Суть рассматриваемого метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая не в состоянии по состоянию здоровья иметь детей.

Первый случай суррогатного материнства был зарегистрирован в 1985 году в Америке. Пожилая женщина выносила ребенка своей дочери, так как у последней была неоперабельная непроходимость труб. А в России первый ребенок появился в 1991 году в Харькове, под наблюдением профессора Грищенко В.И. и Дахно Ф.В. Там мама родила ребенка собственной дочке с врожденным отсутствием матки.

Юридические аспекты этого метода воспроизводства определены российским законодательством. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, во-первых, суррогатное материнство в РФ разрешено, а во-вторых, право определять судьбу ребенка предоставлено суррогатной матери. Согласно ст.51 ч.4: «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой» женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной материй)… Супруги, давшие согласие  на  имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений  ссылаться на эти обстоятельства» (ч.З. ст.52)

Женщина — суррогатная мать — должна быть не старше 35 лет и абсолютно здорова. Но это не все. У суррогатной матери непременно должна быть семья: муж и не менее двух детей. А вызвано данное требование тем, что может быть, одной из основных и не менее двух детей.

Франция.  Суррогатное материнство во Франции противозаконно,

«…  и Верховный апелляционный    суд    (Сour de Cassation)    постановил,    что    оно    противоречит законодательству   об   усыновлении   и нарушает   положение о не   отчуждаемости человеческого тела».

Германия. «Преступлением  считается   любая   попытка   «осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион». Наказание несет врач, но не несут предполагаемые родители или суррогатная мать.

Представляется, что закон хотя и не лишает супругов (одинокую женщину) права оспаривать решение суррогатной матери (отказ записать их родителями ребенка), однако не предоставляет им реального основания для «спаривания». В соответствие с ч.4 п.З ст. 52. СК РФ после совершения записи об отцовстве, супруги не вправе при оспаривании материнства и отцовства ссылаться на наличие своего согласия на имплантацию эмбриона суррогатной матери и ее согласия выносить эмбрион. По смыслу закона получается, что супруги при оспаривании материнства суррогатной матери могут ссылаться на иные обстоятельства, подтверждающие их родительские права. Однако никаких иных оснований, кроме обоюдного согласия на использование суррогатной матери, оспаривать материнство суррогатной матери в свою пользу у них просто нет. Суррогатная мать является женщиной, родившей ребенка, и в соответствии с ч.З ст. 51 СК РФ записывается его матерью.

Закон, на первый взгляд, допускает возможность оспаривания материнства суррогатной матери до момента совершения записи в книге рождения (в том числе и со ссылкой на наличие согласия на имплантацию эмбриона). Однако до момента записи в книги рождения предмета спора еще не существует, поскольку юридически матерью еще никто не записан.

Если суррогатная мать не дает согласия на запись супругов родителями и сама отказывается быть записанной матерью, то органы загса обязаны записать ее матерью.

Таким образом, следует констатировать, что, предоставляя право решать вопрос о судьбе ребенка только суррогатной матери, закон потенциально создает возможность для возникновения множества проблем как правового, так и морального плана. Нельзя не согласиться с авторами, предостерегающими от предоставления суррогатной матери права решать судьбу ребенка. Еще несколько лет назад Я.Дргонец и П. Холлендер отмечали, что «принятие правовой нормы, избавляющей заменяющую мать от материнства по отношению к ребенку, могли бы способствовать предупреждению или хотя бы ограничению случаев легкомысленного отношения к заключению договора о заменяющем материнстве.

Однако проблема реализации права на подобное решение рассматриваемой проблемы встает тем более остро, когда речь заходит о компенсации затрат на такую услугу в медицинском учреждении без учета оплаты для самой суррогатной матери. Далеко не каждая бесплодная пара осилит суррогатное материнство. Цена подобной «услуги» в Санкт-Петербурге колеблется от 25 до 35 тысяч долларов США, что и соответствует примерной стоимости одно- или двухкомнатной квартиры.

В Семейном кодексе Российской Федерации сказано: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери). Супруги, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства».

В последнее время суррогатное материнство получает в нашей стране все более широкое распространение. Правда так до конца и не удалось выяснить, насколько крепка правовая база этого явления. Та информация, которая имеется в Интернете, показывает, что желающих родить ребенка этаким нетривиальным способом становится все больше и больше, суррогатным матерям предлагают большие деньги за их услуги. Последним самым громким примером такой обретшей счастье семьи стала Алена Апина, скромно не сделавшая из этой истории секрета и поведавшая с экранов телевизоров о том, что её дочку выносила другая женщина. Несколькими месяцами раньше то же самое проделала Ольга Слуцкер, имевшая аналогичные проблемы.

Закон, принятый о суррогатном материнстве, здравомыслящего человека заставит поежиться от неожиданной формулировки: оказывается по российским законам новоиспеченная мать-инкубатор может в течение 72 часов решить, отдаст ли она своего- ребенка родителям-заказчикам или оставит себе.

Итак, рассмотрены наиболее глубокие, и потому наиболее скрытые стороны проблемы суррогатного материнства, затрагивающие как саму суррогатную мать, так и биологических родителей и ребенка. Мы видим, что последствия для всех трех сторон, участвующих в этой сделке, не могут быть названы благоприятными. Вывод может быть только один: притяжение души ребенка на воплощение в неблагоприятных для нее условиях является эгоистическим деянием обеих договаривающихся сторон — биологических родителей и суррогатной матери. Невежественно нарушая естественный механизм воплощения души, обеспечивающий всем ее участникам наиболее благоприятные условия для развития и творчества, они берут на себя ответственность, всю величину которой не в состоянии себе представить. У нас пока слишком мало информации для изучения рожденных таким образом детей, ведь самым старшим из них сейчас едва больше пятнадцати лет. Мы не можем пока знать, кем вырастут эти люди, какое развитие получат их личности. В этом и состоит основное заблуждение — люди с упоением гонятся за сиюминутными эгоистическими удовольствиями и не желают видеть их отдаленные, но неизбежные последствия.

Авторы: Лунина Т.В., Ознобкина И.Ф., Беспалов С.Н. 

1 Comment

  • Во второй главе — «Совершенствование юридического обеспечения реализации правовых гарантий защиты материнства, детства и семьи в современной России» — проанализированы причины усыновления в современной России и пути совершенствования правового регулирования этой сферы, рассматривается реформирование опеки и попечительства как института законодательства, а также современные проблемы правового регулирования суррогатного материнства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *