Художественные промыслы являются важным элементом культуры и быта народов. Их развитие почти всегда непосредственно связано с географическими и природно-климатическими особенностями района. Народное творчество зародилось в этнической культуре, связанной с традиционными занятиями земледельцев, скотоводов, охотников, а потому ярко отражает особенности окружающей природы, из которой человек получал все необходимое для своего существования. Все формы и способы взаимодействия природы и человека находят отражение в произведениях народного творчества, образуя бесценное культурное наследие каждого этноса и вмещающего природного пространства.

В своем самобытном творчестве каждый народ старался использовать «предлагаемый» природой материал и посредством художественно-технических приемов, орнаментации и стилизации изделий получал самобытные произведения искусства. Таков традиционный путь многих видов художественных ремесел нашей огромной страны.

Российская глиняная игрушка

Российская глиняная игрушка

Народные промыслы и ремесла, распространенные в средней полосе, северных и южных районах России занимают особое место в хозяйстве страны. Эти прикладные виды искусства веками складывались усилиями поколений. Сохранялось и передавалось «из рук в руки» мастерство, совершенствовались приемы и способы художественной обработки, закреплялись определенные формы изделий. При изготовлении любого предмета мастер делал его не только практичным, но и красивым. Для хрупких и изящных изделий применяли кость и дерево; из глины лепили посуду и фигурки разных форм и размеров. Форма сосуда зависела от его предназначения: для хранения жидкости, зерна, муки и т. п., для использования во время трапезы и т. д. Предметы, созданные из природных материалов, и их орнамент отражали представления мастера об окружающем мире, о красоте, добре и зле, связанные с историей народа.

Происхождение промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, так и праздничных предметов (например, узорное ткачество, вышивка). Другие промыслы происходят от деревенских ремесел (гончарный промысел, плотничество), которые, постепенно распространяясь, охватывали целые районы. Некоторые зарождались из ремесла, связанного с заказами (например, холмогорская резьба, великоустюжская чернь).

Промыслы возникали и развивались, как правило, вблизи природных источников сырья, определялись сырьевыми ресурсами. Так, художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах (например, в Карелии), гончарное производство — в районах залежей глин. Производство металлических изделий возникало рядом с месторождениями руд черных и цветных металлов. Обработка камня — одно из традиционных занятий жителей горных районов (Кавказ, Урал, Алтай). Чукчи, коряки, ненцы, эскимосы издавна занимались обработкой кости морских животных. В районах развития овцеводства и разведения верблюдов (полупустыни) зародилось ковроткачество, которое в некоторых местах (Дагестан, Башкирия) перешло на промышленную основу. Обработка меха связана с домашними ремеслами, издавна бытовавшими в суровых климатических условиях Севера и Дальнего Востока. Изготовление кожаных изделий распространено среди народов, населяющих лесостепную, степную и полупустынную зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместно были развиты такие виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество. В народной одежде прослеживалось влияние климата: например, использование кожи и меха в костюме народов севера, легких тканей — на юге.

В Самарской губернии во второй половине XIX — начале ХХ вв. одним из развитых промыслов являлось гончарство. В сравнении с центральными районами России, гончарство, как и другие промыслы, не было массовым, поскольку Самарская губерния в этот период -один из крупнейших центров хлеботорговли, «зерновая житница России». В связи с этим можно утверждать, что крестьянство обеспечивало себя хлебопашеством, не нуждаясь в подсобных промыслах. Немаловажную роль в ограниченности гончарства в крае играло отсутствие большого количества гончарной глины.

Под гончарством специалистами понимается «область производственной деятельности человека по изготовлению посуды и некоторых других предметов из глины и её смесей с другими материалами, которые после термической обработки приобретали камнеподобное состояние»2. К гончарному производству относится и изготовление глиняных игрушек. Их лепили мастера по всей Самарской области. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок поселений XVIII в. В существовании производства игрушек, наряду с изготовлением посуды, убеждает и творчество мастера-гончара А.Д. Филатова, 1928 г.р. (с. Ломовка Пестравского района Самарской обл.).

Указанные исследования показывают, что распространенными формами глиняной игрушки были детские погремушки и птички-свистульки (не крашеная игрушка и единичные примеры глазурованных игрушек). Данная работа посвящена исследованию современного производства глиняных игрушек в сельских районах Самарской области. К мастерам — игрушечникам в настоящее время относят всех тех, кто занимается созданием всевозможных авторских изделий в традициях народного искусства — независимо от образования, рода деятельности и качества их произведений. Занимаются созданием глиняной игрушки на селе как профессиональные художники и скульпторы, так и мастера-самоучки.

Современная глиняная игрушка в городах и сёлах Самарской области появилась в начале 1990-х годов. С одной стороны, процесс ее создания сегодня проявляется, как глубокая внутренняя преемственность традиций — один из элементов хотя и сложного, но непрерывного развития самобытной культуры. С другой стороны, игрушка испытывает воздействие со стороны новой идеологии, стиля, форм, сюжетов современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она впитывает в себя многое из окружающей среды; этот промысел сейчас приобрел черты мелкой декоративной пластики.

