с определенным опытом противоправного поведения. Это обычно алкоголики, лица, постоянно нарушающие общественный порядок.

В 2006 году органами внутренних дел контролировалось поведение более 260 тыс. лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, а также свыше 290 тыс. хронических алкоголиков. Всего на контроле органов внутренних дел Российской Федерации состоит 3 млн. 860 тыс. лиц, склонных к совершению различных правонарушений, из них лиц, освободившихся из мест лишения свободы 634,9 тыс. Они готовы вновь совершить правонарушения, если не найдут применение своим силам, умениям и возможности получения законного заработка. Проблема трудоустройства такой категории лиц в нашей стране стоит остро. В настоящее время 501,4 тыс. из них имеют жилье, а трудоустроены лишь 123,9 тыс. Это учитывалось при разработке предлагаемых моделей программ профилактики правонарушений и в принятых программах профилактики в субъектах Российской Федерации.

Не случайно в разрабатываемых региональных программах профилактики правонарушений большое значение уделяется работе участкового уполномоченного милиции непосредственно в жилом секторе, в шаговой доступности от проживания граждан в городах и способности оперативно прибыть для разбирательства на место происшествия. В настоящее время две трети (66,2%) участковых уполномоченных обеспечены служебными помещениями на административных участках. В городах это помещения в общественных пунктах охраны порядка, как в г. Москве, участковые пункты милиции, в сельской местности кабинеты в администрациях сельских округов и агропромышленных предприятий. Информация гражданам о времени работы участковых уполномоченных и обслуживаемой территории доводится в местной печати и на специальных стендах этих служебных помещений.

В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на передовой опыт предупреждения правонарушений УВД по Белгородской области по методу административного участка, активно применяемый участковыми уполномоченными милиции, который позволяет значительно снизить количество рассматриваемых правонарушений на административном участке.

При работе в жилом секторе с лицами, склонными к совершению правонарушений и злоупотребляющими спиртными напитками, сотрудники органов внутренних дел, системы образования и социальной сферы зачастую сталкиваются с проблемами воспитания детей в их семьях.

Ежегодно в семьях около двух миллионов детей подвергаются насилию. Кроме того, криминологические исследования МВД России подтверждают, что подавляющее большинство преступников – это в прошлом отвергнутые семьей дети. Многие из них сами подвергались в детстве жестокому обращению. Применение насилия к ребенку, с одной стороны, представляет собой невыполнение родителями обязанностей по его воспитанию, с другой стороны – проявление жестокости по отношению к такому несовершеннолетнему.

В истекшем году в отношении родителей или иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, возбуждено 9885 уголовных дел. Сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних горрайорганов внутренних дел совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами образования проводятся комиссионные обследования таких семей, где взрослые злоупотребляют спиртными напитками и допускаются факты произвола, истязаний, побоев по отношению к детям. К сожалению, зачастую неблагополучные семьи берутся под наблюдение и с ними проводится профилактическая работа после того, как в них уже совершено насильственное преступление, которое не было своевременно предотвращено.

Эффективность индивидуальной профилактики семейно-бытовых преступлений может быть достигнута при осуществлении наблюдения за поведением и образом жизни правонарушителя в семье и в быту, оказания ему помощи в нормализации семейно-бытовых отношений, устройстве его на лечение, устранении обстоятельств, вызывающих конфликты в семье и быту, своевременном реагировании на правонарушения.

В то же время существуют проблемы, отрицательно влияющие на результаты работы с лицами, находящимися на контроле органов внутренних дел:

— неразвитость общественных институтов (уличных комитетов, товарищеских судов, комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, советов общественности и т.п.), ранее активно участвовавших в профилактике семейно-бытовой преступности;

— отсутствие нормативной правовой базы, позволяющей привлекать к административной ответственности семейных правонарушителей;

— перестала существовать положительно зарекомендовавшая себя в прошлом практика бесплатного и обязательного, по усмотрению органов внутренних дел, лечения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией;

— невозможность трудоустройства для определенных групп населения (ранее судимых, продолжительное время не работающих граждан и т.п.), что порождает в людях чувство безысходности, приводит к алкоголизации населения и, как следствие, «пьяным разборкам» в быту.

Крайне редко жертвам бытовых скандалов оказывается юридическая помощь со стороны правоохранительных органов, а также содействие в трудоустройстве, решении жилищных вопросов, оказании материальной помощи неблагополучным семьям, несовершеннолетним. Отсутствие единого нормативного акта, регламентирующего профилактику правонарушений в сфере быта, осложняет эффективность и планомерность данной деятельности.

В связи с этим представляется необходимой разработка федерального закона об основах социально-правовой защиты от насилия в семье.

 

Автор: Кобец П.Н. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *