Объединения предпринимателей в самых разных формах известны в анналах истории со времен античности. Гильдии, цехи, торговые и ремесленные союзы – таков далеко не полный перечень предпринимательских объединений, создаваемых в целях защиты интересов купеческого и ремесленного сословия.
Первоначально предпринимательские объединения создавались в целях получения особых привилегий от правителей (например, права торговать в определенных местах и регионах, права контроля какого-либо вида профессиональной деятельности, освобождения от воинской повинности и т.д.). Одновременно они выполняли роль закрытых профессиональных корпораций со своей этикой и внутренними правилами.
Позднее функции предпринимательских объединений видоизменились; они стали выполнять несколько иную роль – роль института, отражающего интересы и мнения какого-либо предпринимательского сообщества – купеческого, промышленного, банковского, торгового. Предпринимательские объединения нового времени переориентируют свою деятельность на диалог с властью, на оказание влияния на общественное мнение, на выработку национальной и региональной стратегии развития торговли, сервиса и промышленности.
В современной экономической жизни задачи и функции предпринимательских объединений значительно расширились, стали охватывать все большие сферы деятельности. Объектами пристального внимания со стороны предпринимателей стали вопросы формирования толерантного к бизнесу законодательства, проблемы инвестиционного климата, интересы общества и государства. Бизнес-сообщество во все большей мере стало ощущать свою социальную ответственность, понимать, что именно предприниматели являются общественно значимыми фигурами, от характера действий которых во многом зависит вектор развития страны.
Наиболее массовыми и многочисленными объединениями предпринимателей являются союзы и ассоциации малого бизнеса, которые на низовом уровне отстаивают свои законные права и противостоят необоснованным претензиям со стороны муниципальной и государственной власти.
В России объединения малого бизнеса стали складываться в начале 1990-х годов, в тот период, когда происходил распад плановой экономики и осуществлялся переход к рыночным принципам. В тот период большое количество граждан нашей страны стало предпринимателями поневоле, так как многие предприятия ликвидировались из-за отсутствия заказов, перепрофилировались, или существенно сокращали численность работающих сотрудников.
В то же время происходил интенсивный переток кадров из государственного сектора занятости в малый бизнес, где была востребована инициатива, творчество, работоспособность, воля, целеустремленность. Развитие предпринимательского сообщества происходило в 1990-е и 2000-е годы весьма динамично.
Вместе с тем нельзя не отметить и те серьезные трудности, которые приходилось преодолевать отечественному малому бизнесу на этапе своего становления. Постоянная борьба с криминалом, негативным общественным мнением (которое считало новых предпринимателей спекулянтами и любителями легкой наживы), поборами со стороны властей привела многих владельцев бизнеса к мысли о том, что в одиночку решить многие проблемы просто нельзя – надо объединяться в общественные организации и сообща отстаивать свои политические и экономические интересы.
Задачи современных союзов и ассоциаций малого бизнеса весьма обширны и разнообразны. Вместе с развитием общественных отношений и деловой среды они трансформируются под новые условия социальной, культурной, экономической и политической жизни страны.
Ранее мы уже останавливались на том факте, что предпринимательство преобразует дух и мышление человека, повышает ценность свободы и принятия самостоятельных решений. Именно предприниматели во многом стали носителями новых идей и ценностей, которые предопределили отказ от всевластия государства и местного чиновничества.
Однако изменения в мировоззрении и мышлении представителей законодательной и исполнительной власти происходят достаточно медленно, что выражается в предвзятом отношении к предпринимателям на бытовом уровне. Консерватизм людей старшего и пожилого возраста, которые прожили свою сознательную жизнь в условиях социализма, тоже достаточно устойчив. Требуется не только время, но и целенаправленные усилия, чтобы радикальным образом изменить ситуацию. Поэтому союзы малых предпринимателей вынуждены решать еще и эту комплексную проблему, связанную с имиджевыми и репутационными моментами.
Что же представляют собой союзы малого бизнеса в конкретном плане? Рассмотрим организационные и рабочие моменты на примере Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей». Организация была создана в середине 1990-х годов, когда малый бизнес осознал необходимость объединения усилий в отстаивании своих интересов.
Ныне организация объединяет около 300 физических и юридических лиц, которые избирают правление из 14 человек и председателя, которые работают на общественных началах. Возглавляет Объединение опытный предприниматель с 20-летним стажем малого бизнеса, которая хорошо знает местную деловую среду изнутри.
Членские взносы для рядовых членов объединения составляют 500 руб. в месяц, для членов правления – 1500 руб. Кроме того, организация принимает пожертвования от юридических и физических лиц, которые поступают в общий фонд организации.
Основные расходы Объединения предпринимателей связаны с арендой офиса в центре города, а также с выплатой небольших окладов наемным специалистам, осуществляющим консалтинговую помощь предпринимателям по юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.
Остановимся на наиболее важных задачах объединений малого бизнеса, характерных не только для воронежской организации, но и для многих других региональных ассоциаций.
Взаимодействие с властью. Представители бизнес-сообщества ставят перед собой цель стабильного и целенаправленного развития местного предпринимательства, роста благосостояния всех слоев населения. Однако достижение этой цели проблематично без постоянного диалога предпринимателей с законодательной и исполнительной властью в центре и на местах. Причем такой диалог должен происходить на равноправной основе, без какой-либо дискриминации, с учетом интересов всех сторон.
Общественное партнерство. Одной из наиболее острых проблем взаимоотношений между бизнесом и обществом всегда была и остается проблема распределения прибыли между собственниками бизнеса и наемными работниками. Злоупотребления в этой сфере часто порождают и обостряют конфликты между сотрудниками малых предприятий и владельцами бизнеса.
Довольно часто фиксируются факты необоснованного притеснения малых предпринимателей местными властями (в части сноса торговых точек, закрытия рынков без компенсирующих мер и т.д.).
Во избежание обострения отношений члены предпринимательских объединений предлагают всем заинтересованным лицам, депутатам, местным общественным палатам, органам государственной власти вести трехсторонние консультации для нахождения взаимоприемлемых вариантов решения конфликтных ситуаций.
Позитивные перемены внутри бизнес-сообщества. Фундаментом положительных сдвигов в предпринимательской среде и общественном мнении является трансформация этических ценностей и норм делового поведения внутри бизнес-сообщества. Учитывая особую важность данной проблемы, предпринимательские объединения ставят перед собой разноплановые задачи по улучшению стандартов деловой жизни, развитию равноправной конкуренции, усвоению позитивного опыта корпоративной культуры, скоординированного взаимодействия с наемными работниками, профсоюзами, научными и общественными организациями.
Предпринимательские саморегулирующиеся организации участвуют в совместных программах развития молодежного бизнеса, поддерживают сотрудников силовых ведомств и военных, вышедших на пенсию и желающих заняться коммерческой деятельностью, способствуют проектам внедрения наставничества и обучения в сфере малого предпринимательства.
Вхождение во власть и лоббирование интересов бизнеса. Одной из насущных задач современного бизнеса является донесение своих нужд и интересов до властных структур. Наилучшим образом это можно сделать путем вхождения представителей бизнес-сообщества в органы законодательной и исполнительной власти. Вхождение в органы власти на муниципальном, региональном и федеральном уровне значительно облегчает предпринимательскому сообществу задачи по претворению в жизнь своих идей и проектов. Немаловажную роль играет также разъяснение парламентариям и государственным чиновникам позиции бизнес-сообщества по тем или иным вопросам экономической и социальной политики, лоббирование интересов бизнеса любыми законными способами.
Взаимодействие с общественными организациями. В предпринимательских кругах крепнет убеждение, что достижение многих высоких целей невозможно без участия институтов гражданского общества. Решить злободневные проблемы в области экономики, экологии, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и многих других – нельзя без тесной кооперации бизнеса и общественных организаций. Необходимо взаимодействие и всех предпринимательских объединений, которые бы выступали единой силой против любых попыток ограничения прав и свобод граждан.
Международная деятельность. Современные мировые тенденции развиваются в направлении все большей глобализации, становления единого экономического, информационного и культурного пространства. Интеграция российского бизнеса в мировую систему разделения труда, завоевания определенных позиций на международных рынках, привлечения инвестиций на внутренний рынок – главные направления усилий государственной власти и бизнес-сообщества. В рамках реализации этих задач российские предпринимательские объединения активно взаимодействуют с иностранными предпринимателями и международными предпринимательскими объединениями, совместно с законодательной и исполнительной властью создают условия для притока иностранных капиталовложений и технологий, формирования благоприятного налогового и конкурентного режима.
Исследовательская и экспертная работа. В предпринимательских объединениях сосредоточен определенный научный и исследовательский потенциал, финансовые ресурсы соединены со знаниями и практическим опытом. В объединениях предпринимателей регулярно вырабатываются проекты законов, поправки к существующим правовым актам, стратегии развития бизнеса в отраслевом и территориальном разрезе. Эксперты и руководители предпринимательских объединений выступают в научной и деловой прессе, в электронных и печатных СМИ с конструктивной критикой неправильных действий власти, предлагают способы разрешения возникающих конфликтов, делают прогнозы развития экономической ситуации по стране в целом и на отдельных рынках в частности.
Таковы общие направления деятельности предпринимательских объединений в вопросах корпоративной этики, социальной и международной политики, взаимодействия бизнеса и власти. Этими разделами работы предпринимательские объединения не ограничиваются, они затрагивают и некоторые иные сферы. В частности, деятельность объединений малого бизнеса распространяется и на такие направления, как:
· Нормотворческая деятельность. По инициативе предпринимателей разрабатываются проекты законов и поправки к действующему законодательству, которые создают правовую основу для защиты интересов бизнес-сообщества;
· Правовая защита предпринимателей. Предпринимательские объединения отстаивают интересы и законные права бизнес-структур и индивидуальных предпринимателей в судебных инстанциях. Юридическая служба объединений малого бизнеса участвует в судебных процессах по делам о налоговых взысканиях, необоснованных проверках и поборах, вымогательстве, принудительных сносах и ликвидации бизнеса и т.п.;
· Консалтинговая деятельность. Юридическая служба и руководители ассоциаций малого бизнеса осуществляют консультирование предпринимателей по вопросам гражданского, административного и налогового законодательства, закона о защите прав потребителей и другим вопросам;
· Обучение. Объединения малого бизнеса проводят обучение предпринимателей по специальным программам, организует встречи с представителями законодательной и исполнительной власти, налоговых органов. Новым инструментом в обучающих программах стала практика закрепления за начинающими бизнесменами опытных предпринимателей, имеющих многолетнюю практику успешного ведения бизнеса. Наставничество дает позитивные результаты и будет, вероятно, расширяться в будущем.
Помимо указанных направлений объединения предпринимателей ведут исследовательскую работу, проводят опросы общественного мнения и предпринимательского сообщества, осуществляют рекламу и пропаганду своих идей и начинаний, ведут разъяснительную работу через СМИ и собственные веб-сайты.