Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, многие столетия тому назад заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Именно такой опыт и подталкивает к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
Одним из таких путей является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Судебная власть – это вид государственной власти, которую осуществляют соответствующие органы. Власть представляет собой не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация.
Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ [1].
Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть представляет собой возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа – суда – воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Она, как определенная функция суда, обладает рядом основных признаков [2]:
- Судебная власть в России осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия.
- Судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
- Характеристиками судебной власти являются исключительность, независимость, самостоятельность и обособленность.
Исключительность судебной власти обусловлена тем, что ее вправе осуществлять только суды. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону [3].
Независимость судебной власти означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.
Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
Процессуальный порядок деятельности определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
Полномочия судебной власти осуществляются путем судопроизводства [1]. Производство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – это вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.
Основными признаками правосудия являются:
– принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
– общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
– правосудие осуществляется только судом (судьей);
– правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т.п.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» [1, 3].
Принципы правосудия представляют собой общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти [1, гл. 1, 2, 7]. К таким принципам относятся:
- Законность. Деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.
- Единство судебной системы. Судебная система оформляется в Конституции РФ. Все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства. На всей территории РФ признаётся обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений.
- Единство статуса судей (закрепляется в Законе).
- Равенство всех перед законом и судом.
- Правосудие осуществляется только судом – гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично.
- Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.
- Неприкосновенность личности – ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.
- Состязательность и равноправие сторон – стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.
- Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.
- Язык судопроизводства – уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.
- Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.
В целом можно сказать, что, несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Поэтому необходимо провести большую работу по повышению эффективности российского правосудия.
Автор: Тамбовцева Е.Е.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
- Подробнее см.: Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2009. – С. 55-56.
- О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – № 16. – Cт. 5. Ч. 1 и 2.