Профессиональная подготовка офицеров в России в специальных учебных заведениях началась при создании регулярной армии, но первоначально она касалась только специальных родов войск. Учебные заведения по подготовке общевойсковых офицеров появились лишь в конце первой трети XVIII века. Сама же система военно-учебных заведений сложилась в начале XIX века.

Военно-учебные заведения, связанные с подготовкой офицеров, можно разделить на три группы: 1) непосредственно готовящие офицеров (выпускающие своих воспитанников офицерами или с правами на офицерский чин; 2) готовящие для поступления в заведения первой группы; 3) занимающиеся повышением квалификации и переподготовкой лиц, уже имеющих офицерские чины. До 60-х гг. XIX в. учебные заведения двух первых групп представляли собой единое целое в лице кадетских корпусов, и лишь затем функциональное различие между тремя типами учебных заведений было твердо установлено.

В XIX веке система военно-учебных заведений постоянно расширялась. Можно выделить два основных периода ее развития — до реформ 60-х гг. и после них, когда произошло принципиальное разделение военно-учебных заведений на подготовительные и собственно военно-специальные, непосредственно выпускающие офицеров. До этого кадетские корпуса, принимая воспитанников в раннем возрасте, выпускали их уже офицерами. В первой половине XIX века офицеров выпускали кадетские корпуса, Военно-сиротский дом, Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, юнкерские школы, некоторые общегражданские учебные заведения и специальные военные училища (артиллерийское, инженерное, топографическое, юридическое). Своя система подготовки офицеров существовала на флоте.

В 30-40-х гг. сеть кадетских корпусов существенно расширилась. На пожертвования дворянских губернских обществ и частных лиц был открыт целый ряд новых кадетских корпусов. Надо заметить, что кадетские корпуса помимо военного имели и благотворительное значение, давая возможность получить образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян. Так как число желающих поступить в кадетские корпуса постоянно возрастало, то со временем прием стал обуславливаться служебными заслугами родителей. Но преимущественно принимали сирот и неимущих, причем существовало 26 разрядов по правам на казенное воспитание, в соответствии с которыми и определялась очередность приема.

По правилам, существовавшим с 1830 г., после экзамена воспитательный комитет определял каждого выпускника в тот или иной род войск. Самые лучшие получали направление в гвардию, лучшие — подпоручиками в армию или производились в прапорщики артиллерии и инженерных войск с прикомандированием к соответствующим училищам, а также к Генеральному штабу для поступления через два года в академию. Прочие же выпускались прапорщиками в армию. [1].

В середине 50-х гг. был проведен ряд изменений в правилах приема и выпусков из корпусов. В 1857 году двухгодичные специальные классы были открыты во всех кадетских корпусах, они стали выпускать воспитанников прямо на службу, а лучших переводить в третий класс Константиновского кадетского корпуса. Дворяне со средним и высшим образованием, не дворяне — с высшим образованием могли теперь поступать экстернами в специальные классы кадетских корпусов. Действительная служба засчитывалась с 16-летнего возраста, а права по выпуску они имели равные с кадетами. Все лица с высшим образованием должны были окончить только один третий специальный класс при Константиновском кадетском корпусе. [2].

В результате реформ 60-70х гг. XIX  в. военно-учебные заведения Российской империи подразделялись на следующие типы: 1) Общеобразовательные средне учебные заведения — семиклассные военные гимназии и четырехклассные прогимназии; 2) Средние специальные военные и юнкерские училища; 3) Высшие — военные академии.

К 1881 году существовало 18 военных гимназий и 8 военных прогимназий с курсом, соответствующим курсу уездных училищ. [3].

30 мая 1882 года военным министром был представлен всеподданнейший доклад о системе общеобразовательного и специально военного образования в военно-учебных заведениях. В докладе говорилось: «Истекшие годы после реформы военно-учебных заведений дают возможность в настоящее время определенно высказать: а) необходимо ли сохранение в военном ведомстве существующих ныне двух типов военно-учебных заведений; б) вполне ли достигнуты цели, поставленные при преобразовании военно-учебных заведений». [4]. Летом 1882 года все военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса.

Что касается военных училищ, то к началу 1881 года действовало три пехотных училища — Павловское, Константиновское и Александровское, одно кавалерийское — Николаевское, Михайловское — артиллерийское и Николаевское инженерное. [5]. Кроме того, офицеры из специальных классов Питерского и Финляндского кадетских корпусов.

Курс военных училищ с точки зрения изучаемых предметов подразделялся на: 1) общеобразовательный (закон божий, русский язык. Иностранные языки, математика, химия, статистика, законоведение) и 2) специальный ( тактика, артиллерия, фортификация, военная топография, военная администрация). Таким образом, в течение двух лет в пехотных училищах изучалось 15, а в кавалерийских — 16 предметов. Однако в политическом отношении будущий офицер был совершенно безграмотен и никаких познаний в этом отношении он не получал. Один из лидеров белого движения А.И. Деникин в своих воспоминаниях по этому поводу писал: «Ни училищная программа, ни преподаватели, ни начальство не задавалось целью расширить кругозор воспитанников, ответить на их духовные запросы. Русская жизнь тогда бурлила, но все так называемые «проклятые вопросы», вся политика — понятие, под которое подводилась вся область государствоведения и социальных знаний, — проходила мимо нас». [6].

Высших военно-учебных заведений к 1881 году было четыре: Николаевская академия генерального штаба, Николаевская инженерная академия, Михайловская артиллерийская академия и Александровская военно-юридическая академия. [7].

Система учебных заведений на флоте также имела свою специфику. В нее помимо учебных заведений, готовящих строевых флотских офицеров, входили заведения по подготовке штурманов, инженерно-технических специалистов, морских артиллеристов и кораблестроителей. Как и в армии, военно-морские учебные заведения, готовящие офицеров, можно было разделить на две группы: 1) дающие своим выпускникам первый офицерский чин; 2) в которых повышали образование лица уже имеющие офицерские чины. К первой группе относятся морские училища, а ко второй — академии и различные офицерские классы и школы.

Итак, система военного образования в Российской империи в течение XIX века прошла несколько этапов. На первом этапе в конце первой трети XIX века расширяется сеть кадетских корпусов как основное звено подготовки общевойсковых офицерских кадров. В это же время зарождается деление на учебные заведения, непосредственно выпускающие офицеров, и заведения, осуществляющие первичную подготовку.

Следующий этап, начавшийся со второй половины XIX века, связан с проведенными тогда радикальными реформами военного образования, в результате которых она приняла, во-первых, всеобъемлющий характер, а во-вторых, обрело логическую последовательность и единообразие в основных звеньях.

С упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ в военные, система военно-учебных заведений к началу XIX века приняла полностью единообразный вид.

Автор: Кузнецов Д.А. 

Примечания:

  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. — М., 1993. -с. 106.
  2. Там же-с. 107.
  3. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий (1881-1903).-М., 1973.-c.294.
  4. РГВИА, ф.379, оп. 20, д.111,л.17.
  5. РГВИА, ф.379,оп. 40, д.71, л.22.
  6. Деникин А.И. Путь русского офицера. — М., 1991. -с.65-66.
  7. РГВИА, ф.366, оп.2,д.163,л.21.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *