Дискуссии о государстве и его роли в экономических процессах всегда были жаркими. Одни экономические школы отводили государству пассивную роль – роль «ночного сторожа», держащего наготове заряженный и хорошо смазанный дробовик, который, в случае необходимости, должен быть пущен в дело.
Но когда никто из участников рынка не преступает закон, государство не должно вмешиваться в хозяйственные отношения, т.е. должен осуществляться принцип «laissez fair» («позволять делать»). По этим самым общим штрихам мы безошибочно узнаем классическую и неоклассическую школы, сводящие вмешательство в экономику центрального правительства к минимуму.
Другие экономисты придерживаются иного мнения, считая государство инициатором необходимых социальных и экономических преобразований, направляющей силой прогресса. В таких моделях общественного устройства приоритет отдается государственному планированию и всестороннему регулированию макроэкономических процессов.
Нельзя также не упомянуть о таком крупном экономическом учении, как анархизм, в принципе отвергающего роль государства, в связи с тем, что оно является носителем узаконенного насилия и инструментом подавления индивидуальной свободы каждого гражданина. Государство есть власть, которая вмещает все другие власти – поэтому государство, по мнению анархистов, является агентом эксплуатации и принуждения. Государство, говорит теоретик анархизма М.Бакунин, – это «сумма отрицаний индивидуальных свобод всех его членов».
Как видим, разброс мнений по поводу необходимости и степени вмешательства государства в хозяйственные процессы достаточно велик. Страны с либеральной рыночной экономикой, с централизованным планированием, теократическими режимами, монархии с элементами демократии – имеют на этот счет свои собственные представления и суждения. Поэтому инструменты и глубину государственного регулирования экономических процессов следует выбирать с учетом культуры, моральных ценностей, представлений о справедливости и должном населения той или иной страны. В связи с этим обстоятельством ниже мы отдельно рассмотрим вопрос об общественном выборе. А сейчас кратко остановимся на анализе самой категории «государство» и что под ней понимается в макроэкономической теории.
Когда мы говорим слово «государство», то под ним понимаем либо какую-либо страну, ограниченную государственными границами, либо политическую организацию общества. В макроэкономическом анализе государство – это система органов в стране, осуществляющих властные полномочия под руководством центрального правительства. Основными задачами государства являются производство безопасности, поддержание социальной справедливости, контроль за соблюдением законности (см. рис.1).
Рис.1. Основные функции государства в системе социально-экономических отношений.
Теории образования государства весьма различны по своим методологическим подходам. Одни из них базируются на «общественном договоре», другие – на патерналистских подходах, третьи – на органических концепциях происхождения государства. Но все эти и прочие теории едины в одном – любое государство создается для осуществления трех базовых функций: 1) создания правил совместной жизнедеятельности многих людей и их объединений (законодательной базы), а также обеспечение их выполнения; 2) производство безопасности (защита от внешних и внутренних врагов); 3) поддержание социальной справедливости, то есть соблюдения интересов всех слоев населения.
Все иные задачи государства и его регулирующая роль проистекает из тех трех базовых функций, которые мы указали выше. Экономическая роль государства заключается в таком комбинировании критериев безопасности, законности и справедливости, которые на данный момент времени соответствует моральным ценностям и представлениям большинства населения о правильном и должном.
Попробуем провести мысленный эксперимент с указанной триадой, присваивая по очереди приоритет каждой из функций.
Отдавая предпочтение социальной справедливости, государство тем самым смещает положение экономического оптимума, снижая эффективность хозяйственной системы. Улучшая благосостояние детей, студентов, военнослужащих, бюджетников, престарелых граждан, инвалидов и нетрудоспособных людей, государство вынужденно перераспределяет доходы и меняет правила для функционирования рынков (а иногда пытается попросту ликвидировать рынок как систему отношений, несправедливую изначально, так как она допускает эксплуатацию человека человеком).
Попытки сделать общество более справедливым за счет перераспределения доходов зачастую приводили и приводят к снижению макроэкономических показателей страны – таких, как производительность труда по отраслям промышленности и услуг, некоторому снижению жизненного уровня населения (или его худшей динамике по отношению к другим странам), понижению темпов экономического роста, обесцениванию национальной валюты и т.д.
Если население страны знает об этой взаимосвязи и готово мириться с некоторым снижением экономической эффективности во имя социальной справедливости, не возражая против высоких налогов, – то на какое-то время в стране устанавливается социализм или социально-ориентированная экономическая система. Со временем государство с повышенным уровнем социальной защиты, которая обеспечивает более высокую степень справедливости, начинает утрачивать конкурентоспособность по сравнению с прочими странами. Настроения в обществе меняются, приоритет начинает отдаваться правым партиям и вновь осуществляется переход к менее справедливой, но более эффективной с экономической точки зрения системе.
Другая ситуация создается, когда государство направляет значительную часть хозяйственных ресурсов на производство безопасности, на защиту от внешних и внутренних врагов. Втягиваясь, например, в гонку вооружений, такое государство вынуждено производить больше вооружений, отвлекать сырьевые, трудовые, финансовые и прочие ресурсы на оборону. А это неизбежно ведет к снижению жизненного уровня населения, которое либо пытается покинуть неблагополучную страну, либо сменить политический режим и правящую элиту.
Третий момент, который следует отметить, это создание такой правовой базы в стране (т.е. «правил игры»), которая не отвечает ментальности, образу жизни, моральным ценностям и моделям поведения проживающих на данной территории народов и этнических групп.
Чего, казалось бы, проще – взять законодательную базу как кальку в стране с высоким жизненным уровнем и развитыми экономическими и политическими институтами и перенести ее на почву другого государства. Однако такое заимствование неизменно оборачивается казусами и противоречиями, так как формальное (т.е. записанное в виде законов) право начинает противоречить неформальному праву – обычаям, традициям, культуре и мировоззрению проживающего здесь населения. Нелепо, например, переносить правовую базу Дании на Таджикистан, или распространять законы Японии на Уганду. Конечно, частичные заимствования возможны и даже иногда полезны – но лишь при должной адаптации и протяженности во времени.
Каждое современное государство постоянно сталкивается с вызовами времени, пытаясь улучшить жизнедеятельность и благосостояние своих граждан. Однако на деле модернизация экономики и общественных институтов неизменно наталкивается на противоречивые интересы и конфликтующие критерии, упомянутые выше. Так, например, укрепление обороноспособности российского государства и повышение зарплат военнослужащим и военным пенсионерам потребует 20 трлн. руб. до 2020 г. (т.е. 2,8-2,9% ВВП в год). Эта сумма может оказаться непосильной для бюджета страны, вызовет крупные хозяйственные диспропорции, обострит пенсионную проблему, повысит инфляцию и социальную напряженность.
Аналогичным образом дело обстоит и с увеличением зарплат полиции, силовым ведомствам, судьям, прокурорам и другим работникам репрессивного аппарата государства. Иными словами, выбирая критерий защиты от внутренних и внешних врагов, руководство страны неизбежно столкнется с последствиями ущерба для двух других критериев – социальной справедливости и адекватных правил игры. Как следствие, возрастает неопределенность в экономическом развитии страны; в политическом и социальном плане повышаются риски нестабильности и оппортунистических действий.
Несовершенства рынка как проекция поведения человека
Общество состоит из самых разных людей – с разными характерами, способностями, умственными и физическими данными. Кого среди них больше – эгоистов или альтруистов? Позиция А.Смита, родоначальника современной экономической теории, проста и однозначна – эгоистов. Смит прямо указывает на это обстоятельство в своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, — пишет Смит, — а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму». Эгоизм порождает гармонию интересов и формирует определенный порядок в экономической системе рынка, который Смит вывел как принцип «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои эгоистические цели, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах достижения наибольшего блага для всех.
Диаметрально противоположную позицию занимают ученые и философы социалистической и коммунистической ориентации – Т.Мор, Т.Кампанелла, французские социалисты-утописты. Позднее к этой плеяде присоединился и К.Маркс, также считавший, что «бытие определяет сознание», то есть постепенно воспитывая в обществе коммунистическое мышление и поведение, можно отказаться от эгоизма и рынка.
Оставим в стороне идеологические споры; отметим лишь, что факты свидетельствуют – во всяком случае, пока – о победе эгоистического поведения над альтруистическим и преобладании рынка надальтернативными хозяйственными моделями.
Нам бы хотелось подчеркнуть эту связь – преобладающими ценностями людей, эгоизмом и избранной хозяйственной системой; не рынок сам по себе плох и имеет изъяны, несовершенен, прежде всего, сам человек, его мировоззрение и поведение. Поэтому говоря о фиаско рынка, мы подразумеваем человеческие «скелеты в шкафу». Нет сомнения, что с изменением человеческой природы будет меняться и рынок, и сама сущность экономических отношений. Здесь большое поле деятельности для футурологов и писателей-фантастов. Мы не можем пока с большей или меньшей степенью уверенности сказать, по какому пути пойдет развитие экономики и экономических отношений. Степень неопределенности слишком высока. На данный момент времени мы будем опираться на уже существующий мировой опыт и наработки макроэкономической теории.
А они нам говорят о следующих дефектах рынка:
- рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
- не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
- не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, милиция и т.д.;
- не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;
- не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;
- подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.
Решение перечисленных выше проблем, решить которые рыночная система не в состоянии, берет на себя государство.
Важнейшим аргументом критиков рыночной системы является то обстоятельство, что рынок допускает и даже стимулирует угасание своего главного регулирующего механизма – конкуренции. Как формулировал П.-Ж.Прудон: «Конкуренция убивает конкуренцию». Сторонники данного подхода выделяют два основных довода при обосновании своей позиции:
— конкуренция досаждает частному бизнесу своим жестким повседневным воздействием. Предприниматели, стремясь получить максимальную прибыль и улучшить свое экономическое положение, пытаются освободиться от действия конкурентных отношений. Недобросовестные действия предпринимателей и монополизация рынков способствуют ослаблению конкуренции. А.Смит сформулировал этот тезис следующим образом: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены»;
— предполагается, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования больших объемов инвестиций; б) крупных рынков; в) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология предопределяет существование огромных по своим масштабам фирм-производителей, которые обеспечивают своей продукцией целые регионы, страны и международные рынки. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных компаний, а не большого числа относительно малых.
Внешние эффекты (экстерналии). Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда его побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. Например, предприниматель, стремясь избежать дополнительных расходов на очистные сооружения, при производстве своей продукции загрязняет окружающую среду. Загрязненная атмосфера и неочищенные стоки оказывают вредное воздействие на всех жителей данной местности, в том числе и на тех, которые не имеют отношения к сделкам купли-продажи произведенного предпринимателем продукта. Другими словами, издержки производства в данном случае перекладываются на людей, не вовлеченных в процесс производства или торговли; таким образом, процесс для них будет внешним.