Рост тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья за последние годы достаточно красноречиво отражен в официальной статистике. Субъектами таких преступлений теперь оказываются не только взрослые мужчины, но все чаще подростки и женщины. Среди тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья увеличивается количество преступлений, совершенных с особой жестокостью. Нередко жертвами таких преступлений становятся наименее незащищенные люди — старики, женщины, дети. Среди насильственных преступлений против личности растет удельный вес рецидивистов.
Наряду с ростом общей доли рецидивистов среди всех выявленных преступников в условиях начала нового тысячелетия отмечается: рост доли рецидивистов, совершивших преступления 3 и более раз, т.е. многократного рецидива; рост доли рецидивистов, совершивших преступления однородного состава; рост доли особо опасного рецидива.
Рост рецидива криминального насилия в России против личности, очевиден. Немало лиц, ранее совершивших преступления, являются профессионалами в криминальном смысле, и поэтому их антиобщественная деятельность бывает более высокая, чем у новичков. Рецидивная насильственная преступность против личности представляет сегодня серьезную криминологическую и социальную проблему. Ослабление внимания к рецидивной преступности, которое наблюдается за последние годы, не соответствует материальному, социально-психологическому и моральному ущербу общества от преступлений рецидивистов.
Эта сложившаяся криминологическая ситуация, безусловно, не может быть терпима. Необходимы кардинальные меры по сдерживанию рецидивной насильственной преступности против личности, включающие ее предотвращение, пресечение и профилактику.
Предупреждение тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья является необходимым условием эффективного воздействия на преступность в целом. Предупреждение преступлений можно определить как: комплекс различных взаимосвязанных между собой мероприятий, проводимых государственными органами, общественными объединениями, отдельными гражданами и направленных на то, чтобы предотвратить преступления и устранить, ограничить, нейтрализовать их причины и сопутствующие им условия.
Предупреждение же преступности лиц, ранее совершавших преступления, складывается из реализации комплекса мер общесоциального и специально-криминологического характера. Эти меры весьма многообразны и дать их исчерпывающий перечень невозможно, тем более что практика борьбы с преступностью рождает все новые формы предупредительной деятельности. Рассмотрим лишь наиболее актуальное направление деятельности по предупреждению рецидива насильственных преступлений против личности.
Одно из важных направлений предупреждения преступности лиц, ранее совершавших насильственные преступления против жизни и здоровья, – специально-криминологическое, осуществляемое органами внутренних дел Российской федерации. С этой целью ими решаются следующие основные задачи:
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, совершаемых преступниками, ранее совершавшими преступления;
выявление, раскрытие и расследование преступлений, совершенных преступниками, ранее совершавшими преступления;
выявление и постановка на учет лиц, освобождённых из мест лишения свободы, а так же лиц, осуждённых за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
организация контроля за своевременным прибытием и регистрацией по месту жительства лиц, освобождённых из мест лишения свободы по окончанию срока наказания, амнистии и пр.;
избрание мер пресечения, препятствующих продолжению преступной деятельности;
оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений ранее судимыми, в том числе к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
обеспечение фактической неотвратимости наказания для виновных в преступлениях;
своевременное установление и осуществление профилактического контроля за гражданами, находящимися под административный надзор;
создание и использование банка данных о лицах, ранее совершавших насильственные преступлениях против личности.
Деятельность ОВД РФ по выполнению этих задач должна включать следующие основные организационные элементы:
информационное обеспечение;
криминологическое планирование и прогнозирование;
постановка задач субъектам, осуществляющим профилактическую деятельность и контроль за их исполнением.
Информационное обеспечение определяется как целенаправленная деятельность по сбору, переработке, хранению и созданию условий использования информации, необходимой для эффективного функционирования профилактической системы. Для эффективной работы по предупреждению рецидивных преступлений ОВД не следует ограничиваться только ведомственной информацией. Успешному предупреждению способствует использование информации, относящейся к самым различным отраслям знаний. Заметим, однако, что сбор и сохранение такого большого массива данных представляется весьма затруднительным, поэтому необходимо создать оптимальные условия для получения, обработки и хранения информации. Следует постоянно помнить о том, что чем многостороннее будут изучены объекты предупреждения, чем разнообразнее будет информация о них, тем продуктивнее можно организовать наступательную предупредительную работу, направив основные силы и средства на ликвидацию имеющихся просчетов в этой непростой деятельности.
При проведении профилактической работы необходимо учитывать всю доступную информацию об объекте профилактического воздействия, и главное, – работа по изучению личности преступника-рецидивиста не должна прерываться с его освобождением из мест лишения свободы. Накопленная информация о личности преступника (личное дело) должна передаваться в соответствующие органы по месту его пребывания.
Поведение бывшего осужденного на свободе должно по возможности также отслеживаться и фиксироваться, например, в компьютерном банке данных. Очевидно, что в данном случае не должны нарушаться конституционные права гражданина, а пробелы в законодательстве, регулирующие данную отрасль, должны быть законодателем восполнены.
Таким образом, передаваемая информация о преступнике-рецидивисте будет носить накопительный характер и станет первым звеном для создания единого банка данных о преступниках, в том числе преступниках-рецидивистах, что выведет деятельность по предупреждению преступности на качественно новый уровень. И это понятно, ведь в основу воспитательной работы с преступником будут заложены такие формы и методы, которые в полной мере будут учитывать особенности поведения личности в различных условиях, как в местах лишения свободы, так и на свободе.
Главной задачей является координация усилий криминологического планирования всех субъектов ОВД осуществляющих профилактическую деятельность для достижения целей борьбы с преступностью. Благодаря планированию обеспечивается рациональная последовательность в решении практической борьбы с преступностью, в том числе лицами, ранее свершавшими преступления, гармоническое развитие всех органов и служб, ведущих эту деятельность.
Базой криминологического планирования является криминологическое прогнозирование. Для органов государства, ведущих борьбу с преступностью, всегда представляет интерес, как будет выглядеть в будущем изучаемое общественно опасное социальное явление (тенденции и закономерности изменения, структура и т.д.), так как от знания о будущем во многом зависит качество принимаемых в настоящем решений. Деятельность по борьбе с преступностью должна быть организована таким образом, чтобы криминологический прогноз, предвещающий отрицательный результат, не оправдался.
Вот основные характеристики организационной структуры деятельности органов внутренних дел по предупреждению рецидива тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья.
Автор: Шадян Ш.А.