6Подходил к концу XIX век, а Воронеж все еще оставался небольшим провинциальным городом с аграрной и торговой специализацией. Промышленные предприятия в виде небольших мастерских и полукустарных промыслов с количеством занятых менее 100 человек только начинают формироваться в местной экономике. Наиболее крупными заводами Воронежа на тот момент были завод Столля, Иванова и Веретенникова, паровозоремонтные мастерские ЮВЖД.

Казалось, русская глубинка жила своей неторопливой, размеренной жизнью. Однако смена технологического уклада уже давала о себе знать. В сельском хозяйстве все больше использовались сельхозмашины и средства механизации ручного труда, в городе расширялось жилищное строительство, нужен был современный водопровод и канализация. Для внутригородских перевозок планировалось ввести в сртой трамвай, который к тому времени начал уже действовать в крупных российских городах. Помимо этого, растущему городу требовалось электрическое освещение домов и улиц, которое бы полностью вытеснило газовые рожки, лучины, керосинки и иные дедовские способы борьбы с темнотой.

Однако для перехода на качественно иной уровень организации промышленного производства и коммунального хозяйства требовались электростанции, генерировавшие ток для индивидуальных и коллективных потребителей. Помимо этого, требовались линии передачи электроэнергии,  подводящие кабели и провода (отметим, что в начале ХХ века предприниматель Петечев начал строительство в Воронеже кабельного завода, который впоследствии стал заводом Триер).

Спрос на услуги электроэнергетики породил предложение. Первая электростанция мощностью в 315 кВт была открыта 30 ноября 1899 года на Большой Богоявленской улице концессионерами Сименсом и Гальске (см. фото ниже). В 1902 и в 1906 годах были произведены работы по увеличению мощности станции, которая составила 825 кВт.

Мемориальная доска на доме, где раньше была электростанция. Теперь эта улица называется не Б.Богоявленская, а ул. 25 октября

Мемориальная доска на доме, где раньше была электростанция. Теперь эта улица называется не Б.Богоявленская, а ул. 25 октября

В 1915 году электростанция от частных владельцев перешла в собственность города. В этом же году городское самоуправление приступило к постройке новой станции мощностью в 2000 кВт, на берегу реки Воронеж, так как старая была полностью загружена и в дальнейшем наращивание ее мощностей не представлялось возможным.

Запуск новой электрической станции состоялся в октябре 1917 года, в самый канун бурных политических и социальных потрясений. В годы гражданской войны и экономической разрухи станция попала в тиски глубокого топливного и хозяйственного кризиса. Из-за недостатка дров в феврале 1922 года остановилась главная станция и электроснабжение города перешло на небольшую станцию бывшего трубочного завода, работавшую на нефтяном топливе. С огромными трудностями и перебоями поддерживалась работа городского водопровода и части государственных учреждений. К этому времени был опубликован и вступил в силу декрет Совнаркома об обязательной оплате электроэнергии наличными деньгами всеми потребителями без исключения.

Усиление платежной дисциплины возымело должное действие – положение электростанции улучшилось и она вновь заработала на бывшей Б.Успенской улице. Тогда же рабочие приступили к оборудованию небольшой станции мощностью с 200 кВт при мельнице бывшего 1-го товарищества для работы от дизельного двигателя (с целью экономии дров). [1] Она была запущена в октябре 1922 года и дала возможность легче перенести дровяной кризис.

После резкого падения выработки электроэнергии в 1921-1922 гг. – 1 млн. 460 тыс.,  кВтч, она вновь стала возрастать в 1924-1926 гг. – до 2 млн. 850 тыс. кВтч, в 1927-1928 гг. – до 8 млн. 448 тыс. кВтч, в 1928-1929 гг. – до 11 млн. кВтч.

Согласно подсчетов плановых органов, существующие мощности по генерации электроэнергии в Воронеже не смогут обеспечить промышленность и горожан в полном объеме. Закрыть существующие потребности новых предприятий, горожан и городского электротранспорта сможет лишь принципиально новая электростанция.

И такая станция была построена. Ее пуск состоялся 25 октября 1933 года. Новая электрическая станция была способны вырабатывать не только электроэнергию, но и тепло – поэтому получила название ВОГРЭС – ВОронежская Городская Гидро-Рекуперационная Электрическая Станция. Мощности ВОГРЭС были синхронизированы с частотой существующей станции и, таким образом, влились в единую энергосистему Воронежа, которая стала существовать как целостный комплекс.

ВОГРЭС дала первый ток. 1933

В 1935 году был образован «Воронежский электрокомбинат», задачей которого стало поддержание в работоспособном состоянии всего конгломерата генерирующих и распределительных энергосистем.

В период Великой отечественной войны ВОГРЭС, электрокоммуникации и вся инфраструктура сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. На восстановление энергетических мощностей было потрачено много сил и средств.

В послевоенное время для избежания дефицита электроэнергии в Воронеже и Воронежской области было принято решение о строительстве Нововоронежской атомной станции, возведение которой было начато в 1957 году.

В 1959 году Воронежская энергосистема вошла в состав Единой энергетической системы европейской части СССР. С пуском Нововоронежской АЭС активизировался процесс электрификации Воронежской области. Электроэнергию без ограничений стали получать все сельские районы области. Для этого пришлось энергетикам, монтажникам и строителям много поработать для установки линий электропередачи, подстанций напряжением 35-110-220 кВ.

В 1980-е энергетическая система Воронежа должна была пополнится еще одним важнейшим элементом – атомной станцией теплоснабжения (ВАСТ), строительство которой было начало в пос. Шилово в 1983 году. Однако авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая в конце апреля 1986 года, внесла свои коррективы в возведение этого крупнейшего объекта. Строительство ВАСТ, согласно результатам городского референдума, было заморожено на неопределенное время.

На конец 2010 г. Общая протяженность электрических сетей Воронежской области составляет примерно 53 тыс. км. В состав открытого акционерного общества «Воронежэнерго», которая является правопреемником «Воронежского электрокомбината», входят ныне 4 филиала – Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский и Северные электрические сети. Ремонтно-производственные базы ОАО расположены в каждом районе Воронежской области.

Численность персонала составляет около 3500 сотрудников. В 2004 году «Воронежэнерго» разделено по видам бизнеса: сбыт, генерация и транспортировка электроэнергии. Название «Воронежэнерго» закреплено за сетевой компанией. Основное направление ее деятельности – доставка электроэнергии к потребителю и подключение пользователей к распределительным сетям.

 

[1] Газета «Коммуна» от 13 дек. 1929 года.

[2] Воронежская энциклопедия / Под ред. М.Д.Карпачева. – Т.1. – 2008. – 524 с.

 

Автор: Галкин В.В., д.э.н., проф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *