В начале 1990-х годов никто и не помышлял о том, что качественная питьевая вода станет ходовым товаром и её начнут продавать розничному потребителю. Советскому человеку как-то и в голову не приходила мысль, что есть необходимость покупать воду, которая течёт из-под крана (или даже уличной колонки) бесплатно, даром, в любых мыслимых количествах. А уж если нужна была вода дистиллированная, например, для автомобильного аккумулятора, то её можно было приобрести в аптеке.
Конечно, никто не будет спорить с тем, что люди покупали газировку в киосках или уличных автоматах газводы – в том числе и без сиропа за 1 копейку стакан. Этот сервис, действительно, был в ходу до тех пор, пока рубль не стал обесцениваться с космической скоростью. Тогда, в 1992-м, он девальвировался в 27 раз, а в 1993-м «всего» в 8 раз. Это обстоятельство стало приговором для автоматов газводы, поскольку они не были приспособлены под такую инфляцию.
Но свято место пусто не бывает. Потребности людей в чистой питьевой воде стал удовлетворять малый бизнес, который разглядел на данных рынках хорошие перспективы. Во-первых, не все любили пить воду из уличных автоматов по гигиеническим соображениям – мало ли кто пил воду из стеклянного стакана до тебя? Во-вторых, врачи обнаружили, что газированная вода полезна не для всех – кому-то лучше употреблять воду без газа, чтобы избежать отрыжки и других нежелательных последствий. Наконец, в-третьих, домашние напитки – чай, кофе, компот, морс – лучше делать на основе мягкой воды, из которой удалены соли жёсткости. Получается и вкусней, и полезней.
Да и бизнес стал проявлять интерес к бутилированной воде, покупая у производителей качественную, хорошо очищенную воду для офисных работников.
Одним из тех бизнесменов, кто раньше других понял перспективы водных рынков, стал Александр Константинович Рязанов, создатель известного воронежского брэнда «Водная империя». Свой предпринимательский замысел он воплотил в жизнь, создав производственную базу в виде добычи воды из артезианской скважины, системы водоподготовки и очистки, доставки к пунктам розничной продажи и собственно сектора реализации. Впоследствии, по задумке А. Рязанова, к основному производству можно будет добавлять вспомогательное, изготавливая и продавая сладкие газированные напитки, разовую посуду, кулеры, пластиковые бутылки.
Главной задачей на первом этапе вхождения в бизнес было не разочаровать покупателя. Надо было убедить привередливых потребителей, что купленная ими вода – отличное вложение денег, поскольку сохранит им здоровье и улучшит вкус приготавливаемой пищи – будь то супы, борщи или напитки. Поэтому контролю качества был отдан главный приоритет.
Первые годы потребитель адаптировался к покупке такого товара как вода. Это было также непривычно по тем временам, как платить за образование. Но потом, спустя какое-то время у «Водной империи» появился свой постоянный потребитель, который посредством «сарафанного радио» передавал рекомендации друзьям, родственникам, знакомым, сослуживцам. Всё больше клиентов стало у компании среди юридических лиц, которые также положительно оценили качество продукта «Водной империи».
Как сообщает официальный сайт компании, общая глубина скважины составила 135 метров, что обеспечивает забор воды из третьего водоносного слоя. Натуральная фильтрация воды обеспечивается природными фильтрами – слоями, в том числе ценнейшей голубой глиной. А производственная фильтрация имеет семь ступеней водоподготовки. Эти условия позволяют получать из скважины отличный продукт.
В настоящее время в компании «Водная империя» работает более 150 человек, в ней имеется собственная сертифицированная лаборатория, современный call-центр, обслуживающий несколько тысяч клиентов, транспортный парк, включающий более 25 единиц, сеть из более чем 20-ти розничных киосков.
Уже сейчас узнаваемость воронежцами торговой марки компании находится на высоком уровне – впрочем, как и уровень деловой репутации. Согласно последним исследованиям, каждый четвёртый взрослый житель Воронежа знает брэнд «Водная империя», а каждый 50-й регулярно и с удовольствием потребляет главный продукт компании.
В последние годы водный рынок Воронежа стал высоко конкурентным, помимо большого числа производителей и продавцов воды на нём появились вендинговые игроки, устанавливающие свои автоматы на оживлённых улицах города. Цена в 5 рублей за литр артезианской воды в 2019 году стала равновесной. Она вполне устраивает воронежцев – даже тех, чей достаток не так велик.
Свою деловую репутацию «Водная империя» поддерживает и на поле паблисити, социальных взаимодействий, выступая спонсором спортивных соревнований, двигательной активности и здорового образа жизни. Компания является постоянным спонсором Воронежского волейбольного клуба, партнёром хоккейного клуба «Буран», ежегодного теннисного турнира «Камелот», Федерации бокса области, фестиваля «Губернский стиль». Думается, что социальная компонента «Водной империи» вернётся в бизнес через новых клиентов из розничного и корпоративного сектора.