Многие из тех, кто стал осваивать традиционное гончарство, являлись педагогами дополнительного образования. Их приход стал спасением для промыслов, знания о них перестали быть уделом искусствоведов и коллекционеров. Постигая приемы лепки посуды и игрушки у старейшин промыслов, педагоги дополнительного образования полностью или частично выстраивали свои программы обучения и воспитания учащихся на основе местных гончарных традиций. Ребята получали знания не только по технологии изготовления глиняных изделий, но и по истории родного края.

С 1984 г. в Дроняевской средней школе Курской области работает кружок лепки кожлянской игрушки. Обучение детей приемам ее создания проводили сначала О. И. Дериглазова, затем В. В. Ковкина. Позже здесь же были введены уроки изготовления дроняевской посуды, которые вели мастера Н.А. Пашков и В.И. Пашков. В 1986 г. в школу с. Сергиево Орловской области был приглашен мастер П. И. Логвинов в качестве преподавателя гончарного дела. В с. Измалково Липецкой области детей в местном Доме школьника обучал гончарству мастер Е.Я. Семенов.

Начавшись с обычных занятий в учреждениях дополнительного образования и кружков в школах, процесс приобщения учащихся к культуре своих предков со временем принял разнообразные формы. Они позволили вовлечь в него больше детей и сделать его более глубоким и интересным Например, преподавание суджанской керамики введено в Замостянской школе с начала 90-х гг. Занятия ведет потомственный мастер Ю.С. Спесивцев. В 1999 г. в техникуме искусств в г. Суджа создано отделение «Художественная керамика», с 2000 г. здесь работает творческая группа «Суджанский гончарный цех». Сам мастер был выбран цехмейстером. В 2010 г. он стал лауреатом премии Министерства культуры РФ «Душа России».

Перенимать приемы создания изделий традиционного гончарства из рук старейших мастеров позволяет такая форма работы, как экспедиция, которая знакомит детей с природой родного края и с историей промысла. Экспедиции на родину промысла совершаются по несколько раз в год. Например, учащиеся Дома детского творчества г. Курчатова Курской области с большим интересом общаются с народным мастером России, членом Союза художников России, лауреатом Государственной премии «Душа России — 2002», старейшим мастером кожлянской игрушки В. В. Ковкиной. Ее речь — смесь русского и украинского языков — сразу дает детям толчок для знакомства с историей промысла и деревни, земли в которой в конце XVIII в. купил помещик, переселивший часть своих крестьян из Полтавской губернии Украины.

В настоящее время территория д. Кожля используется как экскурсионная. Многообразный материал о деревне изложен в виде тематических лекций: «Живописная природа Кожли», «Деревня Кожля — родина расписной глиняной игрушки»; «Гончарная посуда Кожли: легенды и были»; «Кожлянская трагедия времен Великой Отечественной войны»; «Украина и Россия сошлись в Кожле», «Православие в жизни и творчестве мастериц кожлянской игрушки»… Каждой из лекций соответствует свой маршрут. В Кожле, где исторически складывались и до 30-х гг.

XX в. проходили ярмарки, в том числе и в честь Георгия Победоносца, в 2009 г. был проведен четвертый фестиваль народной культуры «Батюшка Егорий». В с. Троицкое Липецкой области сохраняют и передают свою традиционную романовскую посуду и игрушку в комплексе с другими видами народной культуры: тряпичной куклой, валянием валенок, кухней, свадебными и иными обрядами и обычаями. Работа ведется в стенах открытого прошлой осенью областного центра романовской игрушки.

Приобщение детей к традиционному гончарству в течение многих лет привело к появлению нового поколения молодых мастеров: в кожлянской игрушке — О. К. Селихова, научный сотрудник курчатовского государственного краеведческого музея, А. О. Неволина, выпускница Орловского государственного института искусств и культуры по специальности «Музейное дело и охрана памятников»; в суджанской керамике — А.В. Кучеров, О.Ф. Никитина, Ю.А. Пимонова, А.Н. Поляков, В.М. Шумаков, Ю.В. Жилина — ученики Ю.С. Спесивцева; в старооскольской игрушке — Т.А. Шиян, В.В. Мухамедзянова — ученицы Лобынцевых. В детском саду, школе, областном центре романовской игрушки с. Троицкое Липецкой области преподают Т.Н. Маркина, А.В. Маркин, С.В. Ильина, О.Л. Волокитина, А.С. Короленко — ученики мастера В. В. Маркина.

Таким образом, в конце XX — начале XXI в. людьми, занявшимися изучением традиционного гончарства, в том числе педагогами, были выработаны механизмы его сохранения и трансляции. Они разнообразны и позволяют не только знакомиться с ним, но и глубоко изучать его. Механизмы сохранения и трансляции традиционного гончарства оказались эффективны и стали фундаментом для получения молодыми людьми специального образования. Они будут оставаться актуальными и востребованными.

 

Источники:

Ганьшина Г. В. Природные материалы в народных художественных промыслах России. См. КиберЛенинка

Мулызева А.Б. Развитие традиций гончарства и новации в глиняной игрушке сельских мастеров самарской области. См. КиберЛенинка

Скобликова Т.Е. Механизмы сохранения и трансляции традиционного гончарства Центрального Черноземья. См. КиберЛенинка

Шестакова А.В. Народные промыслы: классификация по источникам сырья и распространение. См. КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *