Не вызывает сомнения, что фотожурналистика, являясь особой формой журналистики, отличается от родственных жанров фотографии. Эти отличия обусловле-ны, прежде всего, соблюдением требований объективности (фотография должна точно воспроизводить событие) и повествовательности (визуальный ряд подкрепляет вербальный с целью предоставления аудитории информации о сути событий). При этом снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
В современных условиях социально значимые, в том числе этические, нормы функционирования фотожурналистики приобретают особое значение. Фотография в журналистике, вне зависимости от того, используется она для достоверного показа происходящих событий или с целью разъяснения того, что представляет интерес для общества, является важным средством информирования людей и воздействия на общественное мнение.
Проведенный нами анализ эмпирического материала свидетельствует о том, что пресс-фотография выполняет в современных условиях различные функции. С одной стороны, она представляет собой журналистский материал, самостоятельно интерпретируя события жизни в общих чертах и деталях. С другой стороны, иллюстрируя текст, она делает более динамичной композицию газеты или журнала, повышая степень привлечения внимания читательской аудитории.
Мы полагаем, что особенности фотожурналистики обусловлены стадиальностью творческого процесса и комплексностью решаемых на пути к результату задач. Причем круг этих задач достаточно широк: от теоретических, до эмпирических и организационно-практических. Кроме того, на фотожурналистику оказывает несомненное влияние структура информационной среды. Нельзя сбрасывать со счетов и принятые в том или ином обществе законы восприятия и переработки информации и законы общения.
Эффективность фотожурналистики прямо зависит от того, насколько хорошо специалисты, работающие в данной гуманитарной области, знают закономерности возникновения и функционирования различных секторов массового сознания, специфику его реального современного состояния.
Учитывая, что фотожурналистика помогает гражданам понять разнообразные проблемы в общественной сфере, она должна соответствовать этическим стандартам в обслуживании социальных интересов. Исходя из этого, фотографии должны честно и объективно отражать действительность. Следовательно, в документальной фотожурналистике недопустимы обработки снимков (например, с помощью электронных средств), приводящие к изменению содержания.
Не случайно основные этические аспекты фотожурналистики должны вписываться в общее законодательство. При этом законы сильно разнятся в различных государствах, тогда как принципы этичного и профессионального поведения практически одинаково понимаются журналистами всего мира, несмотря на культурные и правовые различия между странами. Большую роль в разработке и соблюдении нравственных составляющих фотожурналистики играют профессиональные организации. Такие, как, Датский Союз Фотографов Прессы (первая национальная организация новостных фотографов в мире), основанный почти 100 лет назад, или Национальная организация фотографов прессы в США, одна из самых многочисленных в настоящее время.
Этические нормы в фотожурналистике – это внутренние моральные принципы, которые в отличие от законов и других нормативно-правовых актов, не предполагают принудительного исполнения. Именно поэтому профессиональные ассоциации создают для своих членов внутренние этические кодексы, а для нарушителей таких кодексов применяют санкции.
Сопоставительный анализ этических кодексов фотожурналистов разных стран показывает, что все они базируются на трех основных принципах: правдивом освещении событий; независимости действий; ответственности перед обществом. Характерно, что практически все подобные кодексы описывают как принципы нравственного, так и принципы безнравственного поведения. Таким образом, они не только предписывают, что можно и нужно делать, но и определяют то, что нельзя.
Наибольшие сложности, по нашему мнению, вызывает следование последнему из указанных принципов, так как многие фотожурналисты, ориентирующиеся, в первую очередь, на правдивое освещение событий, утверждают, что не должны заботиться о последствиях опубликования этой правды, даже в тех случаях, когда их действия приносят ущерб обществу или его отдельным гражданам. На самом деле, именно в этом вопросе крайне затруднительно провести грань между внешней (официальной) и внутренней (самого фотожурналиста) цензурой. В журналистской этике (в том числе и в области фотожурналистики) система ценностей и нравственных принципов неразрывно связана с проблемой выбора, возникающей в повседневной профессиональной деятельности. В этой ситуации нравственные конфликты неизбежны. На практике нравственный выбор фотожурналиста предполагает определенную свободу в принятии решения.
В процессе профессиональной деятельности фотожурналисту приходится сталкиваться с комплексом проблем от постановки задания до выбора фотографии из отснятого материала. В любом случае для фотокорреспондента важно оставаться независимым и максимально объективным очевидцем происходящего, что обусловли-вает необходимость решения не только технических, но и морально-этических вопросов.
В целом, большинство специалистов сходится во мнении, что социальное функционирование фотожурналистики предполагает соблюдение таких принципов, как: недопущение публикации заведомо ложных или непроверенных снимков, отсутствие фаворитизма или личной предвзятости, а также «конфликта интересов».
Специфика фотожурналистики проявляется в единстве двух противоположных тенденций: тяготением к стандартности и к экспрессивности. Если первая реализуется в стремлении к информативности и следованию определенных канонов, то вторая означает, прежде всего, доступность и привлекательность форм выражения. Следовательно, в творчестве фотожурналиста неизбежно объединены объективное и субъективное начала. Это определено спецификой профессии, в которой много стандартизованных приемов, но мало абсолютных правил.
Объективность, пожалуй, одно из основных профессиональных качеств фотожурналиста. Она, как метод, предполагает границу между фактом и мнением, эмоциональную отстраненность в освещении событий и, наконец, стремление к точности и сбалансированности.
Следует иметь в виду, что объективность при этом подразумевает не математическую точность, а принцип освещения событий, предполагающий дистанцированность фактов от мнений. Во многих случаях ставится знак равенства между объективностью и беспристрастностью. Однако в последние годы теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, выходящее за рамки беспристрастности.
Таким образом, субъективность в фотожурналистике имеет право на существование в той же мере, как и объективность. Причем субъективность проявляется уже на стадии выбора темы, а индивидуальность фотожурналиста – неотъемлемая составляющая творческой профессии.
Особенно ярко обнаруживается субъективность фотожурналиста при отражении политических событий, социально значимой (и подчас противоречивой) информации. Она вполне объяснима, так как отражает систему ценностей и взглядов конкретного человека. Пропуская реальность через фильтр субъективного восприятия, фотограф поневоле привносит в свою работу элемент предвзятости. Эта пристрастность может быть неумышленной, но от этого она не перестает быть пристрастностью. Значит, требование объективности невыполнимо в полной мере хотя бы потому, что профессиональный, квалифицированный фотожурналист – всегда личность. Субъективность при этом выступает как следствие убеждений, мировоззрения, позиции.
Вышесказанное подтверждает, что проблема объективности/субъективности в фотожурналистике с точки зрения ее социального функционирования не решена до сих пор. Однако можно утверждать, что объективность, существующая в фотожурналистике как принцип творчества, в реальной практике невыполнима из-за наличия сильного личностного, субъективного, начала.
Автор: Маслов А.С.