Одним из первых «теоретиков» имиджа считают Н. Макиавелли (1469-1527 гг.), которому было свойственно обостренное «чувство имиджа», или развитое «имиджевое» мышление. Особенность такого мышления заключается в умении рассуждать и действовать в межличностном пространстве, предполагать действия окружающих, уметь устанавливать добрые отношения с людьми. Как политологи Н. Макиавелли и Г. Лебон дали научно-прикладное обоснование практической полезности имиджа.
На втором этапе (XVIII — середина XX в.) начинается систематическое изучение отдельных аспектов имиджа, что приводит к возникновению отдельных теорий и гипотез. Применение имиджевых технологий на практике способствует более интенсивному теоретическому изучению этого явления.
Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) отмечал, что всякий гений носит маску, таким образом, утверждая, что имидж — камуфляж, создающий то впечатление, в котором нуждается его создатель.
Возникновение имиджмейкинга как профессиональной деятельности в этот период было обусловлено законами, традициями и потребностями общества, а также его подготовленностью к восприятию имиджа. Сформированная и оформленная в профессиональную сферу эта деятельность появилась в США.
Принято считать, что термин «имидж» появился в начале XX в. в США, когда возникла потребность в имиджировании. В то время в стране происходил экономический спад, наблюдался дискомфорт в обществе, образ страны был резко негативным, и это мешало продвижению бизнеса на международной арене. Первым «имиджмейкерам» была поставлена задача — создать положительный имидж страны, продвинуть его для того, чтобы завоевать мировую культуру и стать стандартом во всем мире. Был разработан имидж-стандарт президента страны и первой леди. Именно тогда появилось понятие «американский образ жизни», возникла философия имиджмейкеров «завоевать весь мир». Именно в то время были разработаны первые технологии формирования имиджа персоны. Термин «имидж» первоначально использовался в сфере предпринимательства как средство психологического воздействия на потребителя, в коммерческой рекламе — для дифференциации товаров и имел довольно узкий смысл. Затем возникла потребность в дифференциации общественных деятелей. Уже в 30-е гг. XX в. большую часть статей, которые печатались в газете «Нью-Йорк Тайм», составляли материалы, подготовленные для печати специалистами в сфере создания, продвижения и коррекции имиджа.
В начале XX в. в России также велась работа по созданию необходимого образа относительно выбранной социальной роли. М. С. Щепкин, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов и К.С. Станиславский изучали способы формирования художественного образа и обращали внимание на поведенческую, социально-психологическую сторону имиджа. Имидж, по К.С. Станиславскому — это образ поведения, мышления и действий человека, включенного в групповое общение.
Контент-анализ философской, психолого-педагогической, имиджелогической литературы показал, что в этот период происходит формирование понятия «имидж». При отсутствии психологических и педагогических исследований основой в создании имиджа служит эмпирический опыт.
Третий этап (середина XX в. — по настоящее время) характеризуется полноценным научным изучением имиджа, а также его возможной универсализацией и распространением полученных представлений на новые области знаний.
В 1960-х гг. в США было определено новое направление в науке, исследующее имидж, — имиджеведение, основоположником которого стал известный экономист К. Болдинг. Наиболее активно понятие «имидж» использовалось в журналистской практике в 1960-е гг. и чаще всего — для популяризации музыкантов.
Характеризуя ресурсный потенциал имиджа в масштабах общества, его признают необходимым функциональным элементом структуры общества, способствующим поддержанию социального порядка, а на уровне личностно-групповом — наиболее эффективным механизмом оптимизации профессионализма и ресурса профессиональной конкурентности специалиста современного типа.
Сегодня, для реализации целей профессиональной деятельности, профессионалу оказывается недостаточно только профессиональной компетенции, но требуется ее дополнение имиджевой компетенцией, как элементом профессиональной культуры личности и профессиональным имиджем как компетенцией и элементом профессиональной культуры общества.
Основу концепции профессионального имиджа образует профессионализм как принцип профессиональной деятельности и свойства личности специалиста, а определения его статусного, структурного и функционального содержания играет принципиальную роль в процессе формирования статусного и структурно-функционального содержания профессионального имиджа.
Возникая и проявляясь в процессе взаимодействия людей, профессионализм становится способом бытия личности и профессиональных групп в формах корпоративности и конкуренции. Он реализуется в структуре социального влияния и, таким образом, становится и условием, и действенным средством социальной и профессиональной динамики в социуме.
Выступая как показатель уровня развития системы профессиональной деятельности, ее качественная, результативная характеристика, отражающая статусные позиции сферы профессиональной деятельности в обществе, принцип профессионализма символизирует признание необходимости целевой координации профессиональной деятельности и ценностных приоритетов всех участников системы профессионального взаимодействия, на которых, в конечном счете, основана реализация профессиональным имиджем своих социальных функций.
Содержанию понятия «профессиональный имидж» с позиций социальной структуры общества (определения места сферы профессиональной деятельности в общественной структуре) соответствует понятие «совокупный профессиональный имидж». Совокупный профессиональный имидж интериоризует в себе принцип профессионализма как формы проявления качества коллективной субъектности, характеризует становление профессионала современного типа и определяет свойства коммуникативной личности специалиста, обязательные для социальной идентификации, социального влияния.
Как элемент профессиональной культуры, совокупный профессиональный имидж является способом реализации базового для всей социальной системы принципа профессионализма. Он обеспечивает ценностную ориентацию участников процесса и организацию оценки процесса и результата реализации целей и задач профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональный имидж становится средством объективации ценностного и актуального функционального состояния профессионализма, а также его превращения в эффективный инструмент реализации социальных и профессиональных задач.
Если личностный имидж представляет собой совокупность мнений о каких-либо характерологических качествах, не имеющих прямого отношения к социальной роли человека, то профессиональный имидж имеет прямое отношение к социальной (профессиональной) роли человека и рассматривается как мнение о человеке как о субъекте профессиональной деятельности.
Какой имидж важнее — персональный или профессиональный? У одного и того же человека эти имиджи могут быть положительными или отрицательными в общественном мнении. Допускают четыре варианта комбинации этих имиджей (см. табл.).
Таблица
Варианты комбинации имиджей
Имидж | 1 | 2 | 3 | 4 |
Персональный | + | — | + | — |
Профессиональный | + | — | — | + |
Конечно, желателен первый вариант, когда сочетание личностных и профессиональных качеств идеально и общественность оценивает это позитивно. Крайне нежелателен второй вариант — такой человек не будет успешен в жизни. Но эти крайние варианты комбинации редко встречаются в действительности. Чаще всего один имидж доминирует над другим. Так что же важнее?
Согласимся с мнением психологов, что первично для человека личностное начало, а не профессиональное. Поэтому личностный имидж — это основа, база, а профессиональный — надстройка. Очевидно, что формируя имидж, нужно делать акцент на формировании позитивного персонального имиджа. Особенно это важно для профессий в сфере коммуникации, где специалисты имеют дело с людьми.
Профессиональная имиджелогия как одно из направлений получила свое развитие в конце XX в. В это время Россия становится на путь рыночных отношений в экономике, появляется конкуренция на рынке труда. Феномен профессионального имиджа вызывает огромный интерес у специалистов различных областей знаний, в том числе у будущих профессионалов. Возникает необходимость целенаправленно заниматься имиджем специалистов. Это системное направление, призванное разрабатывать и использовать теорию и практику формирования имиджа профессионалов вне зависимости от конкретного вида деятельности, формировать профессиональный имидж. На современном этапе роль профессионального имиджа, становясь одной из актуальных проблем, помогает им не только в профессиональной идентификации, становлении профессиональной культуры, но и в построении карьеры в конкурентной среде.
Имидж профессионала как социально-психологический феномен напрямую связан с духовным миром, нравственными ценностями, профессиональной этикой и этикетом, который является частью профессиональной культуры специалиста. Современный рынок труда требует от ряда профессий определенных имиджевых характеристик.
Специалистам в области рекламы и связей с общественностью необходимы знания и навыки по имиджменеджменту, так как они не только себе обязаны сформировать позитивный профессиональный имидж, но и работать с имиджем товара, организации, руководителя и др. Такие специалисты могут работать в качестве имиджмейкера в любой сфере деятельности.
Желание создать выигрышный профессиональный имидж присутствует в каждом специалисте. Особенно актуален имидж в конкурентной среде, когда он становится средством повышения значимости специалиста в коллективе и обществе. Правильно создать профессиональный имидж — это значит оправдать ожидания общественности. Образ человека на рабочем месте должен демонстрировать те качества, которые общество требует от представителей данной специальности.
Грамотно построенный профессиональный имидж, с одной стороны, отражает цели, которые ставит перед собой человек, а с другой — выступает как инструмент для достижения этих целей. Однако чтобы достичь своих целей, необходимо четко их определить, продумать способы их достижения и познать самого себя.
Технология самоимиджирования базируется на построении эталонов в виде идеального образа профессионала. Она включает «приме- ривание» этого образа на себя, согласование идеального и реального образа профессии. Одна из основных задач данной технологии заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию того, что основой для самопринятия является целостность в самопонимании и самопредъяв- лении. Важно акцентировать внимание на формировании целостного восприятия собственного образа, на осознании особенностей своего характера, на умении увидеть и использовать сильные стороны своей личности.
В ходе имиджирования анализируются профессиональные цели, проходит самоанализ, постановка целей формирования имиджа, разработка способов достижения поставленных целей с учетом существующих и возможных условий реализации, осуществление намеченного плана, последующий контроль и при необходимости коррекции имиджа.
В этом процессе условно можно выделить следующие этапы:
— изучение своих индивидуально-психологических особенностей;
— изучение своих физических данных;
— индивидуальный подбор средств и атрибутов имиджа;
— моделирование эффективного стиля поведения и общения для выстраивания позитивного имиджа;
— моделирование имиджа в соответствии с выбранной профессиональной ролью.
Профессиональным имиджем можно и нужно управлять. Управление предполагает не только построение, но и коррекцию имиджа в соответствии с личными и профессиональными целями. Еще Ф. Ницше обращал внимание, что имидж любого взрослого человека существенно определяет его профессия.
Источники:
Семёнова Л.М. Специфика формирования эффективного имиджа в профессиональной среде /В кн. Имиджмейкинг. См. на studme.org
Семенова Л.М. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа. См. на Киберленинка
Цветкова Е.А., Прохорова М.В., Скобелева Е.И. Совокупный профессиональный имидж. См. на КиберЛенинка