Вопрос о том, что такое справедливость и как она должна реализовываться в реальном экономическом и правовом поле, занимал и продолжает занимать центральное место в трудах ученых. Окончательного и универсального ответа на него мы не получим в связи с тем, что различные культурные и хозяйственные сообщества понимают справедливость по-своему, не принимая ценностей и мировоззрения других народов. Так, мы можем говорить о том, что взимание определенного процента в банковских операциях вполне нормально и справедливо. Однако представители мусульманской культуры придерживаются иного мнения, считая такой подход ростовщическим, неприемлемым с этической точки зрения.

Одни народы считают произвольное распределение доходов вполне естественным, даже если неравномерность отличается в десятки раз, другие полагают это несправедливым, устраняя диспропорции с помощью налогов и социальных трансфертов.

Что же понимать под справедливостью в экономическом и общечеловеческом смысле? Прежде всего, равенство – говорят сторонники социалистических и коммунистических учений. Недаром лозунг «Свобода, равенство, братство» был помещен на знамена великой французской революции как идеал общественных отношений.

Однако равенство может быть истолковано по-разному. Одно дело – равенство всех перед законом, и совсем другое – равенство людей в доходах, зарплатах, условиях труда и жизни. По большому счету, деление экономики на либерально-рыночную, социально-рыночную и социализм происходит по границам понимания справедливости преобладающей частью политической элиты и населения. Если в качестве критерия справедливости выбирается свободная конкуренция – это либеральный подход, характерный для англо-американской традиции; если упор делается на справедливое и равномерное распределение общественных благ – это социально-рыночный подход, свойственный скандинавским странам. Если же равенство становится основополагающим принципом, в тень которого уходит индивидуальность и различие в способностях членов общества, то мы имеем дело с социализмом в его ортодоксальной интерпретации.

Рыночное распределение несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку приемлемый доход вне зависимости от результатов его экономической деятельности. Появляется необходимость во вмешательстве государства, которое организует соответствующее перераспределение доходов. При этом решаются такие важные проблемы, как повышение доходов малоимущих слоев населения и ослабление социальной напряженности в обществе.

Вмешиваясь в сферу распределения доходов для ослабления социально-экономического неравенства, государство тем не менее не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство – не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие ее эффективного функционирования. Только оно способно создать по-настоящему действенные стимулы к труду и инвестированию.

Перераспределение доходов производится государством при помощи системы налогообложения. Налоги вводятся государством с целью финансирования таких нерыночных институтов, как армия, милиция, аппарат управления и проч. Кроме того, при помощи изменения налоговых ставок имеется возможность либо стимулировать, либо подавлять деятельность некоторых экономических институтов и определенных типов предпринимательской деятельности, а также косвенно влиять на величину занятости, инвестиций и других макроэкономических показателей.

Налоги должны быть, с одной стороны, достаточными, чтобы обеспечивать нормальное функционирование государственных институтов, а с другой – не быть чрезмерными, чтобы не становиться препятствием в том или ином виде хозяйственной деятельности. Другими словами, необходимо отыскание точки налогового оптимума, который покажем на кривой Лэффера (см. рис.1).

Рис.1. Кривая Лэффера.

Рис.1. Кривая Лэффера.

Точка М на графике показывает величину оптимальной ставки налога, и, соответственно, точка М дает максимальную величину бюджетных поступлений. Перемещение по кривой правее точки М, то есть повышение ставки налога выше оптимальной, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и постепенному сворачиванию экономической деятельности.

Для налогообложения юридических и физических лиц используются пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги (см. рис.2).

Рис.2. Различные системы налогов

Рис.2. Различные системы налогов

Обычно государство так организует систему подоходного налогообложения, чтобы уплата налогов наносила равный ущерб материальному благосостоянию всех граждан, независимо от размеров имеющихся у них доходов. Этот принцип распределения налогового бремени получил название критерия Викселля, по имени шведского экономиста К.Викселля, впервые предложившего реализовывать социальную справедливость посредством особой шкалы налогообложения для лиц с разными доходами. Это значит, что миллионер, уплатив налог, должен оценить потерю точно также как и владелец 1000 долл.

Реализуется данный критерий следующим образом: правительством устанавливаются более высокие налоговые ставки на доходы богатых и более низкие – на доходы бедных. Здесь речь идет о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения, которая, во-первых, обеспечит государству достаточный объем налоговых поступлений; во-вторых, приведет к более справедливому распределению доходов.

Необходимо отметить, что перераспределение доходов в экономике осуществляется не только государством. Обычно население и предприятия также задействованы в перераспределительных процессах. Физические и юридические лица той или иной страны осуществляют пожертвования в пользу малоимущих граждан и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают меценатами и спонсорами в проектах оказания помощи научным, спортивным, культурным, инвалидным и прочим организациям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *