Пандемия коронавируса, охватившая Воронеж и Воронежскую область в 2020-2021 гг., стала не только тяжёлым испытанием для населения, системы здравоохранения, государственного и муниципального управления, но и мощным стимулом для развития электронной коммерции. Воронежцы, опасавшиеся заразиться ковидом в людных местах, магазинах, на рынках, аптеках и других местах скопления людей, стали в значительно большей мере использовать виртуальную торговлю, цифровые платёжные системы, службы доставки, а также сервисы дистанционного образования, смартфоны и носимые гаджеты. От таких качественных преобразований сразу стали выигрывать провайдеры, сотовые операторы, игроки финансового и денежного рынка.

Таким образом, коронакризис стал активнейшим мотиватором для перехода к новой экономике в Воронеже и области, придал ускорение зародившейся в 2010-х годах массовой интернет-торговли.

2010-е годы мы берём как условную дату, поскольку и до неё применялись онлайн-покупки по выбранным на сайтах ритейлеров товары и услуги. Однако тогда это не носило массового характера, а электронная коммерция мало влияла на физическую торговлю в гипермаркетах, на продажи на продовольственных и товарных рынков, на банковское и финансовое обслуживание клиентов из числа городского и сельского населения.

Трансформацию воронежского рынка интернет-торговли удобно показать в виде нескольких скоротечных этапов, которые сменяли друг друга буквально за два-три года:

  • на первом этапе (в середине 2010-х гг.) воронежцы активно осваивали скоростной интернет на мобильных гаджетах и домашних компьютерах. Заказы на российские и зарубежные товары делались через специализированные сайты и выполнялись через отделения Почты России;
  • на втором этапе (в 2015-2018 гг.) рынок электронной коммерции Воронежа и области столкнулся с быстрым ростом числа пользователей из разных возрастных категорий. Воронежцы — от школьников до пенсионеров — стали всё активнее пользоваться смартфонами, специализированными интернет-приложениями, скачивать музыку, книги, расплачиваться за купленные продукты банковскими картами. Уже на этом этапе офлайновые магазины одежды, обуви, продуктов питания стали сталкиваться с нарастающей конкуренцией со стороны интернет-продавцов, которые предлагали более низкие цены;
  • на третьем этапе (активного наступления пандемии коронавируса и массовых локдаунов) интернет-продажи товаров, услуг и сервисов образования расширились лавинообразно. Появились явные лидеры в системах доставки и заказов товаров, которые стали открывать по всему Воронежу и области пункты выдачи заказанных товаров. Заветные точки компании Wildberries появлялись в шаговой доступности от мест проживания покупателей;
  • на четвёртом этапе, наступившим в постковидный период (начиная с 2022 года) интернет-коммерция в Воронеже и области стала качественно перерастать в отрасль новой (инновационной) экономики, которая не только стала создавать рабочие места в высокотехнологичном секторе, но и преобразовывать сектор розничной торговли в целом. Теперь мы всё чаще слышим из СМИ и аналитических обзоров о трудностях воронежских (да и российских) торговых центров, которые испытывают значительные трудности не только из-за ухода иностранных арендаторов, но и из-за падающих прибылей игроков офлайновой торговли. По прогнозам на 2023-2024 гг., около 15% торговых центров в Воронеже могут быть закрыты из-за потери рентабельности и серьёзного снижения доходности.

Говоря о электронной коммерции, стоит упомянуть и о различных видеохостингах (Ютубе, Рутубе и др.), на которых различные блогеры и пользователи выкладывают руководства по ремонту и устранению дефектов своими руками от автомобилей до холодильников и ноутбуков. Теперь воронежцы реже обращаются с мелкими заказами к мастерам, лишая их тем самым существенной части заработка.

Социальные сети и воронежские сайты предприятий Воронежа также претерпели существенные изменения. Почти все местные производители теперь имеют помимо традиционных каналов поставки ещё и цифровую форму, которая также меняет структуру управления бизнесом, систему ценообразования, рекламы, продвижения торговых марок, работы с претензиями клиентов.

Воронежстат не ведёт специализированного учёта по темпам роста высокотехнологичных продуктов, рынка онлайн-продаж всеми участниками — начиная от самозанятых и заканчивая крупными предприятиями города и области. По нашему мнению, интернет-торговля в последующие три года удвоится в своих объёмах (измеренного в рублях). Количество самозанятых воронежцев вырастет за это время с нынешних 65 тысяч до 100-110 тысяч. Благодаря интернет-торговле существенно возрастёт объём торговли с иногородним потребителями и покупателями из ближнего и дальнего зарубежья.

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *