Экономическое развитие любого региона будет в значительной мере затруднено при малой величине или отсутствии вложений капитала в те или иные отрасли хозяйственной системы. Причём вложения капитала, которые также обозначают категорией инвестиции, могут пониматься в широком и узком смысле слова. Инвестиции в узком смысле — это вложения денежных средств в какие-либо предприятия или проекты местными или иностранными физическими и юридическими лицами (инвесторами). В роли инвесторов также выступают государство и местные власти, муниципалитеты.

В широком смысле понимание инвестиций расширяется до более обширного круга вложений капитала — не только его денежной, финансовой составляющей, но и интеллектуальной, имиджевой, социальной форме, как человеческий капитал. Для определения последнего ныне вводится 8 шкал, отражающих наличие ресурсов разных типов, в том числе: 1) экономического; 2) квалификационного; 3) социального; 4) властного; 5) культурного; 6) личностного; 7) символического (престиж); 8) биологического. Аналогичным образом возросла роль капитала в виде нематериальных активов (патентов, лицензий, прав на использование технологий, программных продуктов, бродкастинга, торговых марок и т.п.  См. Современное понимание категории «капитал»).

Если приводить примеры из практики Воронежской области, то инвестициями в квалификационной капитал можно считать создание ряда вузов, привлечение качественной рабочей силы на Нововоронежскую АЭС, Россошанский химзавод, концерн «Созвездие» и другие высокотехнологичные предприятия. Собрать таких специалистов, сформировать научные школы, инновационные заделы, экосистемы — это дело достаточно затратное и долговременное. Тоже самое можно сказать и о культурном капитале. Например, в 1931 году на главной площади Воронежа был возведён театр музыкальной комедии. Но до второй половины 1950-х годов соответствующих коллективов (балетной труппы, артистов оперы и оперетты, художников-декораторов, музыкантов) сформировать не удалось.

Линкор-музей «Гото Предестинация» как символический капитал. Воронеж. 2017.

Что же касается символического капитала, узнаваемости, престижа, то такой инвестицией можно считать постройку в Воронеже Петром Великом военного флота, поселение в городе в начале ХХ века Анатолия Дурова, рождение и становление на воронежской земле И.А. Бунина, С.Я. Маршака, А.П. Платонова, других выдающихся артистов, учёных, военачальников, спортсменов. Речь, таким образом, идёт о брэндах Воронежа, его символах и образах, которые способны генерировать доход и другие маркетинговые эффекты.

Не требует особых доказательств тезис о том, что динамично развиваются те регионы, районы и населённые пункты, куда идут широким фронтом инвестиции. За них в современном мире идёт острая борьба, поскольку недостаточные инвестиции приводят к стагнации и отставанию от конкурирующих субъектов как внутри страны, так и на внешних рынках.

Инвестиционная политика способствует достижению экономического роста на территории, за которым следует повышение благосостояние населения и предприятий. Региональная инвестиционная политика является частью федеральной и взаимоувязана с общей экономической и финансовой политикой страны.

Основными компонентами системы инвестиционной политики региона являются следующие:

• цель и задачи политики;

• эффекты и эффективность, формируемые и измеряемые в ходе ее реализации;

• принципы и распределение ролей между участниками инвестиционного процесса.

В качестве основной цели государственной инвестиционной политики региона можно определить устойчивые темпы экономического роста, соответственно, рост качества жизни населения. Это базовая цель. Можно выделить также прикладные цели государственной инвестиционной политики:

• достижение сбалансированной структуры и изменение позиции региона в национальных и мировых рейтингах конкурентоспособности;

• обогащение социальной сферы региона за счет инновационных инструментов стимулирования участия экономических агентов, развитие человеческого потенциала, соответственно, улучшение кадровой компоненты инвестиционного потенциала региона;

• активное вовлечение региона в международные процессы в рамках кооперационного взаимодействия по линии экономики, социальных приоритетов, образовательных проектов и т.д.

Дальнейшая детализация указанных целей позволяет их сформулировать следующим образом.

Достижение сбалансированной структуры и изменение позиции региона в национальных и мировых рейтингах конкурентоспособности:

• развитие полюсов роста в экономике региона;

• активное формирование межфирменных, кооперационных форм взаимодействия, которые дают синергетические эффекты для бюджетной эффективности региона;

• повышение привлекательности инвестиций в инновационные, наукоемкие сектора экономики региона, что дает возможность повысить производительность труда и добавленную стоимость, формируемую в регионе;

• активное развитие инвестиционной инфраструктуры региона через институты развития и «точки» взаимодействия участников инвестиционного процесса;

• стимулирование развития проактивных форм взаимодействия участников инвестиционного процесса, основанных на информационных технологиях, аутсорсинге и консалтинге.

Обогащение социальной сферы региона за счет инновационных инструментов стимулирования участия экономических агентов, развитие человеческого потенциала, соответственно, улучшение кадровой компоненты инвестиционного потенциала региона:

• достижение уровня самообеспеченности социальной сферы;

• внедрение инновационных решений в социальную сферу;

• активная интеграция единиц бизнес-сообщества, ориентированных на инвестиционный процесс и наукоемкие ресурсные центры, с целью повышения качества человеческих ресурсов, роста наукоемкой продукции в структуре ВРП региона.

Ведущие субъекты региональной инвестиционной политики — органы региональной и муниципальной власти, хозяйствующие субъекты. Взаимодействие субъектов происходит в процессе согласования приоритетов региональных инвестиций, а также в виде оказания поддержки со стороны публичной власти определенных инвестиционных проектов.

Стратегически важна для России приоритетная задача государственной политики регионального развития по привлечению частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях. Методами разработки стратегической задачи наращивания частных инвестиций в регионах, в соответствии с Указом Президента РФ, признаны:

1) формирование по инициативе органов власти всех уровней приоритетных соответственных инвестиционных проектов (например, приоритетных проектов регионального уровня);

2) определение (уточнение) мест размещения особых (свободных) экономических зон, индустриальных и технологических парков, иных зон с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности с учетом прогнозов и планов по инфраструктурному и социальному обустройству территорий, предусмотренных государственными и муниципальными программами, а также инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

3) заключение соглашений о передаче полномочий по управлению зонами с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, для развития которых были предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета с учетом льгот по уплате налогов и сборов (федеральных и региональных). Соглашения определяют меры финансовой ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за неисполнение обязательств по достижению конкретных результатов работы по управлению указанными зонами;

4) установление (уточнение) на период до 2025 г. на федеральном, региональном и местном уровнях таких льготных налоговых, таможенно-тарифных и иных условий деятельности частных инвесторов, которые позволяют реализовать приоритетные инвестиционные проекты или вести деятельность в зонах с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности;

5) проведение конкурсов (аукционов) на право заключения соглашений о реализации приоритетных инвестиционных проектов. В соглашениях определяются права, обязанности и ответственность частных инвесторов, органов публичной власти и субъектов естественных монополий по синхронизированному строительству (реконструкции) объектов инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры и соответствующих коммерческих объектов, кроме того, устанавливаются гарантии финансовых обязательств сторон на период действия указанных соглашений.

Со стратегией развития региона тесно связана инвестиционная политика, поскольку, как уже указывалось, она способствует экономическому росту территории, достижению тактических и стратегических целей региональных органов власти. Таким образом, можно утверждать, что региональная инвестиционная политика есть неотъемлемый элемент региональной экономической политики, в ней субъектами выступают региональный и местный уровни власти, организации и физические лица — те, кто осуществляет вложение средств в форме капитальных вложений, способствует развитию расширенного воспроизводства и обеспечивает целевое назначение инвестиций.

Согласно определению Н. А. Баранцова: «Содержание инвестиционной политики государства заключается в целенаправленной и обоснованной деятельности государства по активизации инвестиционной деятельности для обеспечения эффективного устойчивого развития на различных уровнях управления (международном, федеральном, региональном, отраслевом). В силу значительного разнообразия и асимметрии стартовых условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в осуществлении инвестиционной деятельности принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления. Активизация инвестиционной деятельности в регионе рассматривается в качестве одного из ключевых условий стабильного функционирования региональной экономики». И далее выводится синтезирующее понимание: «региональная инвестиционная политика — составная часть государственной экономической политики в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения технического уровня».

В рамках региона инвестиционная политика нацелена на достижение нескольких наиболее важных целей:

1) повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;

2) создание надежной и устойчивой финансовой базы региона;

3) устранение сложившейся диспропорции в развитии отдельных отраслей хозяйственной деятельности;

4) улучшение существующей структуры региональной экономики;

5) разрешение социальных задач и проблем (жилищная обеспеченность, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы в отрасли).

Целями региональной инвестиционной политики следует понимать формирование благоприятного инвестиционного климата, который, по мнению В. С. Новикова, Н. В. Шершуновой, может быть конкретизирован в четырех базовых задачах:

1) рост инвестиционного потенциала, стимулирование капиталовложений в экономику региона;

2) комплексное снижение инвестиционного риска;

3) максимизация социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и программ;

4) создание эффективного механизма поступления инвестиционных ресурсов.

То есть, обобщая систему целей, можно определить, что активная инвестиционная политика способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и делает регион привлекательным для развития производств и отраслей разного профиля. Благоприятные природные и климатические условия способствуют привлечению инвесторов, деятельность органов власти предусматривает формирование максимально комфортных условий для них: содействие по выделению земельных участков под строительство производственных объектов, предоставление возможности применения хозяйствующими субъектами дифференцированных ставок по налогам на прибыль и имущество организаций и др.

При формировании региональной инвестиционной политики и принятии в ее рамках управленческих решений особое значение имеет возможность учитывать многочисленные, противоречивые между собой факторы, а также делать упор на сложные критерии эффективности и достижение поставленных целей социально-экономического развития региона. Обратимся далее к тем экономическим, социальным, финансовым и другим условиям, внутри которых происходит разработка инвестиционной политики в регионе.

Следует также помнить, что помимо положительных, инвестиции имеют и отрицательную сторону. Сделанные извне в регион инвестиции будут приводить к последующему оттоку капитала, поскольку инвесторы (иностранные, столичные, иногородние) станут извлекать выгоды из произведённых ранее капиталовложений. Внешние инвесторы не будут особо заботиться об охране окружающей природы, о местной социальной среде, не будут заинтересованы в выплате высокой зарплаты. Что же касается портфельных, спекулятивных инвесторов, то их действия могут повлечь за собой большую волатильность цен, экономическую нестабильность.

 

Источники:

  1. Ковалёва Л.В. Инвестиционная региональная политика. Учебное пособие. См. на https://studme.org/367008/investirovanie/investitsionnaya_regionalnaya_politika
  2. Невьянцева Л. С., Власова Н. Ю. Опыт реализации региональной инвестиционной политики Евросоюза по привлечению прямых иностранных инвестиций // Управление. 2020. См. на КиберЛенинка.
  3. Кожевникова М.К., Рябцев А.Ю., Маркова Н.И. Система государственной инвестиционной политики в регионе // Научные труды Вольного экономического общества России. 2017. См. на КиберЛенинка.
  4. Хрусталёв Е.Ю., Шрамко О.Г. Анализ и оценка направлений региональной инвестиционной политики // Экономический анализ: теория и практика. 2017. См. на КиберЛенинка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *