С марта 2017 года в Белгороде городской администрацией совместно с муниципальным предприятием «Городской пассажирский транспорт» начат экономический эксперимент по внедрению оплаты за проезд посредством электронных денег. В автобусе теперь пассажиров встречает кондуктор с небольшим терминалом в руках. Для оплаты используются пластиковые карты и системы бесконтактной оплаты смартфонами посредством приложений ЭпплПэй и СамсунгПэй.
Для мотивации пассажиров организаторами безналичных платежей используется действенный инструмент – существенная ценовая скидка. Если для наличной оплаты тариф в городском транспорте составляет 15 рублей, то по безналу – всего 10 рублей. Эксперимент в Белгороде только начался и пока пассажиры понемногу адаптируются к новым реалиям.
Что же касается Воронежа, то формально аналогичный эксперимент стартовал в январе 2017 года, хотя планировался к запуску ещё в середине 2016 года. В столице Черноземья первый блин вышел комом – безналичные расчёты стали внедряться на троллейбусах с использованием пластиковой карты Сбербанка. Несмотря на денежную скидку в 2 рубля при тарифе в 15 рублей, эксперимент пока нельзя назвать удачным. Терминалы из воронежских троллебусов были изъяты уже в середине февраля 2017 года.
Для чего же властям понадобилась система безналичных платежей и насколько она перспективна для пассажиров?
Надо отметить, что одно из главных соображений государственных и муниципальных чиновников – это уменьшение сектора теневой экономики. По платёжным картам или бесконтактным платежам всегда можно узнать количество экономически активного населения, суммы платежей, налоговые отчисления, идентифицировать покупки того или иного лица. Действительно, «обеление» экономики – весьма серьёзный аргумент для государства.
Второй момент – это уход от передачи наличных денег водителю, который часть из них может оставлять себе. Электронные платежи – это точный учёт количества пассажиров и переданных ПАТП средств.
Ну и конечно следует отметить и фактор повышения безопасности на дорогах. Поскольку водителю не нужно отвлекаться на приём от пассажиров денег и выдачу им сдачи, внимание дорожной обстановке уделяется гораздо больше.
Теперь несколько слов о том, что имеют от внедрения электронных денег пассажиры. Первый плюс мы уже отметили выше – это существенная ценовая скидка при проезде по безналу. Второе преимущество – пассажирам не надо таскать в карманах мелочь и отсчитывать её в темноте или стеснённых условиях. К этому следует прибавить некоторое неудобство со сдачей, которую не всегда возвращают по самым разным причинам.
Не остаются в накладе и банки, обслуживающие городские ПАТП, имея свою комиссию и иные выгоды.
Но трудности пока заключаются в том, что на городских линиях находится достаточно много частного (в том числе неучтённого) транспорта, которому затея с электронными платежами категорически не нравится.
Для уверенной реализации начатых проектов городским службам Воронежа и Белгорода придётся поработать над отработкой быстрых платежей для пассажиров, где не требуется набор пин-кода. Иначе будут задержки, очереди и недовольство пассажиров. Кроме того, надо будет что-то решать с частниками. А это, как известно, дело хлопотливое.