Чтобы лучше понять сегодняшний день российских региональных театров, нам следует обратить свой взгляд в историю становления театрального дела за пределами столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Заглянем в наше культурное прошлое с помощью отечественных исследователей театральной жизни А.К. Паничевой, Л.А. Сурковой и Е.Л. Щукиной. Сразу оговоримся, что мы возьмём в рассмотрение большие репертуарные театры, оставив за рамками обзора домашние, антрепризные, уличные, ярмарочные и все прочие малые формы лицедейского искусства.
Вначале скажем несколько слов о понимании слова «провинция», которое воспринимается как антитеза столичности. Провинция, провинциальная жизнь, провинциальная культура, данные словосочетания несут в себе некий оттенок вторичности по отношению к столицам и столичной культурной жизни. Дихотомия понятий «центр-периферия», «столица-провинция», порождали и некоторый дуализм в научных исследованиях, подчеркивающих определенный водораздел в культурной жизни страны. Долгие годы считалось, что провинция слепо копировала все культурные достижения столиц и ничего особенного, значительного в ее культурной жизни не было. Однако в провинции тоже работали талантливые режиссеры, актёры, антрепренёры, шли поиски новых форм, средств, способов интерпретации «театрального языка».
Театральное искусство эпохи конца XIX — начала ХХ века характеризовалось, с одной стороны, идейным расколом, брожением, появлением реакционно-охранительных тенденций, а с другой стороны, в тот период возрастает роль развлекательного искусства, его коммерциализация. В первое десятилетие ХХ века Россия вступила в эпоху драматичной и напряжённой общественно-политической и духовной жизни. Суть эпохи заключалась в усиливавшейся поляризации, противоборстве нараставшей непримиримости духовных и социальных сил внутри страны.
Большинство актёров русских театров — и столичных, и провинциальных, предпочитало именно классическую драматургию, воспитывающую зрителя, повышающую актерское мастерство. Именно эти причины определили поступательное развитие русского драматического театрального искусства, его высокий подъем в эпоху серебряного века, а также дальнейшее творческое развитие в советскую и постсоветскую эпохи. Стремление вывести театр за пределы искусства, сделать его школой, храмом, трибуной, было важнейшей особенностью художественных концепций серебряного века, прежде всего реалистического направления — К. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко. В модернистских, символистских концепциях деятелей театрального авангарда, в частности Н. Евреинова, В. Мейерхольда формируются идеи тотальной «театрализации жизни», «драматургии панпсихизма». Идеи театрализации, актуализация игровых концептов в жизнедеятельности социума постепенно начинали стирать грань между явлениями искусства и реальной жизнью, вовлекая все большее количество людей в коммуникативные игры между сценой и зрителем.
Первый театр в Ростове-на Дону был открыт в 1825 г. Он располагался во дворе Дворянского собрания, в деревянном флигеле. О его открытии сообщал известный донской историк В.Д. Сухоруков — современник и друг А.С. Пушкина. Наряду с императорскими театрами это был единственный в России театр, имевший государственный статус и состоявший на содержании Всевеликого войска Донского.
В 30-е гг. XIX в. с большим успехом прошли гастроли труппы обрусевшего немца Ивана Фёдоровича Штейна, в составе которой выступал Михаил Семёнович Щепкин.
Среди зрителей театра бывали Пушкин, Лермонтов, Пущин.
В областном архиве Ростовской области хранится документ, свидетельствующий о популярности первого на Дону храма Мельпомены: «Значительная часть артистов, подвизающихся теперь на столичных и лучших провинциальных сценах государства, начинали свою артистическую деятельность в Новочеркасске, и нам приходилось, уже впоследствии, слышать от них, что не только новочеркасская интеллигенция, но и большинство массы верно отличали сценическую ложь от правды и клали, на исполнение артистами ролей, приговоры, отмеченные чуткостью и правдивостью.
Нельзя не признать, что ассигнованная правительством для целей гражданственности края копейка не пропала даром: она воспитала вкус, она смягчила сердце новочеркасского зрителя; она содержит школу, в которой исправляются нравы как у старых, так и у малых. Эта копейка одна из тех немногих, которые послужили крепким фундаментом цивилизации местности, столь долго косневшей среди некрасивой обстановки полувоенной, полугражданской жизни».
История развития музыкально-театрального, хореографического искусства на Воронежской земле начинается со времени правления (1787 г.) наместника генерал-поручика Василия Алексеевича Черткова. «Театр в Воронеже той поры может служить примером подлинного энтузиазма, даже подвижничества поборников культуры и просвещения. Состав труппы, репертуар — все свидетельствовало о стремлении не отстать от общего уровня русского искусства». По свидетельству Е. А. Болховитинова, труппа была любительской, а профессиональными актерами в ней были единицы. Отсутствие профессиональных артистов компенсировалась выступлениями гастрольных балетных трупп столичных императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга.
В Воронеже первые небольшие балетные труппы появились в начале XIX в. при местном театре. Они участвовали в драматических и музыкальных постановках (водевилях, комических операх, «живых картинах», дивертисментах). Материалы архивов и газеты дают представление об участии артистов Большого и Мариинского театров в музыкальной и театральной жизни Воронежа. Среди них балерины: Е. И. Андреянова, Е. В. Гельцер, Н. В. Кирсанова, В. В. Кригер, М. П. Кондаурова, М. Ф. Нижинская, О. Н. Николаева, М. М. Пети-па, Е. А. Смирнова, Т. П. Смирнова-Невахович и др.; танцовщики: К. Ф. Богданов, И. А. Ермолов, Л. А. Жуков, Д. И. Кузнецов, А. М. Мессерер, М. Ф. Моисеев, А. А. Облаков, В. В. Смольцев, В. Д. Тихомиров и др.
Во второй половине XIX в., после того как построенные железнодорожные магистрали связали Воронеж с Москвой и Петербургом, гастроли приезжих столичных балетных трупп в провинции стали более регулярными. Культурный подъем тех лет стимулировал появление в уездных городах губернии театральных помещений для организации театрально-музыкальных зрелищ. Это стало возможным благодаря покровительству губернского и городского начальства и богатых меценатов. В 1878 г. купец Н. В. Васильев построил в Воронеже летний театр «Эрмитаж» в модном русском стиле. Купец В. А. Косырев в 1884 г. отремонтировал Зимний театр. На подмостках этих театров постоянно появлялись звезды русской сцены — и столичной, и провинциальной. Они сыграли огромную роль в формировании первых театральных трупп в Воронеже. Дирекция театров заключала с гастрольными труппами временные контракты и договоры аренды театров. Во время гастролей при содействии драматических и оперных артистов городской Зимний театр и «Эрмитаж» осуществляли постановку танцев в драматических и оперных спектаклях.
В феврале 1851 г. в городском Зимнем театре был поставлен балет «Дева Дуная» (А. Адан, Ф. Тальони). Газета «Воронежские губернские ведомости» (далее — газета) отмечала, что «всё в этом балете — музыка, танцы, костюмы и декорации — было приготовлено в Воронеже собственными нашими воронежскими артистами, господами Шваном и Шумиловым». Либретто перевел с французского танцовщик, балетмейстер и актер И. Шван. Балет имел большой успех у воронежской публики. В декабре 1852 г. на страницах газеты постоянно появлялась информация о гастролях «артистов балета Мариинского театра Т. П. Смирновой-Невахович и К. Ф. Богданова, продолжавшихся до января 1853 г. и проходивших с шумным успехом». Они солировали в балете «Дева Дуная» (А. Адан, Ф. Тальони), «Катарина, дочь разбойника» (Ц. Пуни, Ж. Перро), «Морской разбойник» (А. Адан, Ф. Тальони) и представили сцены из балетов «Наяда и рыбак» (Ц. Пуни, Ж. Перро), «Пахита (Э. Дельдевез, М. Петипа). В спектаклях участвовали и артисты воронежской труппы. Для них гастроли столичных артистов были хорошей школой профессионального мастерства.
