Швейный бизнес столицы Черноземья имеет за плечами длительный период развития, уходя корнями в те времена, когда ткани делались в домашних условиях, во многих крестьянских семьях были прялки, а грубую парусиновую ткань и сукно делали на мануфактурах. Село Парусное Новоусманского района получило своё название из-за полотняной фабрики, которая была основана в 1700 году. Привычный нам всем музей «Арсенал» на Манежной улице Воронежа — не что иное, как цех суконной фабрики, начавшей свою работу в 1778 году. Было и множество других суконных производств (см. подробнее: Суконный бизнес Воронежа в 18-19 вв.).
Давние традиции в Воронежском крае имеет не только домоткачество и производство сукна, но и конструирование народных костюмов, различные рукоделия, вышивка и кружевоплетение, которое было в дореформенный период одним из самых распространённых видов кустарных промыслов Южного Черноземья. В 17 губерниях насчитывалось тогда около 100 тысяч мастериц, из которых практически половина регистрировались в Елецком уезде Орловской губернии. Основным пунктом развития был г. Елец и близлежащие сёла. Здесь на рубеже XIX-XX вв. прослеживалась тенденция, связанная с ростом числа кружевниц. Так, в 1886 году в Елецком уезде было зарегистрировано 11 604 человек, занятых в данном промысле. А в 1910 году уже насчитывалось 28 200 кружевниц. Подобная ситуация наблюдалась и в Воронежской губернии, где в 1880 году насчитывалось всего 27 кружевниц, а к 1912 году уже около 1000 женщин среди местного населения занимались кружевоплетением.
Абсолютное большинство женщин в Воронежском крае умело управляться с иголками и нитками, шить, штопать, придумывать новые фасоны одежды, добавлять в вышивку, орнамент, вязание, кружевоплетение символические элементы, обереги. В платьях и костюмах крестьян Воронежской губернии отражалось большое количество смысловой и символьной информации.
В этой связи хотелось бы отметить и узорное ковроткачество Воронежской области, главным центром которого было село Елань-Колено Новохопёрского района. В тканых изделиях находили своё отражение общие для различных видов воронежского народного искусства черты. Особенно славились елань-коленовские «невестины» коврики, их ткали себе в приданое девушки на выданье и сшивали вместе, что олицетворяло соединяющуюся пару. «Невестины» коврики имели чёрный фон и квадраты с лучами малинового, розового и красного цветов, стилизованные цветы и колосья – преимущественно зелёного цвета.
Производство тканых ковров осуществлялось в селе Елань-Колено на базе организованной в 1932 году промыслово-кооперативной артели «Путь к коммунизму» и ковровой фабрике в её составе, которая была выделена позже в отдельное производство. В первые годы своей производственной деятельности фабрика выпускала ковры ручной выработки, которые экспортировались за рубеж. После 1990-х годов спрос на продукцию фабрики упал, многократно усилилась конкуренция со стороны иностранных производителей. В 2008 году, как указывает Воронежский областной центр народного творчества, ковровая фабрика прекратила свою деятельность.
Но вернёмся к работе воронежских швейников. Поговорим о более позднем развитии швейного и связанного с ним бизнеса, поскольку на текущую дату исполняется ровно 30 лет со дня знаменательного события: 14 сентября 1989 года газета «Молодой коммунар» сообщила, что Воронежский Дом моделей начал запись в первую в стране детскую группу манекенщиков. Эта дата служит определённой вехой в развитии модельного и швейного бизнеса Воронежского края, поскольку стала апогеем развития фэшн-индустрии столицы Черноземья ХХ века.
Сразу отметим тот непреложный факт, что детская группа манекенщиков так и не начала свою работу, фальстартом стал 1989 год и для Дома моделей, который вскоре освободил новое помещение, передав его более платёжеспособным организациям – в частности, торговой компании «РЕТ», осуществляющей торговлю компьютерами и оргтехникой.
При запуске Дома моделей планировалось увязать в единый промышленно-выставочный комплекс швейные фабрики, центры разработки новых моделей одежды, пункты изучения потребительского спроса, а также ряд специализированных магазинов модной одежды. Схема работы выстраивалась логично и продуманно – в выставочном зале Дома моделей проводились трейд-шоу и выявлялся спрос на те или иные виды одежды; далее заказы поступали на швейные и фурнитурные предприятия, где отшивались необходимые объёмы из востребованных тканей. Через систему фирменных магазинов воронежская одежда реализовывалась населению и предприятиям (спецодежда, корпоративная форма и аксессуары).
За всеми этими масштабными проектами чувствовался большой и глубокий замысел дальновидных людей, работавших на будущую перспективу. Ещё в 1959 году в Воронеже планировалась постройка и пуск большого швейного производства на Левом берегу. Но тогда планы были скорректированы и вместо швейного комплекса был построен завод полупроводниковых приборов с примыкавшем к нему НИИ электроники. Тема формирования многоотраслевого швейного производства была на время отодвинута.
Напомним, что даже в суровые советские времена, когда практически всякий бизнес был под запретом (за исключением производства и продажи продуктов питания, зубопротезирования, рыболовства, сбора грибов и ягод), частный швейный бизнес процветал. На дому работали модистки, модельеры и портные, отшивая (и перешивая) на заказ костюмы, платья, брюки, блузки, пальто для всех категорий потребителей – стандартных и нестандартных размеров, для детей и взрослых, для сцены и утренников. Надомные швеи и портные очень ценились, поскольку зачастую совмещали в одном лице экспертов по моде и дизайну, по качеству тканей и фурнитуры, давали советы как стилисты. И, конечно, были незаменимы в том смысле, что в обычных розничных магазинах советского периода был вечный дефицит модной одежды подходящего размера и расцветки. Поэтому многие шили сами, доставая и передавая друг другу выкройки, которые тогда печатали в женских журналах.
Но вернёмся к массовому швейному производству. В 1963 году было образовано производственное объединение «Работница» на базе существующих производств – государственной швейной фабрики № 2, специализировавшейся на пошиве платьев (головное предприятие); Госшвейфабрики, специализировавшейся на пошиве пальто и фабрики № 6, отшивавшей мужские костюмы. В состав ПО «Работница» также вошла фабрика головных уборов – филиал № 1 в г. Воронеже; и Острогожская швейная фабрика – филиал № 2, специализирующаяся по пошиву детских изделий: школьной формы, детских брюк.
Под эгидой производственного объединения швейникам, конструкторам одежды, дизайнерам легче было работать, взаимодействовать с торговлей, совершенствовать технологии, закупать новое оборудование, работать с иностранными партнёрами.
Особенно хорошими перспективы казались воронежским швейникам в период горбачёвской перестройки – т. е. во второй половине 1980-х годов. У людей тогда были деньги, которые в условиях товарного дефицита не так просто было потратить, поскольку ассортимент на полках устраивал далеко не всех. Даже обычные джинсы приходилось покупать на вещевых рынках, выкладывая за них 1-2 месячных зарплаты. А швейники только разводили руками, поскольку красить ткани непрочным красителем запрещал ГОСТ. А нелиняющие джинсы (которые ещё называли техасами), особым спросом не пользовались.
Но воронежские швейники и конструкторы одежды не унывали. 18 ноября 1983 года, в Воронеже был открыт Дом моделей – невиданная по тем временам инновация в сфере модного бизнеса и дизайнерско-швейного производства. Дом моделей был построен почти напротив универмага «Россия», на месте которого сейчас располагается ТЦ «Галерея Чижова». В городе стали появляться специализированные магазины модной одежды. Спрос на новую продукцию был хороший. Казалось, вот она, профессиональная удача!
Но нет, проблемные времена надвигались неотвратимо. В один большой клубок смешалось всё – колоссальная инфляция 1992 и 1993 гг. (2500 и 750% годовых соответственно), разрыв производственных связей, ваучерная приватизация, открытие границ для массового ввоза готовой одежды из Китая и других стран, обнищание населения.
Во второй половине 1990-х годов бизнес воронежских швейников стал испытывать огромные трудности. Сбыт изделий падал, начались задержки выплат зарплат, сокращение персонала. Дом моделей пришлось сдавать в аренду торговым предприятиям, не имевшим отношения к фэшн-индустрии, та же участь постигла и здание «Работницы», которое взял в аренду Сбербанк и другие юрлица. Швейная отрасль Воронежа стала переструктурироваться.
Генеральным директором акционерного общества Торгово-промышленного объединения стал в начале 1990-х годов Станислав Яковлевич Шестаков, защитивший в 1991 году кандидатскую диссертацию по теме «Разработка и исследование методов оптимизации производственного цикла подготовки швейного производства». В 1994 году С.Я. Шестаков баллотировался в Областную думу (см. листовку ниже).
Надо сказать, что воронежская «Работница» всё-таки смогла сохраниться, хотя и вышла из кризиса сильно потрёпанной. Но, как известно, за одного битого двух небитых дают. И если в 1990-е и 2000-е годы воронежские швейники так и не смогли до конца преодолеть предвзятое отношение самих воронежцев к местной продукции (всем тогда нужны были зарубежные торговые марки – те же сложности испытывали отечественные автомобилестроители, производители косметики, парфюмерии, бытовой электроники), то теперь с маркетингом и продвижением имиджа дело обстоит гораздо лучше.
Нельзя оставить в стороне и тему упрочения в XXI веке частного воронежского швейного и дизайнерского бизнеса. Несмотря на все трудности (например, нынешнее изобилие швейных изделий в магазинах, доступность практически любых моделей через Интернет-торговлю и т. д.), многие воронежские игроки успешно занимают свои ниши, создают собственные брэнды и коллекции модной одежды.