Начало нового учебного года показало серьёзную смену предпочтений в образовании — воронежцы и иногородние учащиеся стали по-другому смотреть на жизнь, обучение, трудоустройство. В 2022 году случилось небывалое ранее событие — в Воронежский государственный университет и Технический университет (объединивший ныне строительный и политехнический вузы) вынуждены были объявить о дополнительном наборе студентов. Испытывали определённые трудности с набором и некоторые другие вузы Воронежа — особенно на платные отделения.

Одновременно с этой тенденцией спада числа желающих поступать в высшие учебные заведения наблюдается и другой, не менее удивительный тренд — значительный рост конкурса в средние специальные учебные заведения. Что же такое произошло? Что поменялось в ценностях и приоритетах родителей и вчерашних школьников? Это очень интересная и многоплановая проблема, которая требует своего глубокого исследования и выводов.

Мы можем обозначить лишь свои скромные соображения, обобщив ряд наблюдений и маркетинговых исследований последнего времени. Главные версии состоят в следующем.

 

1 Ковидные годы (2020-2022 гг.) заставили поступающих и их родителей переосмыслить образовательные приоритеты

Занятия по технологии дистанта, когда лекции и семинары проводятся посредством видеоконференций, разочаровали многих родителей и студентов по целому набору пунктов. С одной стороны, платить за такое обучение через Интернет приходится по полной программе, без скидок и изъятий (т.е. фактически заочное обучение идёт по ценнику очного). Это, естественно, вызывает справедливые нарекания со стороны пользователей. Второй момент состоит в том, что в дистанционном обучении отсутствует живое общение с одногруппниками, преподавателями, уходит аура самого вуза, его атмосфера, впечатления, многочисленные контакты. Вывод очевиден: данный вариант обучения не является полноценным.

 

2 Спрос на специалистов с высшим образованием снижается

За минувшие годы родители и выпускники образовательных учреждений стали отмечать тенденцию заметного падения спроса на людей с высшим образованием. Даже обладатели двух-трёх дипломов об окончании вузов не могут подчас найти себе достойную работу. И даже там, где она имеется, зарплаты, как правило, невысокие. Стало быть, финансовые вложения в высшее образование не окупаются.

 

3 Рынок труда требует специалистов, умеющих работать руками

Заглядывая на странички различных служб занятости, да и по собственному опыту, родители будущих студентов воочию убеждаются, что воронежским предприятиям требуются специалисты рабочих специальностей — у них и зарплата выше (иногда в 2-3 раза), чем у офисных работников, и перспективы ясней, и ипотека доступнее, и социальные гарантии чётче.

 

4 Обучение в вузах слишком затянуто

Вузовское обучение слишком затянуто по времени. Бакалавриат, специалитет и магистратура — всё это чрезмерно долго. На старших курсах забываешь то, что изучал на младших — тем более, без надлежащей производственной практики. Лучше избрать более компактный и практичный вариант — вариант ССУЗа. А если возникнет надобность в последующем обучении — это можно сделать без особых проблем.

 

5 Послевузовское образование и наука также выглядят неперспективно

В советские годы весьма заманчивым вариантом построения карьеры было поступление в аспирантуру, трудоустройство на кафедре вуза или в каком-либо НИИ. Теперь же эта перспектива как-то скисла, стала нестатусной, трудозатратной и малооплачиваемой. Кандидатская и даже докторская диссертации мало что дают в денежном и моральном плане. Отсюда всё больше женщин на кафедрах вузов и в педагогических коллективах школ, а также средних специальных учебных заведений.

 

Выводы

Выводы, которые делают воронежцы, становятся всё более прагматичными и однозначными — вузовское образование в его нынешнем виде себя не оправдывает ни по затраченному времени, ни по деньгам, ни по набору приобретённых знаний и навыков. Совмещение учёбы с практическим ремеслом гораздо более целесообразно и приспособлено к реалиям сегодняшнего дня. Эта основная мысль и выражается, в конечном счёте, в снижении престижа высшего образования и в росте конкурса в средние специальные учебные заведения. Не исключено, что в последующие годы этот тренд будет набирать силу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *