Это значимое для Воронежа и всего Центрального Черноземья событие произошло ровно 90 лет назад. В этот день, 20 августа 1929 года, президиум городского Совета Воронежа принял постановление о закрытии собора Митрофановского монастыря. Формальным поводом для прекращения деятельности храма стали жалобы воронежцев на колокольный звон, который мешал спокойствию горожан. Вот что писала в декабре 1929 года областная газета «Коммуна» в статье «Запретить колокольный звон»: «Во время прошлых перевыборов горсовета избиратели настаивали на запрещении в городе колокольного звона. Особенную настойчивость проявляли школьники, рабфаковцы и медработники, так как колокольная трескотня, в особенности в дни церковных праздников, определённо мешает работе школ и больниц. Но об этом требовании очень быстро забыли.
Сейчас, в связи с наступающим «рождеством», вполне уместно напомнить горсовету о том, что говорили его избиратели.
Вообще, о колоколах следует подумать. Многие рабочие собрания на предприятиях Воронежа выносили требования о сдаче колоколов Рудметаллторгу. Проведение в жизнь этого мероприятия по 25 воронежским церквям, дало бы примерно 6 тысяч пудов меди, столь необходимой нашей промышленности.
Не пора ли освободить Воронеж от «колокольного шума», а заодно и внести ценный вклад в дело индустриализации страны?».
Закрытие Митрофановского монастыря стало одной из страниц истории борьбы большевиков с влиянием церкви. А эта борьба, надо сказать, была весьма активной и даже агрессивной. Так, например, с 24 декабря 1926 по 8 января 1927 года, в Воронежской губернии проводился «Двухнедельник безбожника». Смысл проведения «Двухнедельника» заключался в активизации атеистической работы среди населения, распространении листовок и плакатов обличительного и антирелигиозного содержания, в разоблачении служителей культа как пособников царизма и контрреволюционных сил.
Следует отметить, что с декабря 1922 года в стране стала издаваться газета «Безбожник», которая являлась печатным органом специально созданной организации – «Союза воинствующих безбожников». Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» и «Безбожник у станка». Издавались также и многие другие печатные издания – «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юный безбожник» на русском и языках народов СССР. Издательство «Безбожник» (впоследствии — Государственное издательство антирелигиозной литературы (ГАИЗ)) выпустило огромное количество атеистической литературы.
А четыре месяца спустя после закрытия собора Митрофановского монастыря состоялось ещё одно знаковое событие – вскрытие мощей святого Митрофания в присутствии 25 тысяч воронежцев. Сделано это было демонстративно на Рождество, чтобы показать пренебрежение пролетариата и коммунистических властей к церковным праздникам. На митинге, посвящённом вскрытию мощей святого Митрофания прозвучали требования рабочих активистов о том, чтобы вслед за Митрофанием были изъяты и переданы в музей также и мощи Тихона Задонского.
Продолжением борьбы с церковью в Воронеже стало открытие 13 апреля 1933 года Антирелигиозного музея прямо в стенах Покровской церкви
Коммуна. 1929. 24 дек.
Коммуна. 1930. 7 янв.
Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.173.