Реформа 1861 года  послужила сильнейшим стимулом для дальнейшего развития отечественной промышленности. Наряду с дореформенными отраслями начинают набирать темпы сравнительно новые отрасли  производства. Остановим внимание на изменениях,  происходящих  в отраслях  промышленности Воронежской губернии  за период с 1861 по 1914 годы.

Промышленные предприятия губернии пореформенного периода можно объединить по следующему принципу:

1.Предприятия по переработке природного сырья.

  • Металлообрабатывающие;
  • Природных ископаемых;

2. Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

  • Продуктов животного происхождения;
  • Продуктов растениеводства;

3. Предприятия смешанного типа.

Рассматривая вопрос о развитии промышленности  в Воронежской губернии, необходимо обратиться к статистическим данным, которые публиковались в памятных книжках Воронежской губернии  с 1856 года по 1917 год статистическим комитетом Воронежского губернского земства. Несмотря на то, что в губернии преобладала промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, рассмотрение вопроса проводится по выше предложенной схеме.

1. Предприятия по переработке природного сырья.

  •  Металлоперерабатывающие предприятия.

Чугунно-литейные и колокольные заводы в Воронежской губернии находились  в городе Воронеже и пригородной Троицкой слободе.

Чугунно-литейные и колокольные заводы в городе Воронеже возникли в 1814 и 1827 годах и принадлежали двум братьям Самофаловым.

Один завод был у кладбища (у его церкви), помещался в двухэтажном каменном доме. На заводе одна железная выложенная кирпичом доминка для расплавки чугуна и два больших раздувательных меха, которые действуют силами лошадей.

Сырьём служил битый чугун, который привозили со всей губернии. На заводе изготовляли «разные вещи для машин, молотилок, мельниц, водяных и ветряных, печей, труб: также  — надгробные памятники, решётки и тому подобные вещи». На заводе работало 6 рабочих и 1 мастер. В течение года выплавлялось  2800 пудов чугуна.

Второй завод устроен, как и первый, и помещался в каменном строении, принадлежавшем хозяину завода. Работает 2 мастера  и 4 рабочих. За 1864 год вылито 3500 пудов чугунных изделий. Готовят на заводе отливки по заказу из различных мест Воронежской губернии и просто для продажи. Сбыт продукции производится в Воронеже и  по губернии.

Одновременно с открытием чугунно-литейного завода Савостьяновы открыли колокольный завод (1814 год). За время существования заводов до 1864 года изменений в оборудовании не произошло.

Колокольный завод находился там же,  где и чугунно-литейный завод. На заводе две кирпичные печи и перед ними яма для форм, 1 машина для обтачивания колоколов, приводимая в действие лошадью. Работали 1 мастер и 5 рабочих. Сырьё: олово и медь покупались в Москве и на Нижегородской ярмарке.  В 1864 году завод изготовил 820 пудов колоколов. Сбыт продукции в Воронеже, Воронежской и других губерниях.

Также рядом с другим чугунолитейным заводом стал работать и второй  колокольный завод. На заводе работал 1 мастер и 5 рабочих, оборудование состояло из одной машины для точки колоколов, 1 печи, 4 канатов и  15 железных и чугунных блоков.  Сырье покупалось в разных городах и в губернии.1 К этому разряду заводов следует отнести механическое чугунно-литейное заведение инженера-технолога Э.Ф. Гаусмана, открытое  в 1857 году. Оно находится за городом в Троицкой слободе Чижевской волости.2 В двух каменных корпусах (один 2-х этажный, а другой одноэтажный со сводами).

На заводе: одна вагранка и два конных привода, 4 горна, 3 токарных станка,  8 слесарных тисков, 4 столярных верстака. Мастером работает сам хозяин, 8 подмастерьев и 11 учеников. Завод изготовлял машины и другие вещи  из чугуна, железа и дерева на 10 000 рублей серебром. Содержание завода обходится  в 3000 рублей.

В 1864 году на предприятии было 11 учеников, на содержание которых тратилось 599 рублей, т.е. на каждого ученика  приходилось более 54 рублей в год. 8 подмастерьев получали  в год 1600 рублей, т.е. каждый в год получал 200 рублей, а в месяц около 16 рублей 70 копеек.3

В 1894 году заводом заведовала жена  Лифляндского гражданина Екатерина Васильевна Гаусман. Управлял приказчик 1 – го класса  воронежский мещанин Н.Ф. Гаусман. Годовой оборот 6000 рублей. Годовая прибыль 600 рублей. 4

Открылся чугунно-литейный завод и в слободе Новая Сотня, Новосотенской волости Острогожского уезда и принадлежал воронежскому мещанину Кудряшову Г.Т.5

Восемь лет спустя после реформы 1861 года,  в 1869 году, был построен на Садовой улице города Воронежа завод, получивший название по имени владельца  «Завод В.Г. Столль». Завод выпускал сельскохозяйственные машины. Первоначально оборудование завода состояло из токарного и сверлильного станков, станка для распиливания лесоматериалов. Рабочих было 5, а мастером  — владелец  В.Г. Столль. Первый кузнечный горн он сложил сам,  так как закончил в Риге политехническую школу. Первое время завод выпускал плуги, бороны, полевые катки.6  В 1876 году на заводе был построен первый в Воронеже чугунолитейный цех на 50 рабочих. Здесь впервые применили паровой двигатель в 10 лошадиных сил. Для расширения производства были нужны капиталовложения, и В.Г. Столль организует в 1879 году первое в городе Воронеже  «Товарищество на вере». 24 апреля 1879 года Воронежская Городская Управа  разрешила перестройку фабрики сельскохозяйственных машин и орудий».7

Механический завод «Столль и К°» с 29 декабря  1889 года  принадлежал купцу  А.Н. Коломенкину, дворянину и купцу  В.Г. Столль, инженер — технологу, купцу Яковлеву, Почётному гражданину купцу Михайлову.8

Спрос на продукцию завода был огромен, и Товарищество открыло  во многих городах России торговые  склады, в Воронежской, Курской, Тамбовской, Харьковской и других губерниях, а также  в Области Войска Донского. В 1896 году    в Товарищество вступают новые члены, и оно стало называться  «Товарищество механического  завода Столль и К° в Воронеже».9

В 1896 году завод стал выпускать маслобойные машины и оборудование для маслобойных заводов. В 1897 году открыты новые торговые склады в Челябинске, Орше и др. Был построен новый завод в Челябинске. 50 % основного капитала завода в один  миллион принадлежал иностранному капиталу. В 1907 году на прикупленной к территории завода земле строят токарную мастерскую, расширяют сборочный цех, малярную и котельную.  Строят силовую станцию и склад для сырья. Начинают выпускать нефтяные двигатели. Расширяется с 1910 года производство плугов, машин для маслобойных и мукомольных заводов и другого оборудования.

С 1912 года завод выпускает оборудования для маслобойных и лесопильных заводов: прессы, насосы, жаровни, паровые котлы, нефтяные двигатели системы «Горнсби», оборудование для  электрического освещения и кинематоргафов.10

Первую половину 1914 года завод продолжает выпускать оборудование для мельниц, двутактных двигателей, стационарных и тележных, мощностью 9 и 12 лошадиных сил, четырехтактных «Горнсби»  от 12 до 50 сил, а также двигателей «Дизель» в 65 и 130 лошадиных сил. Был освоен и новый выпуск – черепичных станков.  Но затем  завод переходит  на выпуск военной продукции.11

Завод Столль и К ° участвовал во многих выставках и неоднократно его продукция получала высокую оценку.

В 1882 году  на парижской выставке плуги и машины завода получили серебряную медаль.

В 1883 году – Золотую медаль на выставке в Саратове.

В 1894 году на выставке в Воронеже в Отделе земледельческих орудий были представлены: плуги различных систем, бороны,  жнейки, сеялки, сенокосилки, конные грабли, веялки, молотилки с конными паровыми, ручными двигателями и другие орудия. После участия в конкурсах различных машин, лучшими были признаны плуги завода В.Г. Столль и К°. Они были премированы золотыми медалями.12

12 марта 1899 года  начал работать на окраине города Воронежа механический завод «Веретенников и К°». Производил он машинные части, кузнечные  поковки, чугунные и медные отливки, печные принадлежности и др. Работало на заводе 179 человек.13

Потомственный почётный гражданин Константин Александрович Веретенников и воронежский мещанин Алексей Иванович Иванов образовали товарищество «Механический и чугунолитейный   завод К.А. Веретенникова  и К° в Воронеже». Завод и его контора находились на второй Девицкой улице близ храма  Св. князя Владимира в собственном доме —   извещала всех  своеобразная реклама, так называемая  «Визитка». Она извещала, что завод имел отделения, которые выполняли различные работы:

  • чугунно-литейное отделение:  отливало всевозможные предметы по своим моделям и моделям заказчиков;
  • котельное отделение: изготовляло и ремонтировало паровые котлы, баки, цистерны, и всевозможные резервуары для хранения нефти,  керосина, спирта и т.д.;
  • механическое отделение: занималось ремонтом и установкой паровых машин, локомобилей, керосиновых и бензиновых двигателей. Ремонтом земледельческих орудий: плугов, борон, сеялок, жатвенных машин, сортировок,  веялок, молотилок и т.д. Устраивали водоснабжение домашних водопроводов с установкой ванн, душа, умывальников, клозетов, моек и др.;
  • слесарное и кузнечное отделения: выполняло заказы на изготовление буровых инструментов разных конструкций, балконов, ворот, решёток, болтов, гаек, заклёпок.
  • технический отдел:  устраивал нефтяное отопление, электрическое освещение; устанавливал всевозможные машины; готовил сметы и т.д.14

В 1894 году число чугунно-литейных заводов в губернии увеличилось до 5, на которых работало 418 человек. Из их числа в городе Воронеже один с 350 рабочими и один завод в его уезде, на котором работало 30 человек. По одному заводу в городе  Павловске,  Боброве, Острогожске.15  Но уже в 1898 году Воронежский колокольный завод продолжал работать один,   и на нём 11 рабочих. В губернии продолжало работать 5 чугунолитейных заводов с 85 рабочими. Эти пять заводов находились: один в городе Павловске  — 7 рабочих; два в Острогожском уезде – 25 рабочих; один в Воронежском уезде – 50 рабочих и один в городе Боброве – 3 рабочих.16

Исходя из данных сведений о числе рабочих, видим, что самые крупные заводы находились в городе Воронеже и его уезде. Один из них, можно считать цензовым.

В 1900 году колокольный завод с 43 рабочими работал в городе Воронеже. Число чугунно-литейных заводов уже увеличилось.  Их стало 8, а на  них трудился 231 рабочий. В губернии они располагались следующим образом:

Город Воронеж – 1 с 60-ю рабочими;

Бирюченский уезд — 1 с 10-ю рабочими;

Валуйский уезд – 1 с 3 –мя рабочими;

Острогожский уезд  — 2 с 9-ю рабочими;

Город Павловск – 1 с 6-ю рабочими;

Воронежский уезд – 1 со 142 – мя рабочими;

Город Бобров – 1 с 3-мя рабочими.17

Кроме колокольных, чугунно-литейных, и чугунно-плавильного заводов в отрасли по переработке природных ископаемых, в 1914 году значатся заводы: кафельные, черепичные, кирпичные, известковые и мелоразмолочные, горшечные, гончарные, добывающие, огнеупорную глину.18

Близ колокольного завода Самофалова в Воронеже в середине XIX века братья Иван Николаевич и Семён Николаевич  Кудряшовы «при собственном доме» имели кафельный завод, на котором производились поливные и неполивные изразцы. В 1850 году  он перешёл во владение братьев Илье Ивановичу и Василию Ивановичу Поповым, изготовляли  изразцы для стен комнат, печей и каминов.

В конце XIX века один из Поповых организовал в селе Ендовище производство русской керамической посуды из местной гончарной глины, используя местные декоративные мотивы. Изготовляли: чайные наборы, чашки и миски,  тарелки и блюда, жбаны для кваса, бутылки для растительного масла и керосина, наборы для специй, игрушки покрытые цветной глазурью. В 1902 году изделия фабрики Поповых экспортировались на Всероссийской  кустарно-промышленной выставке в Петербурге и были отмечены в числе лучших. На этой выставке  были представлены два варианта иконостасов, которые получили высокую оценку.19

Завод имел в 80-е годы XIX века 4 деревянных кружка, 12 деревянных и 40 алебастровых форм, 1 жернов для  стирания красок. В 1864 году  было изготовлено 12000 штук кафеля.

В городе имелся кафельный завод, государственного крестьянина  И. Соболева, который в 1864 году изготовил 8000 штук кафеля и 5000 жельского кирпича. На заводе работает 1 мастер и 10 рабочих.

