Современная Россия – это и Москва с населением 10 миллионов 527 тысяч человек, с развитой инфраструктурой, с высоким уровнем дохода населения, с более полутора тысячами школ и тысячью восьмьюстами детскими садами, удовлетворяющими все мыслимые и немыслимые запросы, ста тремя высшими учебными заведениями, среди которых старейший и самый известный в России МГУ. Россия – это и самый маленький город России Чекалин, на границе Тульской и Калужской области с одной тысячью жителей, из которых ровно шестьсот пенсионного возраста. В детский сад Чекалина ходят двадцать пять детей, около ста детей ходят в школу, туда же ходят дети из ближайших деревень. Молокозавод закрыт, леспромхоз развалился, а промкомбинат, где производили детское и постельное белье, живет от заказа к заказу. К счастью, недалеко от города расположен знаменитый курорт-санаторий минеральной воды «Краинка», ликероводочный завод «Лужковский», и Черепетская ГРЭС. Россия многонациональная страна (более ста восьмидесяти национальностей), много конфессиональная, такая разная по климатическим условиям, экономическим показателям, демографической ситуации. Она граничит с двадцатью странами по суше и по морю.
Задачи Российского образования, на первый взгляд, не подъемны. Российское образование должно было помочь вырастить граждан, способных привести Россию к демократическому и правовому государству. Эти юные и не совсем юные граждане должны были органично влиться в реалии рыночной экономики, и, главное, выжить в этих реалиях. Предполагалось, что российскому образованию удастся изменить отношение к России других стран. К этому времени было известно, что не по всем улицам ходят медведи, и ложки в домах россиян не у всех деревянные, да и с самоварами у многих проблемы. Но вот взгляд, как на большую газовую трубу, отстойник для хранения экологически вредных отходов стран первого мира (пусть даже на «выгодных» для россиян условиях), как на почти бесплатный лесной массив, с которого можно тащить все что хочется и того, кого хочется, сохранялся. Российское образование должно было вырастить граждан России, способных доказать, что Россия может и должна быть равным участником мировой экономики, политики и культуры. Причем эти граждане должны были с гордостью, а не сквозь зубы, произносить слово «Россиянин», по возможности жить, работать в самой России.
Российская система образования, по замыслам чиновников, должна была вобрать в себя лучшее, что есть в системах образования других стран. То ли не в те страны отправили делегации, то ли не так перевели нужную документацию, но решили перенять, худшее из того, что увидели в других странах. Видимо, «не все, что немцу хорошо, россиянину пойдет впрок». Система единого государственного экзамена, дружно прошагав по 11 и 9 классам, тихо перебралась даже в начальную школу, поговаривают, что скоро придет и в детский сад. Между тем эту систему вспоминают не самыми хорошими словами на одной из ее исторических Родин – во Франции. Считается, что эта система будет давать объективные знания. Да, но давно уже изобретен интернет и мобильные телефоны, по которым можно прекрасно передать любой решенный вариант.
У единого государственного экзамена есть множество очевидных плюсов, но минусы этого нововведения тоже нельзя упускать из виду. Количество заполняемых бумаг учителем, воспитателем и преподавателем исчисляется тоннами. Российскому образованию, как никогда, необходима поддержка со стороны общественности, средств массовой информации, видных политиков и музыкантов. И это должен быть не нашумевший сериал «Школа», режиссера Валерии Гай Германики, прошедший по первому каналу центрального телевидения. Почему бы первому каналу, не организовать цикл передач «Звезды в школе», «Моя звездная воспитательница», «Уроки от политиков»? Тем более, что многие из актеров имеют неполное или законченное педагогическое образование. Среди них, например, Кольцов А.Н., Мокшина О.О. , Журавлев А.А. Увидев, например, в роли воспитательницы младшей группы Ольгу Мокшину, многие выпускницы охотно пойдут в педагогическое училище или институт. Напомним, что в интересах самого государства было выделение необходимых для образования ресурсов и создание механизмов их эффективного использования. Средняя зарплата воспитателя детского сада по стране (исключая Москву и Санкт-Петербург) составляет 6-7 тысяч рублей при двадцати-тридцати детях в группе. Над своей средней зарплатой учителя уже дружно посмеялись, когда им сообщил вице-премьер правительства Александр Жуков, что она составляет 17400 рублей. В регионах она редко дотягивает до 8-10 тысяч. Нищие учителя не лучшая опора государства в модернизации современного образования. Между тем в документах, посвященных проблемам модернизации, таких, как закон Российской федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, прямо указывается на необходимость финансирования системы образования. Сейчас все удобно списывать на мировой финансовый кризис. Наверное, государство сумеет сэкономить какие-то деньги, введя систему «одна математика, два русских языка, одна физика, химия — и нечего ребенку остальным бесплатно голову забивать».
Нельзя сказать, что модернизация современного образования состоит только из негативных сторон. В январе 2001 года Президент России принял решение о реализации программы компьютеризации сельской школы. Это было важное политическое и практическое решение, развивающемуся российскому постиндустриальному обществу нужны были новые подходы к развитию образования. Школы нуждались в новых компьютерных и информационных технологиях. Следом стартовал второй этап программы президентской программы «Компьютеризация городских и поселковых школ». В рамках этих программ в школы поступили комплекты компьютерной техники, а к ним модемы, принтеры, источники бесперебойного питания и программные средства. Проблемы начинаются позже. Компьютеры, сканеры, мыши, принтеры в руках детей и взрослых имеют свойство ломаться, стареть. Они требуют заправки, обслуживания, бумаги, чернил. Наконец, заканчивается срок лицензионного обслуживания, и просто морально устаревают многие программы. Сразу приходит на ум поговорка, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Выявилось, что западные компании не согласны терпеть убытки, помогая российским школам. Поэтому в нашей стране, как и во многих странах мира, принята государственная программа перехода на «альтернативное» программное обеспечение. Речь шла, об использовании свободного программного обеспечения на базе ОС Linux (Линукс).
С массовым межкультурным взаимодействием возникает парадоксальная ситуация, если дело касается интересов наших граждан в других странах, то правительства с трудом соглашается на диалог. Зато все стараются рассказать России, как нам лечиться, учиться и воспитывать своих детей. Толерантность воспринимается очень односторонне, вспомнить хотя бы финское дело россиянки Инги Рантала. Союз Советских Социалистических республик при всех его недостатках был мощной державой, объединившей тем или иным образом пятнадцать республик. Обидно наблюдать, как после развала Союза, мы не можем договориться даже со своими ближайшими соседями, имеющими с нами общую культуру, историю, и отчасти, экономику. Знакомство с народными традициями Украины, Молдавии, Белоруссии, межгосударственный обмен студентами и школьниками, научными программами, экологическое воспитание должно шире внедряться в школьное и профессиональное образование.
Автор: Журавлёва О.В.