В настоящее время профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков в условиях интерната является проблемой актуальной в силу того, что, хотя многими авторами (Э.Я.Альбрехт, 1976; Н.В.Волкова, 2000; Д.Н.Исаев, 2003; И.А.Коробейник, 2002; В.К.Кузьмина, 1981; К.С.Лебединская с соавторами, 1980; В.А.Малиуская, 1977; Л.М.Шипицына, 2000; и другие) дано описание проявления агрессивного поведения у различных групп подростков, но недостаточно освещены возможности коррекции и преодоления проявления агрессивного поведения у данной группы подростков. Поэтому учителя, воспитатели, психологи не всегда правильно выстраивают линию поведения по отношению к данному подростку, не всегда верно реагируют на проявление агрессивного поведения и не всегда правильно оказывают помощь такому подростку.
Проведение исследования агрессивного поведения подростков, проживающих в школах-интернатах, обусловлено тенденцией роста агрессивных проявлений, увеличения числа правонарушений, демонстрацией агрессивного поведения.
Подробное изучение факторов агрессивного поведения подростков, проживающих в школах-интернатах, имеет большое значение для поиска подходов к решению таких проблем психологии, как саморегуляция поведения подростков, развитие нравственных качеств их личности, формирование позитивных отношений с окружающими, профилактика нарушений поведения и правонарушений (Л.В.Шипова, 2004).
Под влиянием средовых факторов и учебной деятельности постоянно происходят изменения в структуре формирующейся личности подростка. В личности могут проявляться нежелательные качества, асоциальные установки и асоциальные мотивы деятельности. В этих условиях более чем своевременна и совместная работа педагога, психолога, воспитателя. Это одно из направлений для предупреждения и коррекции проявлений агрессивных форм поведения у подростков интерната. Такая работа должна быть направлена на исправления психологического климата среды, в которой находится подросток, на коррекцию намечающихся или уже имеющихся деформаций личности ребенка, на декомпенсацию и на устранение болезненных явлений (различных психопатологических синдромов) (Л.И.Шипицына, Е.С.Егорова, 1992).
Коррекционно-профилактическая работа с подростками, имеющими агрессивные формы поведения, должна строиться с учетом следующих основных положений:
- Воспитатели, учителя должны знать о социально-психологических особенностях подростков, особенно в их критические возрастные периоды, когда увеличивается риск личностных деформаций и проявлений нарушений поведения детей.
- Следует обратить внимание на формирование у детей интересов гуманистической направленности и морально-нравственных общечеловеческих ценностей. Такое направление в коррекционной работе заполняет духовный вакуум подростка и помогает противостоять ему асоциальным идеям, идущим из так называемых проблемных детских коллектива.
- Педагоги, воспитатели, психологи, используя коррекционно-методические средства, должны учитывать сложную природу этиопатогенеза нарушений поведения у детей. Легче предупредить нарушения поведения, чем их устранять. Необходимо, с учетом особенностей личности, по возможности устранять все факторы, приводящие к агрессивному поведению. Учитывая, что многие признаки агрессивного поведения проявляются в условиях бездеятельности, следует обратить внимание на организацию свободного времени подростков.
- Нарушения поведения (агрессивные формы поведения) подростков из школ-интернатов, противоправные и преступные действия, совершенные ими, приобретают в наших условиях все большую социальную значимость, асоциальная деятельность их нередко создает серьезную криминогенную обстановку.
Опираясь на анализ теоретических источников по данной проблеме и практический опыт исследования особенностей проявления агрессивных форм поведения у подростков из школы-интерната, можно выделить основные ключевые направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную и профилактическую работу.
Целью работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых проявление агрессивных форм поведения уменьшалось или нейтрализовалось. Эта работа имеет следующие направления:
- Психолого-педагогическое просвещение (сообщение педагогам и воспитателям об индивидуальных и возрастных особенностях агрессивных подростков);
- Организация индивидуальной психокоррекционной работы;
- Групповые формы занятий с подростками (психологические тренинги);
- Уменьшение эмоциональной реакции, провоцирующей агрессию;
- Профилактика патологических форм агрессивного поведения;
- Профилактика саморазрушительного поведения;
- Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность;
- Сублимирование агрессии в спорт (спортивные кружки, секции, групповые виды спорта);
- Творческое самовыражение (рисование, занятия музыкой, театральные кружки и другие виды творческой деятельности).
Таким образом, мы считаем, что для устранения агрессивного поведения у подростков, проживающих в школах-интернатах, необходимо проводить профилактические и коррекционные работы.
Автор: Колесникова Т.Г.