Современный малый бизнес функционирует в рамках законодательных норм, устанавливающих целый ряд ограничений на режим работы и отдыха наемных сотрудников, социальных гарантий и безопасности труда. Индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий должны соблюдать нормы Гражданского кодекса, экологического, природоохранного и эпидемиологического законодательства, договорного и финансового права. В поле их внимания должны постоянно присутствовать особенности налогового права и закона о защите прав потребителей.
Экономико-правовое регламентирование деятельности малого предприятия имеет не только внешний характер, связанный с необходимостью использования законов, издаваемых государством. Большое значение имеет внутреннее упорядочивание бизнес-процессов и взаимоотношений между сотрудниками предприятия, основанное на внутрифирменных правовых актах и документах – приказах и распоряжениях, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях об оплате труда и премировании сотрудников, должностных инструкциях, рекомендациях по работе с клиентами, кодексами деловой этики, принятых на малых предприятиях. Внешняя и внутренняя (частная) законодательная среда, в которой действует малый бизнес, образует правовое поле, обладающее как общими, так и особенными характеристиками (см. рис.1).
Рис.1. Схема формирования правового поля малого предприятия
Из рис.1 видно, что правовое поле, в котором функционирует малое предприятие, складывается из внешней законодательной среды, которая является универсальной для малого бизнеса, и внутренней среды (частного права), которая всегда индивидуальна для любой компании.
Как внешняя, так и внутренняя правовая среда малого предприятия не остаются статичными и неизменными во времени. Законодательная и исполнительная власть постоянно видоизменяет и совершенствует действующие правовые акты, создает новые и отменяет старые. Практически ежегодно меняются правила игры для малого бизнеса в плане изменения налоговых ставок и местных коэффициентов, правил ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, взаимодействия с пенсионным фондом, фондами социального и обязательного медицинского страхования. Вместе с правовой средой меняются и технологии взаимодействия с государственными органами, которые все более смещаются в интернет.
В соответствии с изменением законодательной базы и конъюнктурой рынка меняется и правовое поле малого предприятия. На усиление конкуренции со стороны аналогичных предприятий владельцы малого бизнеса вводят новые системы оплаты труда и премирования сотрудников, ужесточают дисциплинарную практику (регламентируя прием сотрудниками алкоголя не только в рабочее, но и внерабочее время; строже подходят к разглашению служебной информации, хищениям интеллектуальной собственности). Изменяются также подходы во взаимодействиях с партнерами, поставщиками и финансово-кредитными организациями, отношения с которыми переводятся на более совершенную правовую платформу.
В связи с постоянными изменениями внешней правовой среды и экономической ситуации на рынках, владельцам малых предприятий приходится все время держать «руку на пульсе», отслеживая законодательные изменения макросреды и внося надлежащие коррективы во внутреннюю правовую документацию. Сделать это в одиночку, не опираясь на поддержку специалистов из различных отраслей права практически невозможно. Поэтому для собственников малых предприятий остается выбор – либо нанимать в штат юриста, либо обращаться за квалифицированными правовыми консультациями в специализированную фирму на разовой основе или на условиях абонентского обслуживания.
Но может быть, можно обойтись без услуг юристов, сэкономив на оплате их труда? В принципе, это возможно, но лишь до тех пор, пока не начинают прорываться наружу изъяны, связанные с отсутствием систематической правовой работы. И тогда неразумная экономия оборачивается многократными убытками от судебных исков, неустоек и различного рода санкций. Урегулировать ситуацию удается лишь с помощью больших затрат на приглашенных юристов и на судебные издержки. Другими словами, выясняется, что скупой платит дважды. Поясним сказанное следующим образом.
Действуя в условиях рыночной неопределенности, субъекты малого предпринимательства принимают на себя различные риски – их могут подвести партнеры по бизнесу, не выполнить свои обязательства поставщики, предъявить необоснованные претензии налоговые и таможенные органы. Никогда нельзя исключать случаев недобросовестной конкуренции, вымогательства, рейдерства и тому подобных обстоятельств.
Стремясь обезопасить себя и ограничить возможные риски, владельцы малых предприятий обращаются за услугами к профессиональным юристам, которые на возмездной основе своими действиями реализуют:
а) охранно-правовую функцию – то есть, используя свой опыт и профессиональные знания, защищают интересы клиента от возможных претензий и посягательств третьих лиц с помощью закона и необходимых правовых процедур. Оплачивая услуги юристов, собственники малых предприятий обеспечивают своему бизнесу интеллектуальную охрану в рамках национального и международного права.
б) функцию внутренней регламентации управленческих и организационных вопросов внутри предприятия. Известно, что повседневная деятельность любого юридического лица связана с изданием множества приказов и распоряжений, с упорядочиванием должностных прерогатив и полномочий тех или иных подразделений или лиц, с вопросами найма и увольнения, выплат зарплат и бонусов. Эти и другие вопросы решаются не произвольно, а с соблюдением трудового, финансового, природоохранного и иного права, ограждающего всех участников совместной деятельности от злоупотреблений. Квалифицированная помощь юриста в этих вопросах совершенно необходима.
в) экономическую функцию. Осуществляя хозяйственную деятельность, индивидуальные предприниматели и юридические лица постоянно сталкиваются с проблемами правильной уплаты налогов, заключения адекватных договоров с поставщиками и торговыми организациями, с судебными тяжбами с другими участниками рынка, а также с контролирующими и надзорными инстанциями.
Надо ли говорить, что суммы предъявляемых исков к контрагентам сделок бывают подчас весьма значительными. Крупными могут быть потери, связанные с неправильной выплатой налогов, – предприятие-плательщик может иметь законные преференции, вычеты и налоговые каникулы, но в силу плохого знания налогового и финансового права ежемесячно терять денежные средства. Хороший специалист в области налогов, финансового и кредитного законодательства, а также иных отраслей права (например, законодательства об инвалидах, работающих на предприятии) избавит юридическое лицо от выплат там, где это не нужно. Указанная выше триада правовых услуг представляет собой основу юридического сопровождения малого бизнеса.