Особый интерес в октябре 1854 г. у воронежской публики вызвали гастроли балетной труппы молодых актёров (около 20 человек) под руководством выпускницы Петербургского театрального училища, солистки Мариинского театра Елены Ивановны Андреяновой. Во время гастролей на сцене городского зимнего театра были исполнены партии в балетах: «Своенравная жена» (А. Адан, Ж. Перро), «Пахита» (Э. Дельдевез, М. М. Петипа), «Крестьянская свадьба» (К. Курпиньский, Ю. Дамске) и др. Газета сообщала: «22 октября петербургским танцовщиком Васильевым был поставлен трехактный балет «Эсмеральда» (Ц. Пуни) с участием Е. Андреяновой, Г. Васильева и московского танцовщика и. Ермолова, а четвертого ноября для бенефиса Васильева Андреянова поставила собственный балет «Бахчисарайский фонтан» на сюжет одноименной поэмы Пушкина и «Венецианскую ночь во время карнавала» с костюмами и декорациями воронежца Шумилова. Восьмого и девятого ноября труппа Е. И. Андреяновой давала представления для кадетов, гимназистов и учащихся благородных пансионов». В. М. Красовская отмечает, что «Выступлениям её труппы сопутствовал неизменный успех. Свой последний спектакль она дала в Воронеже 14 ноября 1855 г. Здесь закончился её артистический путь».
В 1873 г. воронежская публика встречала Мариуса Мариусовича Петипа, который появился для участия в бенефисе актрисы Зориной, а «в 1875 году он привез в Воронеж труппу, показавшую серьёзный репертуар («Гамлет», «Отелло», «Венецианский купец» В. Шекспира и др.). Оркестром руководил дирижер Александринского театра (СПб) В. А. Михалек». Летом 1883 г. в Воронеже гастролировала Мария Мариусовна Петипа с труппой Варшавского балета. Вместе с гостями в постановках была задействована и местная балетная труппа под руководством И. Швана в составе 10-15 человек. В рецензиях И. Дацкова и В. Кузина на гастроли столичных артистов отмечалась их заслуга в популяризации хореографического искусства в театрах Воронежского края, возможность для местных балетных трупп выступать вместе с ведущими солистами столичных театров и приобретать сценический опыт под их руководством. Многие артисты столичных театров оставались в Воронеже и способствовали профессиональному росту местных балерин и танцовщиков, формированию репертуара, ориентированного на столичные балетные спектакли. Анализ газетных рецензий показывает, что балетная труппа Воронежского Зимнего театра к началу XX в. приобрела высокий художественный уровень и стремилась к сохранению традиций школы классического танца.
Преобразование театрального и музыкально-хореографического искусства Воронежского края в первые годы Советской власти осуществлялось с учетом задач «пролетарской» культуры. Театр занимал важное место в планах построения новой жизни. 26 декабря 1917 г. при Воронежском губернском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был создан культурно-просветительный отдел в составе трех секций: редакционной, агитационно-пропагандистской, театральной. Заведовал театральной секцией Г. С. Малюченко. В январе 1918 г. было решено создать народно-театральную студию нового типа, которая была бы «центром движения за новый театр, за нового актера и за реорганизацию театрального любительства среди рабочих и крестьян» . С этой целью 20 февраля 1918 г. в Воронеже была открыта первая «Народная высшая театральная школа» с тремя отделениями: драматическим, режиссерско-инструкторским и оперным.
Плодотворная учебная и творческая деятельность в театральной школе предопределила и сделала возможным осенью 1918 г. открытие в городе театрального сезона. В газете «Воронежский Красный листок» сообщалось: «Большой советский театр» (бывший Зимний театр) и «Малый советский театр» (бывший «Эрмитаж») открылись 25 октября, а новый «Свободный театр» (оперно-балетный) открылся 22 ноября. Руководителем и режиссером Свободного театра стал драматург Д. Г. Гутман. Музыкальным руководителем и дирижером театра был И. Гютель. Пост главного консультанта и заведующего музыкальной частью театра занял композитор, дирижер московской консерватории С. Н. Василенко. Для развития творческой деятельности театра были приглашены балетмейстеры из Москвы и Петрограда М. Г. Дысковский и М. Ф. Моисеев. С начала 1918 г. администрация воронежского Свободного театра заключает договоры на сотрудничество с большой группой артистов балета Москвы и Петрограда. Одновременно формируется и укрепляется количественный и качественный состав оркестра театра. В своих воспоминаниях Г. С. Малюченко отмечает, что для театра было приглашено «около ста оркестрантов симфонического оркестра и около ста пятидесяти драматических, оперных и балетных артистов». Xор и весь кордебалет были сформированы целиком из участников оперно-балетной студии Воронежской высшей театральной школы-мастерской. Преподавателями студии были: М. Г. Дысковский, М. Ф. Моисеев, Н. В. Кирсанова, М. Ф. Нижинская.
Дысковский был постановщиком танцев на открытии Свободного театра в представлении «Русь», которое с успехом прошло в ноябре 1918 г. Музыку к оперно-балетно-драматической постановке «Русь» написал С. Н. Василенко. Она была посвящена истории развития театра в России с языческих времен. В рецензии на спектакль отмечалось: «Картины всех актов ярко говорят нам, какую удивительную эволюцию пережило русское театральное искусство от первых зарождающихся плясок и песен при жертвоприношении до несокрушимых русских «бабьих плясок».
За период работы с 1918 по 1919 гг. Дысковский осуществил постановки танцев в операх: «Князь Игорь» А. Бородина, «Русалка» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусорского, «Травиата» Дж. Верди. М. Ф. Моисеев поставил балет Л. Делиба «Коппелия» совместно с Дысковским, который был представлен воронежской публике 14 декабря 1918 г. Артисты балета, как местные, так и приглашенные, осенью 1919 г. участвовали в музыкальных и драматических представлениях на сцене Большого Советского театра (ныне — драматический театр им. А. Кольцова). 5 ноября 1919 г. зимний сезон в Свободном театре открылся представлениями оперы «Евгений Онегин» и дивертисментами балетных артистов Москвы и Петрограда. 15-17 января 1919 г. в театре с успехом прошла постановка Дысковского «Эскизы хореографии». Активное участие в ней принимали Н. Кирсанова, М. Нижинская, И. Бойко, Ю. Барто, А. Фролова, Е. Аллан, Л. Боровская.
Осенью 1919 г. Воронеж стал прифронтовым городом. Политотдел Совета обороны организует и проводит в Большом Советском театре, а также в красноармейских клубах и воинских частях мобилизационные митинги — спектакли, митинги-концерты. Когда фронт вплотную подошёл к Воронежу, большая часть творческого коллектива была вынуждена покинуть город с отступающими отрядами красных, вернуться в Москву, Петроград и другие города страны. 1 октября 1919 г. город заняли белогвардейцы армейского корпуса генерала А. Г. Шкуро, а 19 октября они перешли в наступление, но потерпели поражение. Вынужденный бежать из Воронежа, Шкуро насильно под конвоем увёз с собой кордебалет и часть не успевших покинуть город солистов балетной труппы. После этих и подобных событий в других городах столичные артисты перестали ездить на гастроли в провинцию. Ситуация изменилась после Всероссийского съезда работников искусств, состоявшегося в мае 1919 г. в Москве. На съезде было решено создать Всероссийский профессиональный союз работников искусств (Всерабис). В этот период Союз встал на защиту артистов, и активно влиял на их деятельность.
После разгрома белогвардейцев 24 октября 1919 г. Воронеж был освобождён. В городе началось активное восстановление театров города, накануне надвигающейся зимы, в условиях холода, голода, эпидемии тифа. В первую очередь встал вопрос о восполнении разграбленного театрального хозяйства и наборе театральной труппы для старых и новых постановок: «Риголетто», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Демон», «Кармен», «Фауст», балетов «Коппелия», «Лебединое озеро». Костюмы и необходимую бутафорию Свободный театр получил по договору с театрами Москвы и Петрограда. Заново были сформированы оркестр, хор, кордебалет. В связи с отъездом М. Моисеева и М. Дысковского из города на должность главного балетмейстера приглашается Константин Алексеевич Трунов, которому и поручается дальнейший подбор нужных театру балетной труппы. Избежавшие плена артисты балета Ю. Барто, А. Фролова, Е. Аллан активно включились в работу по воссозданию в городе оперно-балетной труппы. В восстановлении театра активно помогали: П. И. Лучкин (заведующий хоровой подсекцией Губернского отдела народного образования (Губоно)), Н. В. Некрасов — секретарь подотдела искусств и Г. С. Малюченко — заведующий губернской театральной секцией.
Театральная жизнь Воронежа 1919-1920 гг. свидетельствует о расцвете нового, Большого Советского театра (бывшего Зимнего театра). На страницах журнала «Вестник театра» в хронике театральной жизни Воронежской губернии сообщалось, что «В Воронеже при Большом Советском театре функционирует труппа балета чуть ли не в 50 человек при двух балетмейстерах и одном смотрителе балета, огромная оперная группа при семи сопрано, оркестра и пятьдесят шесть человек, при трех дирижерах и еще некоторые артисты для оперетты». Газета «Воронежская коммуна» писала об активном участии режиссера Петроградской оперетты «Палас-театр» Зеленина и столичных артистов музыкальных театров в развитии оперного и балетного искусства Воронежа. В День актера в Воронеже 7 августа 1920 г. прошли спектакли в помощь развития театров города и «социального обеспечения работников искусств, сошедших по тем или иным причинам со сцены». Совместные усилия артистов Москвы, Петрограда и местной оперно-балетной труппы позволили открыть Свободный театр спектаклем «Севильский цирюльник». Билеты на спектакль были разосланы воинским частям и рабочим организациям. Вскоре на афише театра вновь появляются «Евгений Онегин», «Демон», «Риголетто», «Травиата», другие русские и зарубежные классические оперы. Наибольшие удачи оперной труппы Свободного театра связываются с именем А. Г. Ридаля —-яркой личности в театральной жизни Центрального Черноземья начала 20-х годов XX в. В отзывах прессы и в многочисленных рецензиях давалась высокая оценка воронежских постановок «Руси», «Коппелии», «Лебединого озера», «Кармен» и «Фауста». Их относили к крупным художественным явлениям не только периферийного, но и всего российского советского музыкального театра первых послеоктябрьских лет.
В конце июня 1921 г. в Воронеже начались длительные гастроли артистов ГАТОБа , бывшего Мариинского театра. В представлениях участвовали и местные артистические силы. В составе большой группы артистов во главе с Кириллом Агренёвым-Славянским в Воронеж прибыли выпускники Петербургского театрального училища Лидия Соболева и Павел Петров. Гастроли открылись 19 июня в здании Большого Советского театра исполнением для делегатов 9-го Губернского съезда Советов оперы «Русалка» А. Даргомыжского. В опере были и танцевальные эпизоды: хороводные и свадебные песни и пляски, танец русалок. Для гастролёров Воронеж оказался удобен тем, что здесь многие классические оперные спектакли уже были поставлены. Кроме оперных спектаклей артисты участвовали в концертах и музыкальных вечерах.
Событием музыкальной жизни Воронежа оказалась постановка оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» с участием в главной роли солиста театра Вячеслава Селяха. «Воронежская коммуна» писала: «В музыкальной жизни Воронежа произошло выдающееся событие. В театре 4-го августа была поставлена опера «Борис Годунов» Такую постановку можно было видеть только в столичных театрах. Воронежской публике был показан и знаменитый польский бал, где исполняются характерные танцы». В помещении театра «Ампир» в 1921 г. был открыт показательный театр «Подива» (политотдела 10 дивизии), где кроме драматических спектаклей шли и оперные. В этих спектаклях и концертах участвовали артисты из Петрограда (О. В. Левашева, С. А. Горный, С. В. Лебедев, А. Г. Асикова, В. И. Басов и др.). Они также способствовали развитию хореодрамы в театрах Воронежа, локомотивом продвижения которой был факультет Воронежской театрально-балетной студии и его руководитель К. А. Трунов.
В период 20-30-х гг. ХХ в. интерес к балету в воронежских театрах удовлетворялся лишь за счёт гастролей, в основном из столичных театров. С лета 1920 г. активно развивалось хореодраматическое направление. Его активными участниками были студенты хореодраматического факультета Воронежской театральной студии. В 1921-1922 гг. на сцене Воронежского театра были поставлены балеты «Эрос» и «Психея» на музыку Шопена, танцы из оперы «Русалка», «Вальпургиева ночь». В апреле 1925 г. в Воронеже выступали Маргарита Кандаурова и Виктор Смольцов при участии квартета им. Страдивариуса. Они исполнили программу из лучших балетных и музыкальных номеров. В помещении Большого Советского театра в празднике «Вечер балета» участвовал Василий Тихомиров. В отчетах инспектора зрелищ Воронежского Губернского отдела литературы и издательств (Гублита) за летний (июнь и август) период отмечаются гастроли, проходившие в художественном театре сада «Эрмитаж» с участием М. Рейзен, Л. Жукова, М. Баскаковой, Л. Соболевой. В августе и сентябре воронежский зритель наслаждался выступлениями Ленинградских трупп Адельгейма и «Кривое Зеркало». В ноябре прошли гастроли Викторины Кригер и Асафа Мессерера. Одним из плодотворных результатов выступления артистов столичных театров в Воронеже стало создание профессиональной балетной труппы для Большого Советского театра и филармонии.
14 декабря 1927 г. в Большом Советском театре состоялось торжественное открытие научно-художественного общества Воронежской филармонии. Филармония развивалась по двум направлениям: популяризации классической музыки и открытия в губернии сети музыкальных и хореографических школ. При филармонии был создан Воронежский симфонический оркестр, который давал возможность солистам ГАТОБа с привлечением местных артистов исполнять классические балетные постановки. В июле 1928 г. с краткосрочными гастролями прибыли солисты Большого театра Н. Вдовина и М. Карпенко. Они выступали с программами на авторских вечерах композиторов: Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, И. О. Дунаевского, Д. Б. Кабалевского, С. С. Прокофьева, Т. Н. Хренникова, Д. Д. Шостаковича).
Таким образом, в музыкально-театральной жизни Воронежского края с 1918 по 1930-е гг. происходили важные события: рождение Свободного театра; творческая деятельность оперно-балетных трупп; гастрольные выступления оперных и балетных артистов. С конца XIX — начала XX вв. в городе действовали три стационарных театра: Большой Советский театр, Малый Советский театр, Свободный театр и несколько театральных площадок: городского летнего сада «Эрмитаж», в саду общественного собрания, Семейного собрания, в Народном доме. На этих площадках гастрольные спектакли продолжались с мая до Великого поста. Во время гастролей организовывались курсы повышения квалификации работников воронежских театров [46, л. 17], оказывалась помощь в организации передвижных театральных коллективов Острогожского, Павловского, Бобровского и др. районов.
В начале 1930-х г. в Воронеже появилась передвижная труппа оперетты, состоявшая из профессиональных артистов Москвы и Ленинграда. Руководил ею талантливый актёр, режиссёр и организатор Лазарь Аркадьевич Лазарев. Он был инициатором создания Воронежского театра музыкальной комедии, открывшегося в августе 1931 г. Становлению театра содействовали солисты балетных театров Москвы и Петрограда (Ленинграда).
Воронежские театры и сегодня продолжают поддерживать тесные творческие связи с балетными труппами столичных театров. Формы этих связей многообразны: занятия воронежских артистов в классах выдающихся педагогов, выступления на различных российских сценах, выезды балетмейстеров из Москвы и Петербурга в Воронеж для новых постановок.
Источники:
- Паничева А.К. Вклад столичных артистов в развитие музыкально-театрального искусства Воронежа. См. на КиберЛенинка.
- Суркова Л.А. Театральный этюд. См. на КиберЛенинка.
- Щукина Е.Л. Театральная жизнь российской провинции Серебряного века. См. на КиберЛенинка.