В годы новой экономической политики произошло восстановление, хотя и не полное, рыночных отношений в экономике.
В промышленности произошли радикальные преобразования. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты — объединения однородных, или взаимосвязанных между собой предприятий, получивших полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% -местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».
ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Тогда и появляется хозяйственный расчёт, означавший что предприятия (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) сами распоряжаются доходами от продажи продукции, и отвечают за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно используют прибыли и покрывают убытки.
Стали возникать синдикаты — добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. В конце 1922 г. было синдицировано 80% трестированной промышленности. В начале 1928 г. насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения, и сбыта в ведение синдиката.
В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключавшие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие — сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек. Большая часть нэпмановских предприятий были мелкими, однако, среди арендованных частниками фабрик были и крупные, насчитывавшие до 200-300 рабочих. В целом на долю частного сектора в период НЭПа приходилось около 1/5 промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.
Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции. В некоторых отраслях, однако, удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, в которых иностранцы владели частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра — 60%; марганцевой руды — 85%; золота — 30%; в производстве одежды и предметов туалета — 22%.
Перевод национализированной промышленности на принципы хозяйственного расчёта, восстановление рыночных отношений, активное привлечение частного предпринимательства и иностранного капитала привели к значительным успехам в экономике.
Индекс промышленного производства с 1921 по 1926 г., увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило уровень 1913 г. на 18%. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927-м, 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19% соответственно. В целом же за период 1921-1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18%.
Совершенно новыми оказались в условиях новой экономической политики и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь экономическими методами обеспечить сбалансированный рост. Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли.
В ходе реализации новой экономической политики общество пережило три глубоких социально-экономических кризиса: 1923-24 г., 1925-26 г. и 1927-28 г.
Первый — известен как кризис сбыта или «ножниц цен», поскольку резко разошлись цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Спрос крестьян на промтовары превысил возможности промышленности. В результате цены на промышленную продукцию значительно выросли, а на продукцию сельского хозяйства — упали. В 1925 году не удалось успешно осуществить хлебозаготовительную компанию, и разразился очередной кризис. Ощущая, с одной стороны, дороговизну промышленных изделий, а с другой — их хронический дефицит, крестьяне удержали часть товарного хлеба в своём хозяйстве, ожидая более выгодного соотношения цен. Одновременно наметился кризис и в промышленности. Наблюдалось падение промышленного производства и, как следствие этого, нарастание «товарного голода». Осенью 1927 г. из-за нехватки промтоваров для обмена на зерно, низких государственных цен, неурожая в ряде районов сократилась продажа зерна и других продуктов государству. В городах начались перебои с хлебом, другими основными продуктами питания.
Выход из кризисов правительство находило в осуществлении активного государственного вмешательства в рыночную экономику. Были приняты различные административные меры: усилилось централизованное руководство экономикой, ограничивалась самостоятельность предприятий, увеличивались цены на промтовары, повышались налоги на частных предпринимателей, торговцев, кулаков. Многие современные ученые именно с этими мерами связывают начало свертывания НЭПа.
Длительное лавирование между рыночной экономикой и централизованным руководством было невозможно. Наряду с этим, в связи с нехваткой капиталов для реконструкции страны нарастало экономическое, а соответственно, и военное отставание СССР от передовых западных стран.
Противоречия нэповской модели в конечном итоге привели к слому НЭПа в конце 20-х гг. и осуществлению стратегии форсированной индустриализации в следующем десятилетии.
Литература:
- Дж. Боффа. История Советского Союза. М., 1994.
- Вайнштейн А. Л. Цены и ценообразование в СССР в восстановительный период 1921-1928 гг. М, 1972.
- Карр Э. История Советской России. М., 1989.
Авторы: Бахтин В.В., Усов К.Б.