Такой же завод и в таких же размерах принадлежал в 80-е годы XIX  века воронежскому мещанину Кудряшову.20

В 1900 году  в слободе Чижовка работал завод Иванова К.Д., Болдырева С.А., Перфильева С.А.21

Развитие экономики Воронежской губернии в условиях отмены крепостного права  вызвало востребованность в новой продукции. Кроме этого росту заводов помогал складывающийся рынок рабочих рук. Выросло число чугунно-литейных заводов, продукция которых необходима была для изготовления в первую очередь, сельскохозяйственных орудий: плугов, сох, борон, жаток и др.

Рост числа кирпичных, черепичных, известковых и мелоразмалывающих заводов и добычи огнеупорных глин показывает расширение строительных работ в губернии и за её пределами.

К концу XIX века  купцы и крестьяне самостоятельно открывали кирпичные заводы, не получив на то разрешения, т.е. свидетельства:  например в 1896 году податной инспектор Воронежского уезда при рапортах передал в Воронежскую Казенную палату и Воронежскую Городскую управу  протоколы на купца Ивана Усачёва, содержащего кирпичный завод близ слободы Алексеевской Чижевской волости  и крестьянина  Петра Соцкова, содержащего кирпичный завод близ слободы Троицкой  Чижевской волости, без наличия у них свидетельств и билетов 2 гильдии. На каждом из заводов работало по 16 человек.22

На территории губернии насчитывалось две тысячи кирпичных заводов. Они производили в год  90 млн. штук кирпича. На каждом заводе в среднем работало 12 рабочих. Работа на заводах была сезонной.  На полном основании промышленными предприятиями можно было назвать лишь 16 кирпичных заводов, которые оборудованы гофманскими непрерывно действующими печами. Они ежегодно выпускали 25 миллионов штук красного кирпича; из них 6 воронежских заводов давали 10 миллионов штук кирпича.23

Перед первой мировой войной на станции Латная общество «Вахтёр» открыло завод огнеупорного кирпича. В 1912 году на этом заводе работало 315 рабочих. Производительность завода составляла  3,5 миллионов штук кирпича в год.24 Однако по данным губернского Статистического комитета, опубликованным в Памятной книжке Воронежской губернии  на 1916 год,  в губернии было лишь 1192 кирпичных завода, на которых работало 3861 рабочий.25

За период  с 1860 по 1914 годы число заводов неуклонно увеличивалось.

В 1900 году было организовано «Горнопромышленное Товарищество В.Н. Горн и К°» по разведке полезных ископаемых в пределах арендованных ими крестьянских земель села Девицы Воронежской губернии. В селе Девица Товарищество производило добычу огнеупорной глины, кварцевых песков и камней. Оно предполагало построить завод  для изделий из огнеупорной глины. С первого момента добычи огнеупорных глин  в 1900 году  её для продажи  отправляли на станцию Латная МКВ железной дороги.26

В сравнении данных 1862 года  и 1914 года как видно в  развитии промышленности данной отрасли прослеживаются некоторые изменения.

Сравнивая данные таблицы, делаем вывод, что за 52 года число заводов по переработке природных ископаемых увеличилось от 116 до 1495, т.е., более чем в 12 раз. К сожалению, нет данных о числе рабочих, занятых на заводах отрасли в 1862 году. В 1862 году не было таких заводов, как: известковые и мелоразмалывающие, горшечные, гончарные,  черепичные, чугунно-литейные, добывающие огнеупорную глину.

Во второй половине XIX века одновременно со строительством железных дорог в губернии строятся промышленные предприятия по производству и ремонту паровозов и вагонов. 28

В 1868 году была построена железная дорога от города Козлова (Мичуринск) до города Воронежа. Для ремонта 30-40 паровозов и 400-800 вагонов, эксплуатируемых на этой дороге, построены в 1867-1868 годах Воронежские ремонтные мастерские. Они были построены по проекту мастерских Московско-Рязанской железной дороги.29 Общая площадь производственных помещений составляла 898 квадратных саженей. Это были: главный корпус, в котором размещалось столярное и механическое отделения, и отделение паровых машин;  сборная для паровозов и тендеров на 12 стойл, с подвижными тележками; двух этажный жилой дом, на первом этаже которого размещалась контора, а на втором квартира мастера; слева от сборного корпуса – кузница, справа – паровозный сарай на 9 локомотивов.  Над ним возвышался второй этаж, где были квартиры служащих. На первом этаже сарая были складские помещения деталей паровозов и контора дежурных.30

Очень плохо было с кадрами рабочих. С 1869 года технический персонал стало готовить Елецкое железнодорожное ремесленное училище, а с 1878 года  — Воронежское железнодорожное училище.

Первоначально на Воронежских железнодорожных мастерских работало около 400 человек.

Со строительством железнодорожных линий Воронеж-Грушевская (г. Шахты) – Ростов  в 1871 году и в 1873 году объединение её с Козлово-Воронежской, потребность в ремонте возросла и железнодорожные мастерские расширили. Построили вагонный сарай на 54 вагона, новый корпус механических мастерских по ремонту вагонов, корпус сборной для паровозов.31  В 1889 году началось строительство электростанции с двумя паровыми машинами по 40 лошадиных сил. В эксплуатацию электростанция была сдана в 1891 году.  Электричеством освещались мастерские и вокзал,  строятся: котельная,  литейный и сборочный цеха.

В 1904 году появились пневматические паровые молоты и гидравлические прессы.32 С годами рос объём работ, и воронежские мастерские с ним не справлялись.  Так в год они должны были отремонтировать 204 паровоза. Однако ручной труд,  плохие условия труда    и плохая квалификация рабочих тормозили выполнение заданий. В 1915 году  — отремонтировано 123 паровоза, а в 1916 году только 95.33

В 1871 году  при строительстве железной дороги Воронеж-Ростов, была построена железнодорожная станция Лиски. Станция расширилась с вводом железнодорожной ветки Харьков — Балашов. С 1894 года  Лиски – крупная узловая станция.

Были построены ремонтные цеха и депо.  В 9 домах жило 410 железнодорожных рабочих.34

Одновременно со строительством железнодорожных станций в Богучаре, Новохопёрске, Евстратовке,  и других строятся железнодорожные мастерские.

Результатом этого строительства стало появление промышленных предприятий металлообрабатывающей отрасли. Эти предприятия были наиболее хорошо  оснащены станками и  здесь работали наиболее грамотные и квалифицированные люди. Произошёл приток в губернию наиболее грамотных рабочих и технически грамотных служащих, которых насчитывалось несколько тысяч человек. Только в городе Воронеже в начале XX века было около 2000  железнодорожных рабочих.35

Таким образом, металлообрабатывающая промышленность   продолжала набирать темпы развития, тогда как многие раннее прогрессивные направления в промышленности начинают исчезать.

Только в городе Воронеже работали: железнодорожные мастерские при станции Воронеж ЮВЖД; железнодорожные мастерские при депо Воронеж ЮВЖД;  железнодорожные мастерские МКВЖД;  а в 1912 году начали работать и в Отрожке.36

Исследователь истории города Воронежа и его губернии Г.В. Веселовский утверждает: «одно только, несомненно, ясно:  в XIX веке  произошло необыкновенно быстрое и беспощадное падение тех крупных заводских и фабричных заведений, которые  играли весьма видную роль  в течение всего XVIII века, таковы, например: салотопенные, шерстомойные и кожевенные заводы и суконные фабрики».37

Но предприятия ЮВЖД не нашли отражения в Статистических обзорах Воронежского губернского статистического комитета. Однако по стоимости валовой продукции и количеству промышленных заведений основными предприятиями в Воронежской губернии были  промышленные предприятия по переработке  сельскохозяйственной продукции.

«Вплоть до войны 1914 года определяющее значение сохранила пищевая промышленность. На её долю приходилось девять десятых всей валовой промышленной продукции  губернии. Преобладание этой отрасли определялось тем, что она целиком базировалась на местном сырье, представляла собой, по существу, придаток к сельскому хозяйству. Две трети промышленных предприятий губернии даже к 1917 году были расположены не в городах,  а в сельских населённых пунктах»38

Подводя итог, можем отметить, что основой для развития промышленности Воронежской губернии в пореформенный период послужили народные промыслы. Особенно это ярко видно на примерах промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и природных ископаемых. Проникновение капиталистических отношений в воронежскую деревню создает условия для создания нового типа промышленных предприятий горной промышленности и предприятий по производству сельскохозяйственных орудий и машин, что дало новый  толчок в развитии экономики края.

Автор: Антонова Т.Г.

Примечания:

1.Памятная книжка Воронежской губернии на 1865-66 год. Отд. II.;

Г.В. Веселовский. Исторический очерк города Воронежа. 1586-1886. Воронеж. 1886. с.147-148.

2.Памятная книжка Воронежской губернии на 1900 год. Отд. I.справочный с.56.

3.Г.В. Веселовский. Указ. соч. Воронеж.1886. с.147-148.;

Памятная книжка Воронежской губернии  на 1865-66 год. Отд. II.

4.ГАВО. Ф. И-19. Опись 1.Дело № 1571.

5.Памятная книжка Воронежской губернии на 1894 год. Отд. I.с.42.

6.Имени Ленина. Очерки истории Воронежского машиностроительного завода. Воронеж.1968 год. с.3-4.

7.ВОГА.Ф.И-19.Опись 1.Дело № 664.

8.ВОГА. Ф.И-19.Опись 1. Дело № 1369.

9.Там же. с. 4-5.

10.Имени Ленина. Указ. соч. Воронеж. 1968. с.4-5.

11.Там же с. 9-10.

12.Памятная книжка Воронежской губернии на 1895 год. Отд. I. с.80.;

Имени Ленина. Указ. соч. Воронеж. 1968 год. с.8.

13.Г.М.Птушкин Указ. соч. //Воронеж. ВГУ.1961 год. с.303.

14.ВОГА. Ф И –19. Опись 1. Дело № 1776. с..5-7.

15.Ведомость о фабриках и заводах в Воронежской губернии  за 1894 год. Памятная книжка Воронежской губернии на 1896 год. Отд. II. с. 96-99.

16.Ведомость о фабриках и заводах в Воронежской губернии за 1898 год. Памятная книжка Воронежской губернии за 1900 год. Отд. II.с. 82-85.

17.Ведомость о фабриках и заводах по Воронежской губернии за 1900 год. Статистический отчёт за 1900 год. Памятная книжка Воронежской губернии  на 1902 год. Отд. II. c. 94-101.

18.Ведомость о фабриках и заводах по Воронежской губернии за 1914 год. Памятная книжка Воронежской губернии  на 1916 год. с. 4-11.

19.Е.И. Губанова. Декоративно-прикдладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. Учебно-методическое пособие, центр духовного возрождения Чернозёмного края. Воронеж.2003.с.7-8.

20.Г.В. Веселовский. Указ. соч. Воронеж. 1886 год. с.168.

21.Памятная книжка Воронежской губернии на 1900 год. Отд. I. справочный. с.56.

22.ВОГА.Ф.И-19. Опись 1. Дело № 1613. М.Ф. Воронежская Казенная палата. Июля 1896 года.

23.Г.Т. Гришин. Указ. соч. Воронеж. 1967. с.71.

24.Г.Т. Гришин. Указ. соч. Воронеж. 1967. год. с.71.

25.Памятная книжка Воронежской губернии на 1916 год. Отд. IV.

26.ВОГА. Ф.И-6. Опись 1. Дело № 330.

27.Таблица составлена на основании данных: «Ведомость о фабриках и заводах по Воронежской губернии  на 1862 год». Памятная книжка Воронежской губернии  на 1863-1864 года и 1916 год.

28.Этапы большого пути. Очерки истории  Воронежского трудового Красного Знамени тепловозоремонтного   завода им. Ф.Э. Дзержинского (1868-1968). Воронеж. 1969.с.7.

29.Там же. с.8.

30.Там же. с.8.

31.Там же. с.10.

32.Там же. с.11.

33.Там же. с.17.

34.М.Зюбин. Лиски. Земля и люди. Воронеж. 1990 год. с.27-28.

35.Очерки истории Воронежского края. С древнейших времен до Великой Октябрьской Социалистической революции. Воронеж. 1981 год. с.306.

36.Список расположенных в черте города Воронеж и вне оной в пределах Воронежской губернии, предприятий фабрично-заводской промышленности  и железнодорожных мастерских. ВОГА. Ф И-6. Опись 1. Дело № 1006. 23 октября 1906 года. 17 января 1907 года. № 8.

37.Г.В. Веселовский. Указ. соч. Воронеж. 1886 год. с. 265.

38.Г.Т. Гришин. Указ. соч. Воронежское областное    книгоиздательство. 1967 год. с.62.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *