В конце 1960-х годов перспективы применения алюминия в строительстве казались специалистам и руководителям нашей страны весьма благоприятными. И для этого у них были веские основания, так как алюминий легок, прочен, безопасен, не подвержен коррозии. Напомним, что весьма продолжительное время «крылатый металл» был очень дорогостоящим и еще в XIX веке ценился дороже золота. Поэтому в те времена алюминий применялся, в основном, для производства ювелирных изделий, элитной посуды и предметов роскоши. И лишь позднее П.Эру и Ч.Холл нашли относительно дешевые технологии производства этого ценного цветного металла. Выяснилось, что для производства алюминия нужны большие энергетические мощности; там, где имеется недорогая электроэнергия, можно получать алюминий по вполне конкурентоспособным ценам.
Предварительные исследования, проведенные советскими экономическими экспертами, указывали на большую потребность строителей в металлоконструкциях из алюминия, которая должна была в будущем только увеличиваться. Балконные конструкции, облицовку зданий, оконные рамы, входные двери, мебель – все это предполагалось делать из алюминиевых сплавов, которые при надлежащей обработке (вальцовке, прессовке, травлении, полировке, химических покрытиях) были более долговечными, эстетичными, легко монтировались и сваривались. При необходимости алюминий можно было утилизировать, переплавлять и повторно использовать.
Все эти доводы не вызывали на тот момент серьезных возражений. Поэтому правительством СССР было принято решение о строительстве завода алюминиевых конструкций в Воронеже, которое и было начато в 1969 году. Впоследствии Воронежскому заводу строительных алюминиевых конструкций (ВЗСАК) было присвоено имя Фуада Борисовича Якубовского, который был до 1975 года министром монтажных и специальных строительных работ.
Завод начал строиться на удаленной строительной площадке, расположенной в стороне от жилых районов, на улице Землячки, 1. Рядом с территорией завода пролегала железная дорога и асфальтовое шоссе, по которому ходил рейсовый автобус, предназначенный для доставки на работу персонала.
Для производства алюминиевой продукции различного ассортимента и назначения дирекцией завода был организован прием на работу квалифицированных сотрудников из числа инженеров, техников, опытных и молодых рабочих.
Свою первую продукцию в виде алюминиевого профиля различной конфигурации ВЗСАК стал отгружать в 1973 году. Заказчиками заводской продукции были, в основном, строительные и монтажные организации, занимавшиеся жилой и производственной застройкой. Алюминиевые детали были необходимы при монтаже и эксплуатации лифтового оборудования, электротехнических устройств, окон, витрин, ограждений, стеллажей, лестниц, стремянок, канистр, труб, карнизов и т.д.
Со временем на заводе сформировался многочисленный коллектив, способный решать сложные задачи по производству алюминиевых изделий, изучению рынков сбыта, наладке и эксплуатации оборудования, удовлетворению новых запросов промышленности и строительства.
По мере наращивания объемов производства ВЗСАК стал поставлять алюминиевые изделия не только на локальный рынок региона, но и за его пределы. Казалось бы, современный завод, каковым был ВЗСАК, не должен был испытывать каких-либо трудностей в производстве и сбыте продукции. Тем более, что завод в 1986 году вошел в состав Всесоюзного проектного промышленно-строительного объединения (ВППСО) «Союзлегконструкция».
Работа под эгидой «Союзлегконструкции» должна была стать для воронежского завода дополнительной гарантией стабильной работы, так как объединение имело значительный опыт в строительстве производственных и технологических корпусов, складских терминалов, спортивных и культурных сооружений, мостовых конструкций и конструкций специального назначения. Однако действительность оказалась иной.
В начале 1990-х годов в новой России начались бурные политические и экономические реформы, которые сильно перекроили карту хозяйственных взаимодействий многих предприятий. В сентябре 1992 года ВЗСАК был приватизирован. На его основе образовалось открытое акционерное общество «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций».
Однако акционирование и ваучерная приватизация не принесла заводу новых экономических стимулов и ожидаемого процветания. Известно, что в 1992 и 1993 годах инфляция измерялась сотнями и даже тысячами процентов. Работники предприятия перестали вовремя получать зарплату. На заводе начались сокращения.
Руководству предприятия так и не удалось наладить рентабельную работу завода, вписаться в новые реалии рынка, изменить модели производства и сбыта продукции. Воронежский алюминиевый завод все больше погружался в пучину долгов и неплатежей. В конце концов, на основании решения Арбитражного суда Воронежской области от 25 июля 2002 г. ОАО «ВЗСАК» было признано банкротом и ликвидировано по решению Совета директоров ОАО «Алюминий Черноземья» от 22 мая 2003 г.
В настоящее время производственная база ВЗСАК и его административное здание не пустует. Его занимает новая структура – Технопарк «ПромИнвест». Среди участников проекта такие компании, как ООО «ПромИнвест», ООО «ТеплоЭнергоГаз», ООО «Сименс высоковольтные аппараты» и другие участники. Указанная группа компаний пытается организовать на производственной площадке и имеющейся инфраструктуре ВЗСАК новое производство. Пока же новый собственник сдает в аренду помещения и предлагает заинтересованным сторонам привлекательные условия для предпринимательской деятельности.
Что же касается возрождения воронежского алюминиевого бизнеса, то об этом речь не идет. Теперь более выгодно покупать готовую китайскую продукцию из алюминия, чем работать на собственной производственной базе. Единственный рентабельный на сегодняшний день проект – это переработка лома алюминиевых сплавов.
Думается, что руководству Воронежской области и администрации города Воронежа было бы интересно возродить алюминиевый бизнес в нашем городе. Тогда и налоги поступали бы в местные бюджеты, и занятость на квалифицированных рабочих местах возрастала. Каким будет решение местных властей – покажет ближайшее будущее.