Завод Рихард-Поле, ставший впоследствии заводом им. Коминтерна, играл в начале ХХ века значительную роль в экономике Воронежского края, лидируя некоторое время по численности рабочих и выработке промышленной продукции. Не утратило предприятие своего значения в советское время, прославившись выпуском минометного вооружения (реактивных «катюш») в период Великой Отечественной войны, а также на послевоенном этапе, производя экскаваторы. И хотя впоследствии завод им. Коминтерна не смог выдержать всех перипетий перехода к рынку и макроэкономической нестабильности 1990-х и 2000-х, предприятие навсегда вошло в историю воронежской экономики.

Свой сжатый обзор начнем с того, что кратко обрисуем положение Воронежского края во второй половине XIX столетия. Воронежская область того времени несла на себе черты типично аграрной хозяйственной системы – подавляющая часть населения занималась сельскохозяйственным трудом и проживала в сельской местности. К концу 1890-х годов в Воронеже проживало лишь около 60 тыс. жителей. Основная масса населения (около 3 млн.) проживала на селе. Промышленность в ее средних и крупных формах до 1870-х годов отсутствовала в крае почти полностью. Лишь в 1869 г. был пущен механический завод товарищества Столль и К° (впоследствии завод им. Ленина), который в ту пору представлял собой небольшие кустарные мастерские.

Тогда же (т.е. к концу XIX столетия) начинают свою работу еще два завода – завод Иванова и Веретенникова (ставший впоследствии заводом им. Калинина) и завод Гаусмана и Бухонова. Оба эти предприятия специализировались на литейном производстве и на выполнении ремонтных работ по заказам железной дороги и сельхозпроизводителей.

В период первой мировой войны (в 1915 г.) в Воронеж был эвакуирован из Прибалтики машиностроительный, литейный и котельный завод акционерного общества «Рихард-Поле», который был основан в 1870 году в Риге Рихардом, Ядвигой и Анне Поле. В то время завод считался одним из крупнейших воронежских предприятий.

Здесь, правда, будет уместно отметить, что прошлые представления о заводах и фабриках (в том числе о крупных предприятиях) существенно отличались от современных. По нынешним меркам все выглядело весьма скромно. Вот как описывался завод «Рихард-Поле» современником: «Весь завод имел 4 цеха: котельный, кузнечный, литейный и механический. Крыша литейного цеха была покрыта соломой. Механический цех имел около 12 старых избитых станков. Количество рабочих в 1916 г. вместе со строителями составляло 450-500 чел., а в апреле 1917 г. – 381 чел.». [1]. Ниже на фотографии представлен внешний вид завода того времени.

Завод «Рихард-Поле» в первые годы своего существования в Воронеже.

Завод «Рихард-Поле» в первые годы своего существования в Воронеже.

Несмотря на сравнительно небольшую численность рабочих на заводе «Рихард-Поле» и других промышленных предприятий города, для Воронежской области развитие этих бизнесов имело колоссальное значение. Это были, по сути дела, громадные шаги в преобразовании края, создании в нем класса рабочих и рабочих династий, появление инженеров, механиков, техников, а впоследствии – среднего профессионального и высшего технического образования. И это при том, что Воронежская область в начале ХХ века уступала по численности рабочих практически всем регионам Центра и Черноземья (см. таблицу 1).

Как хорошо видно из таблицы, численность рабочих в Воронежской губернии до появления в ней завода «Рихард-Поле» росла очень незначительно. Аналогичные цифры по Курской и Тамбовской губернии были гораздо более впечатляющими.

Число рабочих на тысячу жителей, а также выработка промышленной продукции в относительных показателях были в Воронежской губернии явно более слабыми, чем в других регионах, особенно в сравнении с Центрально-промышленными областями (см. табл.2).

Завод «Рихард-Поле» в значительной степени изменил ситуацию, увеличив спрос на рабочих в годы своего становления. Особенно оказалось полезным предприятие в плане помощи фронту, так как завод стал выполнять военные заказы правительства.

Прибывший из Риги завод был размещен в помещениях бывшего завода Гаусмана и Бухонова, арендованных у купца А.Ф.Петрова. С октября 1915 по 1917 год на участке около Задонского шоссе петроградской фирмой-подрядчиком «Три короны» был сооружен новый производственный комплекс на 3 тысячи рабочих мест. К 1917 году завод стал крупнейшим предприятием Воронежа. [2].

Выпуск продукции заводом «Рихард-Поле» начался в 1916 году, еще на старом производственном участке. На базе собственного литейного производства завод выпускал паровые котлы и машины; фуговочные, строгальные, лощильные и другие станки для деревообрабатывающих, цементных и других заводов. По военным заказам оборонного ведомство в период Первой мировой войны завод изготавливал взрывные устройства и стальные ленты для шин военных грузовиков.

После революции 1917 года завод «Рихард-Поле» поменял название. В 1917-1920 гг. предприятие стало именоваться Акционерное общество Воронежских машиностроительного и литейного заводов. В этот период завод работал, в основном, по сельскохозяйственной тематике, выпуская сельхозмашины, инвентарь и оборудование для сельчан. Это было вызвано тем обстоятельством, что в стране был голод, не хватало продуктов питания и зерна. Поэтому в первую очередь следовало восстанавливать аграрное производство.

После национализации завода в апреле 1920 года он изготовлял котельное оборудование, экономайзеры и водоочистители для Шатурской и Каширской электростанций; оборудование для пищевой промышленности.

В октябре 1922 года предприятию было присвоено имя Завод III-го Коммунистического Интернационала (Коминтерна). Тогда же, в 1922 году, завод в очередной раз сменил свое название и стал именоваться 2-ой Государственный механический завод им. Коминтерна. Основным направлением деятельности завода стал выпуск оборудования для пищевой промышленности и сельского хозяйства.

После начала Великой Отечественной войны завод переключился на выполнение оборонных заказов. После того, как линия фронта придвинулась к Воронежу, и начались бомбежки, завод был эвакуирован в Свердловск. Там коллективом предприятия в сжатые сроки был налажен выпуск реактивных установок БМ-13 «катюша» и снарядов к ним типа РС-132.

Во время боев за город завод им. Коминтерна был почти полностью разрушен. После освобождения Воронежа в 1943 году начались восстановительные работы. Параллельно с расчисткой завалов, ремонтными и строительными работами на заводе был организован производственный процесс по ремонту танков, а в 1944 году изготовлялось вооружение. [3].

В 1945 году на предприятии выпускались асфальтобетоносмесители, камнедробилки и гильотинные ножницы.

С 1946 года завод им. Коминтерна в очередной раз сменил свое название и производственную специализацию – теперь он получил новое имя – «Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна» Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР С 1947 года завод перешёл на изготовление экскаваторов и кранов на гусеничном ходу.

Новая продукция для мирной жизни оказалась весьма сложной в производстве и проектировании. Но заводчане успешно осваивали изготовление и испытания новых образцов техники. Забегая вперед, скажем, что за 60 лет своей работы завод произвел более 45 тыс. экскаваторов различной модификации, а также землеройно-фрезерные, бурильные машины, краны, погрузчики, сельскохозяйственную технику.

За заслуги перед Родиной завод был награжден  в 1965 году орденом Трудового Красного Знамени. Звания Героя Социалистического Труда удостоились Назаров А.А. (1971 г.), Чернышев А.А. (1974 г.), Анучин Г.Ф. (1979 г.).

В последние десятилетия на заводе была освоена новая, передовая техника – экскаваторы нового поколения ЭО 5225, ВЭКС 30L, ВЭКС 20К на пневмоколесном ходу для работы в горных условиях.

В 1992 году завод им. Коминтерна был преобразован в акционерное общество открытого типа. Однако отход от государственной формы собственности и приватизация предприятия не стали для него годами прорыва.

Как и для многих других воронежских предприятий, производивших сложные изделия с высокой добавленной стоимостью, для завода им. Коминтерна начались трудные времена. Распад страны, нарушение производственных связей, обвал производства и критическое снижение заказов сделали свое дело. Кроме того, государство настежь открыло таможенные границы для иностранных производителей строительной и землеройной техники. Все эти факторы привели в волне неплатежей, задержкам зарплаты, утрате части квалифицированного персонала.

В начало 2000-х годов завод вошел с огромными трудностями, которые так и не были преодолены. Дело закончилось реорганизацией и банкротством предприятия. На площадке завода возникли новые юридические лица с различными правами собственности – ОАО «Тяжэкс» им. Коминтерна и ОАО «ВЭКС-Воронеж: экскаваторный завод». Созданы также Воронежский сталелитейный завод и дочернее предприятие Петербургского Кировского завода – ООО «Воронежский завод экскаваторов». Смогут ли эти предприятия стать достойными продолжателями традиций завода им.Коминтерна – покажет время.

 

1. Докунин В. Воронеж. – Воронеж: Воронеж. обл. книгоиздательство, 1938. – С.22.

2. Воронежская энциклопедия /Под ред. М.Д.Карпачева. – Т.2 (Н-Я). – 524 с.

3. Федин П.М. Воронежская «катюша». Изд. 2-е. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. – 87 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *