Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, многие столетия тому назад заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Именно такой опыт и подталкивает к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

Одним из таких путей является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть – это вид государственной власти, которую осуществляют соответствующие органы. Власть представляет собой не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация.

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ [1].

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть представляет собой возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа – суда – воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Она, как определенная функция суда, обладает рядом основ­ных признаков [2]:

  • Судебная власть в России осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия.
  • Судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей.
  • Характеристиками судебной власти являются исключительность, независимость, самостоятельность и обособленность.

Исключительность судебной власти обусловлена тем, что ее вправе осуществлять только суды. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону [3].

Независимость судебной власти означает за­прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный порядок деятельности определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.

Полномочия судебной власти осуществляются путем судопроизводства [1]. Производство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных зако­ном оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последо­вательности, установленной процессуальным законом и протекает в процес­суальных формах.

Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – это вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Основными признаками правосудия являются:

– принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

– общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

– правосудие осуществляется только судом (судьей);

– правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т.п.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» [1, 3].

Принципы правосудия представляют собой общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти  [1, гл. 1, 2, 7]. К таким принципам относятся:

  1. Законность. Деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.
  2. Единство судебной системы. Судебная система оформляется в Конституции РФ. Все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства. На всей территории РФ признаётся обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений.
  3. Единство статуса судей (закрепляется в Законе).
  4. Равенство всех перед законом и судом.
  5. Правосудие осуществляется только судом – гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично.
  6. Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.
  7. Неприкосновенность личности – ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.
  8. Состязательность и равноправие сторон – стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.
  9. Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.
  10. Язык судопроизводства – уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.
  11. Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

В целом можно сказать, что, несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Поэтому необходимо провести большую работу по повышению эффективности российского правосудия.

Автор: Тамбовцева Е.Е. 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Подробнее см.: Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2009. – С. 55-56.
  3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.  – № 16. – Cт. 5. Ч. 1 и 2.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *